Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

6. Театр

Вторая половина XIX в. в истории отечественной театральной культуры характеризовалась могучим подъемом драматургии и искусства сцены реалистического направления. Вслед за литературой театр стал трибуной, с которой можно было, по выражению Саксаганского, выступать «в защиту украинского простого люда».

В русской драматургии этот период определяется именами А. Островского и И.Тургенева, М.Салтыкова-Щедрина и Л.Толстого, А.Чехова и М.Горького, в украинской – именами М.Кропивницкого и М.Старицкого, Панаса Мирного, И.Карпенко-Карого, И.Франко и Леси Украинки.

В актерском и режиссерском искусстве это был период утверждения сценического реализма и высокого профессионального мастерства таких выдающихся деятелей театра, как П.Садовский и П.Васильев, Г.Федотова и М.Ермолова, П.Стрепетова и М.Савина, К.Станиславский и В.Немирович-Данченко, М.Кропивницкий и М.Заньковецкая, П.Саксаганский и М.Садовский.

В литературно-художественной жизни Украины Киев играл огромную роль. Расширение в городе деятельности социал-демократических организаций и обострение борьбы прогрессивных сил с реакцией во второй половине XIX в. – все это еще более, чем когда-либо, усиливало художественно-общественное значение театра.

Именно в это время русский театр в Киеве, пережив еще не одну антрепризу, в конце концов начал приобретать определенные организационные формы и профессионально зрелые, реалистические по своему направлению творческие принципы.

Это проявилось уже тогда, когда киевскую драматическую труппу в 1864 г. возглавил известный актер Н.К.Милославский. Он много внимания уделял укреплению актерского состава труппы, очищению репертуар а от низкопробных переводных пьес. Творческий состав труппы в сезоне 1864 г. был достаточно сильным: Млотковская, Степанова, Протасов, Максимов, Микульская, Жданова, Славский, Семенов, Булгаков, Павлова и др.

В репертуар труппы включались почти все основные пьесы Островского, комедии Гоголя, Сухово-Кобылина, а также такие редкие с точки зрения сценического бытования драмы, как «Горькая судьбина» Писемского, «Чужой хлеб» Тургенева; Милославский ставил и украинские водевили, например «Козырь-девку» Г.Квитки-Основьяненко.

По свидетельству современников, на таком довольно высоком художественном уровне представлений Милославскому не посчастливилось долго удержаться. Однако о пополнении репертуара пьесами классической отечественной драматургии заботились почти все преемники Милославского, хотя еще и отдавали дань легкому жанру, переводным пьесам второстепенного значения.

Этими чертами отличалась деятельность антрепренеров Новикова (1865 г.) и Протасова (1866 г.), а также специального комитета, занимавшегося в 1867 г. театральными делами. Интерес к искусству драматической сцены и усиление борьбы против засилья оперетки и переводных иностранных пьес еще больше возросли после приезда в Киев выдающихся актеров московских и петербургских театров, страстных пропагандистов пьес Грибоедова и Гоголя, Островского и Сухово-Кобылина. После успешных выступлений в 1861 г. известного трагика, друга Шевченко негра Айры Олдриджа («Отелло», «Макбет», «Шейлок», «Король Лир») Киев не раз посещали С.Шумский (1871, 1873, 1877 гг.), В.Самойлов (1875 г.), П.Васильев (1871 г.), М.Савина (1879, 1881 гг.), П.Стрепетова (1878 г.), М.Ермолова (1878 г.), А.Ленский (1878, 1879 гг.), Г.Федотова (1879 г.) и др.

Такие известные русские актеры, как М.Иванов-Козельский, П.Писарев, В.Андреев-Бурлак, в своей театральной деятельности сроднились с Киевом. Они часто и подолгу играли в русских и украинских труппах, не чувствуя себя гастролерами, а разделяя с местными актерами горе и радости провинциальной театральной жизни.

