Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

2. Развитие высшего образования

Вторая половина XIX в. в истории России характеризовалась подъемом высшего образования и науки. Это объяснялось прежде всего развитием капитализма в стране, который «…во всех областях народного труда повышает с особенной быстротой число служащих, предъявляет все больший спрос на интеллигенцию» [В.И.Ленин, Соч., т. 4, стр. 183].

В числе других буржуазных реформ была проведена и реформа высшей школы. В 1863 г. после пятилетней разработки был утвержден новый университетский устав, создававший более благоприятные условия для развития высшего образования и науки в стране. Профессорские коллегии получили внутреннее самоуправление (право избирать ректора, деканов, профессоров и доцентов, участвовать в управлении университетом). Повысилась заработная плата преподавателей, увеличилось число кафедр. Хотя по своему социальному содержанию университетская реформа была буржуазной, она имела определенное прогрессивное значение.

Устав 1863 г. распространялся и на Киевский университет, имевший до этого индивидуальные уставы (1833 и 1842 гг.). Обнаружилась острая нехватка профессорско-преподавательских кадров. 35 кафедр оставались вакантными, не хватало 49 преподавателей. Наличное число преподавателей составляло меньше половины того, что требовалось по новому уставу [М. Ф. Владимирский-Буданов, Пятидесятилетие императорского университета св. Владимира, стр. 18 – 19]. Рост профессорско-преподавательского состава происходил очень медленно, и в конце первого десятилетия действия устава 1863 г. в университете все еще не хватало почти трети штатного числа преподавателей.

Правда, в [18]60-е годы в университет пришло немало известных ученых (математик М.Е.Ващенко-Захарченко, зоолог А.О.Ковалевский, физик М.П.Авенариус, химик П.П.Алексеев, историк В.С.Иконников, анатом В.А.Бец, терапевт В.Т.Покровский и др.). В следующем десятилетии в университете начали работать математик В.П.Ермаков, физик Н.Н.Шиллер, историк русского права М.Ф.Владимирский-Буданов, ботаник И.Ф.Шмальгаузен и ряд других.

Университет. На переднем плане – …

Университет. На переднем плане –  конка. Фото последней четверти XIX в. [с. 413]

Поздравительный адрес Пражского…

Поздравительный адрес Пражского университета Киевскому университету в связи с 50-летием. [с. 415]

За период действия устава 1863 г. университет пополнился 90 преподавателями, почти половину которых составляли воспитанники Московского и Петербургского университетов. Часть преподавателей была подготовлена в Киевском университете. С 1864 г. при нем начали оставлять выпускников для подготовки к профессуре (институт профессорских стипендиатов). За двадцать лет было оставлено 77 человек, 15 из них впоследствии стали профессорами и доцентами Киевского университета. За это же время университет присвоил ученую степень доктора и магистра 118 лицам, в то время как за первые 29 лет деятельности – только 80 [Там же, приложение IV].

В [18]60-70-е годы происходил процесс частичной демократизации студенчества. Если накануне отмены крепостного права дворяне составляли 80% всего количества студентов, то в 1881 г. процент их снизился до 50, в то же время резко возросло число выходцев из духовенства и мещан [М. Ф. Владимирский-Буданов, Пятидесятилетие императорского университета св. Владимира, стр. 40]. Увеличилось количество так называемых недостаточных, то есть необеспеченных студентов. По данным студенческой переписи 1872 г., 60% студентов Киевского университета нуждалось в помощи. Однако власти почти не заботились о них.

В 1882 г. из 1475 студентов университета лишь 103 человека (7%) получали стипендии. От платы за обучение освобождалась незначительная часть студенчества: в [18]60-х годах – 10%, в 70-х – 20%. В это время возникли общественные организации для помощи необеспеченным студентам (в 1869 г. создано «Попечительство о недостаточных студентах», в 1881 г. – «Общество вспомоществования недостаточным студентам»). Однако существенной помощи они не могли оказать.

Число студентов в университете достигло в 1883 г. 1709 человек, увеличилось количество выпускников. Если за первые 26 лет существования университета его окончили 1440 человек, то в последующие 23 года – 2963.

После спада волны революционно-демократического движения царизм перешел к политике открытой реакции в области высшего образования. В 1884 г. была осуществлена давно намеченная университетская контрреформа: либеральный устав 1863 г. заменялся уставом, разработанным еще в [18]70-х годах реакционным министром просвещения Толстым. Характерно, что даже члены Государственного совета выступали против проведения устава 1884 г. в жизнь.