О большом общественном и художественном значении выступлений этих актеров свидетельствуют отклики театральной критики того времени и воспоминания очевидцев.

«Спектакли М.Г. [Савиной. – Ред.] были триумфальным шествием настоящего, исключительного таланта, относительно которого не было ни различных мыслей, ни партий, а единодушное, восторженное удивление перед божественной красотой его проявления» [Н.Николаев, Киевский драматический театр, К., 1898, стр 105].

Актриса петербургского театра взволновала киевлян драматизмом и глубоко реалистической манерой сценического исполнения. В 1881 г. Савина выступала в очень своеобразном репертуаре, составленном преимущественно из малоизвестных и художественно посредственных пьес – «Злоба дня» А.Потехина (Елена Градищева), «В осаде» В.Александрова (Лиза Черенкова). Савина в этих небольших ролях глубоко передала психологические переживания человека, раскрыла внутреннюю драму героинь.

Огромное впечатление на киевлян произвела Савина двумя ролями – Беатриче в пьесе Шекспира «Много шума из ничего» и Юлии в «Последней жертве» Островского. Творческая широта дарования актрисы и его многогранность действительно были необычайными.

Успех другой актрисы петербургской сцены, П.Стрепетовой, рецензент «Киевлянина» объяснял тем, что она

«обладает умением вникать и анализировать самые сокровенные душевные движения, от ее глаза ничего не скроется, ничего не останется незамеченным. Вот почему игра г-жи Стрепетовой дышит необыкновенной потрясающей правдой, завоевавшей ей симпатии всех… Кроме того, необходимо заметить, что Стрепетова вносит в свою игру чисто русский элемент: изображаемые ею лица не барышни в национальном костюме, не пейзанки, а настоящие бабы, настоящие великорусские купеческие дочери…» [«Киевлянин», № 54 от 11 декабря 1878 г.].

Стрепетова показала киевлянам лучший свой репертуар: Лизавету в «Горькой судьбине» Писемского, Грушу в «Не так живи, как хочется», Катерину в «Грозе», Юлию в «Последней жертве» Островского. Огромный интерес к гастролям Стрепетовой не могло уменьшить даже появление в это время в Киеве знаменитого итальянского трагика Эрнесто Росси.

Характером трактовки образов, драматическим планом игры Стрепетова была близка к выдающейся актрисе московского Малого театра М.Ермоловой, с искусством которой киевляне познакомились в сезоне 1878 г.

Ермолова начала гастроли в Киеве исполнением роли Катерины в пьесе «Гроза» Островского, в которой до нее здесь выступала Стрепетова. В ее исполнении драма Катерины возвышалась до трагедийного звучания. Ролями Марии Стюарт в одноименной трагедии и Луизы в «Коварстве и любви» Шиллера она раскрыла перед киевскими зрителями могучую силу своего таланта. Прекрасная сценическая школа художественного реализма чувствовалась и в игре других актеров русской сцены, на протяжении [18]80 – 90-х годов, приезжавших в Киев. Так, о выступлениях талантливой ученицы и последовательницы Щепкина, артистки Малого театра Г.Федотовой театральная критика писала, что ее игра

«доставляет по своей художественности высокое эстетическое удовольствие, ею нельзя не восхищаться, у нее можно и должно учиться, все в ней правдиво и вместе с тем изящно… Удивляешься богатой игре ее лица, разнообразным движениям, замечательным оттенкам в ее голосе. Монологи, которые у других артисток проходили совершенно бледными, незамеченными… как-то рельефно выдаются в ее исполнении… Все это достигается артисткой не одним лишь искусством- везде слышен искренний задушевный тон, везде заметен тот «огонек», который не дается одним трудом и опытом, но который доступен лишь истинному таланту» [«Киевлянин», № 45 от 27 ноября 1879 г.].

В конце XIX – начале XX в. в Киев приезжали уже целые труппы и среди них такие, как общество московских драматических актеров театра Корша, в состав которого входили известные исполнители В.Давыдов, И.Киселевский, Н.Рощин-Инсаров и др. (1886-1891 гг.); общество актеров Малого театра с участием Федотовой, Южина, Лешковской, Правдина, Яковлева и др. (1888, 1893, 1898 гг.); общество петербургских актеров во главе с М.Савиной, в составе которого были А.Ленский, Мартынов и др. (1888-1899 гг.); общество петербургских и московских актеров, возглавляемое В.Давыдовым (1885, 1893, 1894 гг.).

Выступления русских актеров и трупп, а также таких выдающихся зарубежных мастеров сцены, как Росси (1878, 1890, 1897 гг.), Коклен (1882, 1889 гг.), Барнай(1886 г.), Поссарт (1887 г.), Дузе (1891 г.), имели большое значение для театральной жизни Киева. Они способствовали укреплению стремления украинского народа иметь свою литературу и театр. В условиях целой системы административно-цензурных ущемлений и преследований всего «малорусского» и, в частности, запрещения представлений на «малорусском диалекте» и переводов на украинский язык пьес русской и иностранной драматургии, сотрудничество передовых украинских и русских театральных мастеров свидетельствовало об их творческой дружбе, общности идейных позиций и стремлении служить интересам народа. В [18]80-90-х годах, несмотря на запреты, возникали украинские профессиональные труппы, расширялось движение актеров-любителей, развивалась украинская драматургия. Последовательно проводя политику «обрусения малорусского края», царизм душил любые проявления национальной демократической культуры украинского народа.

В дальнейшем укреплении местной драматической труппы большую роль сыграли гастроли в Киеве упомянутого уже общества московских актеров театра Корша (режиссер Н.Н.Соловцов). Эта труппа отличалась продуманностью репертуара и серьезной режиссурой представлений. Многим ее актерам и прежде всего Н.Соловцову, суждено было связать свою творческую жизнь с Киевом.

Соловцов в 1891 г. вместе с группой товарищей по сцене (Т.Чужбинов, Н.Самойлов-Мичурин, Е.Неделин и др.) организовал в Киеве общество драматических актеров, которое давало свои представления сначала в помещении бывшего цирка Бергонье, а затем в построенном театре (теперь театр им.И.Франко). Оно заложило основу труппы с хорошим актерским ансамблем [Первый сезон общество открыло 1 сентября 1891 г. спектаклем «Ревизор»]. Театр Соловцова, как впоследствии стала называться эта труппа, был очень популярен и стал школой русского реалистического сценического искусства на Украине. В течение многих лет он отличался от других провинциальных трупп высокой культурой представлений. На сцене театра только за одно десятилетие нашли свое сценическое воплощение пьесы почти всех русских драматургов-классиков от Грибоедова и Пушкина до Островского и Горького.

Соловцов был талантливым актером и выдающимся режиссером-организатором В состав труппы входило много исполнителей, имена которых в [18]90-х годах были широко известны в России и на Украине; среди них особенно выделялись Н.Рощин-Инсаров, М.Глебова, А.Долинов, Н.Инсарова, С.Попов, Р.Чинаров, В.Полтавцев, А.Анненская, Л.Леонидов, А.Пасхалова, Е.Медведева, И.Киселевский.

Образцовое ведение театрального дела Соловцевым не только отличало его антрепризу от антреприз Сетова, Савина, Дувана-Торцова и Багрова, но и привлекало к работе в труппе известных русских актеров столичной и провинциальной сцены. Некоторые из них, например Глама-Мещерская, И.Киселевский, М.Велизарий, на протяжении нескольких сезонов выступали в составе этой труппы.

Иначе сложилась судьба украинского театра в Киеве. Еще в июле 1863 г. министр внутренних дел Валуев приказал киевскому цензурному комитету следить за тем, чтобы на «малорусском» языке издавались только художественные произведения.