Новый устав, действовавший до 1917 г., являлся наиболее реакционным. Автономия университета снова ликвидировалась, отменялась выборность профессуры и администрации (ректора и деканов). Жизнь университета подчинялась мелочной опеке попечителя и министерства. Создавались всевозможные преграды для поступления в университет демократических элементов. Повысилась плата за обучение, уменьшилось число студентов, освобождаемых от платы. Вместо штатной доцентуры вводилась приват-доцентура. Была введена также гонорарная система оплаты труда преподавателей и профессоров.

С целью усиления надзора за студентами вне университета в 1885 г. была восстановлена студенческая форма. Поступающие должны были представлять свидетельство о «политической благонадежности».

В Киевском университете введение нового устава совпало с 50-летием университета и было отмечено бурными студенческими сходками и демонстрациями протеста против реакционной политики царизма в области высшего образования.

Царское правительство ответило на это жестокими репрессиями: университет был закрыт на полгода, а приезжие студенты были высланы из города по месту жительства. Жандармское управление привлекло к следствию 34 студента [ЦГИА УССР, ф. Киевского, подольского и волынского генерал-губернатора (секретная часть), 1884, д. 157, л. 156].

Некоторое оживление в деятельности университета в период действия устава 1863 г. сменилось новым упадком. Передовые профессора и преподаватели освобождались от работы. Так, в 1884 г. был снят за «политическую неблагонадежность» и выслан из Киева доцент греческой словесности Ф.Г.Мищенко, работавший здесь с 1872 г. [С.Г.Сватиков, Опальная профессура 80-х годов, «Голос минувшего», 1917, № 2, стр. 29] Плата за обучение увеличилась в несколько раз. В 1887 г. общая сумма, собранная за обучение, составляла 10 тыс. руб., в 1893 г. – 37 тыс., в 1894 г. – 80 тыс. руб. [«Университет св. Владимира в царствование имп. Александра III (1881-1894)» К , 1900, стр. 31]

Однако царизм не мог задушить стремления молодежи к знаниям. Число студентов в университете неуклонно возрастало и достигло в 1895 г. 2313 человек [Там же, табл. 3]. Несмотря на реакционную политику царизма в области науки и культуры, Киевский университет пополнился в 80-90-х годах рядом талантливых ученых (патолог В.В.Подвысоцкий, анатом М.А.Тихомиров, химик С.Н.Реформатский и др.).

Следует отметить, что двери университета были закрыты для женщин. Под влиянием революционно-демократического движения в 60- 70-х годах царское правительство, не открывая доступа женщинам в университеты и институты, вынуждено было разрешить передовой общественности создавать высшие женские учебные заведения. По инициативе прогрессивной профессуры в 70-х годах в ряде городов страны, в том числе и в Киеве (1878 г.), возникли так называемые высшие женские курсы.

В.С.Иконников

В.С.Иконников. [с. 415]

Киевские высшие женские курсы имели два отделения: историко-филологическое и физико-математическое. Преподавали на курсах в основном профессора университета (В. С. Иконников, Ф. Я. Фортинский, И. В. Лучицкий, П. Э. Ромер, П. П. Алексеев, М. Ф. Хандриков, В. П. Ермаков Н. Н. Шиллер и др.). Вначале было принято 324 слушательницы [«Историческая записка и отчет о киевских высших женских курсах за первое четырехлетие (1878 – 1881)», К., 1884, стр. 17]. Курсы содержались исключително на плату за обучение и добровольные пожертвования. Правом на поступление на курсы пользовались лишь те, кто окончил средние учебные заведения. Срок обучения составлял четыре года. Слушательницы, окончившие курсы, получали свидетельства, которые предоставляли им право после сдачи дополнительных экзаменов преподавать в гимназиях [«Положение о Высших женских курсах, учрежденных в г. Киеве», К., 1881].

Царское правительство установило строгий надзор за деятельностью женских курсов, которые во всем подчинялись попечителю округа и министерству. Высшие женские курсы в Киеве, как и в других городах, просуществовали недолго. В 1886 г. был запрещен прием новых слушательниц, а в 1889 г. курсы в Киеве закрылись совсем. За время их существования здесь обучалось свыше тысячи женщин [К.Р.Шохоль, Высшее женское образование в России, СПб., 1910, стр. 75].


По изданию: История Киева. – К.: Издательство АН УССР, 1963 р., т. 1, с. 412 – 416.