Театр Соловцова. Фото конца XIX в.…

Театр Соловцова. Фото конца XIX в. [с. 440]

М.Л.Кропивницкий. [с. 441]

М.Л.Кропивницкий. [с. 441]

Бесправный, гонимый и преследуемый театр до 1907 г. так и не смог найти пристанища, хотя заслужил уважение театральной общественности России и стал гордостью своего народа. Труппы М.Кропивницкого, М.Садовского, П.Саксаганского возникли и развернули свою деятельность за пределами Киева. Киев для них долгое время был мечтой, городом, к которому неизбежно вели пути борьбы за национальную демократическую культуру. Однако Киев десятилетиями оставался неприступным даже для таких блестящих трупп, как труппа Кропивницкого, в составе которой выступали М.Заньковецкая, П.Саксаганский, М.Садовский, Г.Затыркевич-Карпинская и др. Местные власти, боясь распространения «украинофильских идей», на пушечный выстрел не допускали «малорусские» труппы к городу. Приходилось преодолевать большие трудности, идти на хитрости, проводить работу под видом «домашних спектаклей», что нередко делали М.Старицкий и Н.Лысенко.

Правда, украинские пьесы время от времени показывали не только киевские любители, но и русские труппы. Киевская пресса [18]80-90-х годов содержит много известий о таких представлениях, и цензура довольно терпимо относилась к подобного рода «театральным развлечениям». Шли украинские пьесы в основном бесплатно или с благотворительной целью и обязательно вместе с каким-нибудь русским водевилем или комедией. Однако отдельные спектакли не могли представлять украинский театр.

Начало серьезным организационно-художественным мероприятиям в области украинского театра в этот период положил М.Л.Кропивницкий. 10 января 1882 г. киевские зрители увидели драму Т.Шевченко «», поставленную силами кременчугской труппы Г.Ашкаренко, где Кропивницкий был актером и режиссёром. Этот спектакль уже не носил характер любительского. Пьесы, сыгранные труппой в течение января и февраля, убедили киевлян в том, что они, наконец, имеют дело с украинской труппой; в которой репертуару, режиссуре и исполнению придается серьезное значение, и что человек, занимающийся этим,-горячий патриот и высокой культуры специалист. Газеты «Труд», «Заря» и даже враждебно настроенный против всего украинского «Киевлянин» оценили представление с участием Кропивницкого, Садовского, а со временем и Заньковецкой как выдающееся явление.

В первый свой приезд в Киев Кропивницкий поставил «Солдата-чародея» и «Наталку Полтавку» Котляревского, «Сватанье на Гончаровке» и «Шельменко-денщика» Квитки-Основьяненко, собственные пьесы «Дай сердцу волю – заведет в неволю», «Невольника», «Гаркушу» и несколько водевилей («Как колбаса да чарка» М.Старицкого и др.).

Говоря об одном из представлений «Дай сердцу волю – заведет в неволю», рецензент «Киевлянина» вынужден был признать, что

«Кропивницкий не только чудесный малорусский актер, но и писатель. Сама пьеса раскрывает в авторе большой талант комедийного писателя, который имеет к тому же добрый запас личных наблюдений в области быта малорусского крестьянства, живо отражает обстановку крестьянской жизни нашего села; верно подмечает он характерные черты малорусского типа и мастерски, эффектно группирует их в определенных ролях. Жизненной правдой веет от комических сцен и ситуаций пьесы, и публика оценила эту сторону таланта автора по заслуге» [«Киевлянин», № 32 от 29 января 1882 г.].

В это же время Кропивницкий выступил в двух концертах (один из них авторский Н.Лысенко) с художественным чтением произведений Т.Шевченко, зарекомендовав себя пропагандистом поэзии великого Кобзаря и чудесным чтецом.

В условиях украинской литературно-художественной жизни [18]80-90-х годов, когда запрещалась организация каких-либо украинских трупп, представления в Киеве и громкий успех, которым они сопровождались, были событием в первую очередь политическим. Это особенно стало очевидным во время второго приезда Кропивницкого в Киев в ноябре 1882 г. уже с новой труппой и новым репертуаром. Теперь факт существования украинского театра и новой украинской драматургии не только признавался, но и стал объектом анализа и оценки на страницах киевских газет «Труд», «Заря», «Киевлянин». Внимание общественности, а также местных властей к «малорусскому» театру еще более усилилось после приезда в город новых украинских трупп М.Старицкого, М.Садовского, П.Саксаганского, А.Суходольского, А.Суслова и многих других.

Здание, в котором был основан первый…

Здание, в котором был основан первый украинский стационарный театр в Киеве. [с. 442]

М.П.Старицкий. [с. 443]

М.П.Старицкий. [с. 443]

В тайном циркуляре от 31 декабря 1883 г. начальник главного управления по делам печати Феоктистов обращал внимание губернаторов на то, что, несмотря на строгое запрещение организовывать какие-либо украинские труппы,

«на юге России сформирована малорусская труппа, которая возглавляется автором нескольких малорусских пьес Кропивницким, и, переезжая из одного города в другой, дает свои представления исключительно на малорусском наречии. Только для того, чтобы обойти указанный закон, она исполняет и незначительные пьески на русском языке. Успех этой труппы, например, в Киеве был такой большой, что вызвал беспорядки в театре» [ЦГИАЛ СССР, ф. Главного управления по делам печати, 1893, д. 61-а, л. 6].

Феоктистов категорически требовал от губернаторов запрещения дальнейших выступлений труппы Кропивницкого и усиления надзора за «действиями сторонников так называемой украинофильской партии, издавна избравшей сцену орудием для пропаганды своего учения».

Пьесы, которые показывали украинские труппы, приобретали исключительную идейную силу. Картины жизни обездоленных крестьян-бедняков, дикий произвол местных властей и жестокая эксплуатация кулаков-мироедов, разоблачение распущенных нравов привилегированных слоев общества, унижение человеческого достоинства, ростовщичество, непосильные налоги и другие характерные черты капитализированного села, с одной стороны, и тяжелый труд чистых душой простых людей с их усиливающимся протестом против существующего социального строя – с другой, – все эти идейные мотивы пьес Старицкого и Кропивницкого, Панаса Мирного и Карпенко-Карого делали выступления особенно актуальными и политически острыми. Украинский язык спектаклей, этнографически верное отображение народного быта и обычаев, национальные костюмы и народная песня будили чувство национальной гордости, свидетельствовали о духовном богатстве украинского народа.

«Во вторник публика увидела, наконец, – писал рецензент «Зари» об одном из представлений украинской труппы Кропивницкого, – настоящую малорусскую драму без излишнего сентиментализма, без традиционной завязки, с естественным по всему ходу драмы концом. Мы говорим о драме Кропивницкого «Дай сердцу волю –  заведет в неволю», поставленную 7 декабря в театре Иваненко…» [«Заря», № 273 от 9 декабря 1882 г.].

Еще более высокую оценку спектаклям дал театральный критик газеты «Труд».

Приведенные отклики – лишь примеры из сотен подобных и касаются они не только Кропивницкого, хотя он и был «душой» всего дела, «отцом» украинской труппы, одним из самых выдающихся ее драматургов, режиссеров и актеров.

Уже в следующем, 1883 г. газета «Заря» писала после очередного представления украинской труппы, что приходится «повторять фразы, ставшие банальными с того времени, как в Киеве пребывает малорусская труппа, а именно, что театр был переполнен, что артистов вызывали несчетное число раз, что бенефициантам преподнесли венок и подарок» [«Заря», № 205 от 26 октября 1883 г.]. В этот приезд украинская труппа, объединявшая лучшие силы украинской сцены того времени, показала киевлянам большой репертуар. Представления проходили с 14 октября по 16 ноября 1883 г. Кроме уже известных киевским зрителям пьес, были новые, в первую очередь драма «Мироед, или паук» и сатирический водевиль «На ревизию».

Обе пьесы Кропивницкого исполнял талантливый актерский коллектив. В драме «Мироед» Бычка играл автор, Елену – Заньковецкая, Хондолю – Карпенко-Карый; в водевиле «На ревизию» старшину – Кропивницкий, сторожа – Карпенко-Карый, писаря – Садовский, Рындичку – Затыркевич-Карпинская, Приську – Заньковецкая, Герасима – Саксаганский.

«В образе «Мироеда», – писал театральный критик «Зари», – Кропивницкий правдиво раскрыл черты этого типа: хищничество, лицемерие, безграничный эгоизм, прячущийся под маской благочестия, практический ум, знание людей, умение стать нужным человеком, издевательство над слабым и полная униженность и панический страх в минуту расплаты за грехи. Этот образ дополняется характерной чертой сластолюбия… Бичуя в лице героя сам порок, автор разоблачает и общественные и экономические условия, которые поддерживают и питают его» [«Заря», № 13 от 18 января 1883 г.].

Драма Кропивницкого, в которой разоблачалось лицемерие сельской буржуазии, долгое время не могла пройти через цензурные рогатки и не раз запрещалась. Именно с этой пьесой украинского драматурга в истории царской цензуры связан беспрецедентный факт – создание специального «дела» в I отделении канцелярии главного управления по делам печати, в котором в течение многих лет, начиная с 1894 г., следили за тем, чтобы «крамольная» пьеса не появлялась ни в печати, ни на сцене.

«Драму «Мироед» к печати и представлению ни в коем случае нельзя разрешать ввиду откровенно враждебной тенденции, проводящейся в ней, – докладывал главному управлению цензор, – о совсем бесправном, почти безвыходном положении крестьянских масс, эксплуатируемых кулаками, на которых даже и суда нет, ибо все местные власти ими подкуплены». По мнению цензора, пьеса содержит «аморальное начало… гибель беззащитной семьи», а типу мерзавца-кулака автор умышленно «придал черты глубоко набожного человека» [ЦГИАЛ СССР, ф. Главного управления по делам печати, оп. 25, 1894, д. 56, л. 5].

Представление пьесы в Киеве имело огромный идейно-общественный резонанс.

Значительным успехом пользовался и водевиль «На ревизию». Такой злой сатиры на представителей власти на селе, такого обличительного смеха над их плутнями, лицемерием и распутством киевский зритель на украинской сцене еще не видел.

Не удивительно, что после показа этих пьес труппе, и в частности Кропивницкому, было запрещено появляться в Киеве. И его действительно не пускали в город на протяжении двенадцати лет.

Только в 1895 г. выдающийся актер снова приехал в Киев, однако уже с новой украинской труппой.

Конфиденциальное распоряжение 1881 г., запрещавшее организацию каких-либо специальных «малорусских» трупп, содержало пункт, в котором отмечалось, что драматические произведения и куплеты, ранее разрешенные цензурой, могут исполняться на сцене, но каждый раз после обязательного согласия на это генерал-губернатора. Этот пункт появился в результате глубокого недовольства широких кругов украинской общественности указом 1876 г., о чем докладывали министру внутренних дел генерал-губернаторы Дундуков-Корсаков и Чертков. «Разъяснение» в циркуляре 1881 г. было рассчитано на то, чтобы успокоить общественность, выступавшую против дискриминации культуры украинского народа.

Предоставление прав местному начальству решать вопрос о разрешении показывать украинские пьесы еще больше осложнило развитие украинского театра. Если раньше трудность заключалась в том, чтобы «проскочить» через рогатки цензурного управления по делам печати, а дальше пьесу можно было показывать всюду, то теперь судьба украинского представления зависела еще и от генерал-губернатора или губернатора. Именно опираясь на этот циркуляр, генерал-губернатор делал все, для того чтобы помешать приезду украинских трупп в Киев.

Знаменательными для киевлян были выступления труппы Садовского, которая в 1893 г., кроме известного уже украинского репертуара, показала подготовленную во время пребывания в Петербурге пьесу Островского «Лес». Роль Несчастливцева играл Садовский, Аксюши – Заньковецкая, Счастливцева – Загорский.

«М.Заньковецкая создала вполне законченный, живой и высокохудожественный образ бедной девушки, – писала газета «Киевское слово». – В каждой мелочи, во взгляде, в жесте, в походке, в каждом слове зритель мог уловить до тонкостей, чуть ли не до осязания те стремления и мысли, те сладкие мечты о счастье и тяжелые, гнетущие призраки смерти на дне лесного озера, которые копошились в душе девушки, то голубя ее, то больно терзая. Сам тембр высшей в степени своеобразного голоса талантливой артистки, с присущей ей одной нервностью и выразительностью, способствует иллюзии, общему очарованию. Сразу же, с первых минут появления Аксюши на сцене, она стала близкой сердцу каждого присутствующего в театре. Но не только близкой, а и понятной. Казалось, что говорить и действовать иначе, чем говорила и поступала Аксюша, и не так, как она говорила и поступала, девушка в ее положении не могла, не должна была делать, – так естественно, правдиво и реально передан был тип загнанной, беспомощной сироты Заньковецкой» [«Киевское слово», № 1878, от 5 апреля 1893 г.].

В сезонах 1895/96 и 1896/97 гг. несколько спектаклей в Киеве показала труппа П.Саксаганского, который незадолго до этого с группой друзей организовал свое товарищество. В состав труппы входили: Линицкая, Карпенко-Карый, Рассудов, Чичерский, С.Тобилевич и другие актеры, ранее выступавшие в труппе Кропивницкого.

П.Саксаганский еще в 1890 г. просил киевского генерал-губернатора разрешить его труппе выступать если не в Киеве, то хотя бы в Житомире, однако разрешения не получил.

Здание, в котором был основан первый…

Здание, в котором был основан первый украинский стационарный театр в Киеве. [с. 442]

М.П.Старицкий. [с. 443]

М.П.Старицкий. [с. 443]

М.К.Заньковецкая. [с. 446]

М.К.Заньковецкая. [с. 446]

И.К.Карпенко-Карый (Тобилевич).…

И.К.Карпенко-Карый (Тобилевич). [с. 447]

Продолжая своей творческой деятельностью дело создания реалистического украинского театра, зачинателем которого был Кропивницкий, Саксаганский вместе с братом, Карпенко-Карым, высоко поднял искусство жизненной правды, утверждая принципы реализма и в подборе репертуара, и в сценическом исполнении.

Это были годы расцвета таланта Карпенко-Карого, творчество которого составляет одну из самых блестящих страниц украинской драматургии XIX в. Репертуар труппы Саксаганского состоял преимущественно из пьес Карпенко-Карого.

В сезоне 1895/96 г. киевские зрители впервые познакомились с такими драмами и комедиями Карого, как «Бесталанная», «Мартын Боруля», «Наймичка», «Сто тысяч», «Бондаривна», «Умный и дурень».

Несмотря на все гонения и преследования, которым в течение XIX в. подвергались украинская драматургия и театр со стороны царского правительства и его цензуры, театральная культура украинского народа достигла значительных успехов. Творчество, театральная деятельность М.Старицкого и М.Кропивницкого, М.Садовского и П.Саксаганского определяют содержание истории украинского театра демократического направления второй половины XIX в.


По изданию: История Киева. – К.: Издательство АН УССР, 1963 р., т. 1, с. 436 – 447.