Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

5. Музыка

Во второй половине XIX в. украинская музыкальная культура развивалась в тяжелых условиях социального и национального гнета. Большой вред принесли ей пресловутые правительственные указы: 1863 г. – о запрещении издавать книги на украинском языке и 1876 г. – о запрещении печатать не только книги, но и тексты к нотам, исполнять украинские музыкальные произведения, преподавать в школах на украинском языке и даже носить национальную одежду в общественных местах.

Несмотря на это, украинская национальная музыкальная культура росла, крепла и даже в годы жестокой реакции могла гордиться такими выдающимися произведениями, как «Запорожец за Дунаем» С.Гулака-Артемовского (1863 г.) и «Украинская симфония» М.Калачевского (1876 г.).

Во второй половине XIX в. еще больше расширились художественные связи Украины с Россией. Во всех больших городах открылись постоянные русские оперные театры, развернули деятельность отделения «Русского музыкального общества», все чаще выступали с концертами на Украине русские музыканты и актеры. Все это имело большое значение для развития музыкальной культуры Украины.

Как уже отмечалось, в сезоне 1863/64 г. в Киевском городском театре давала представления итальянская оперная труппа. Ее репертуар состоял из лучших западноевропейских опер («Линда» и «Фаворитка» Доницетти, «Страделла» Флотова, «Сомнамбула» Беллини, «Риголетто», «Травиата», «Трубадур» Верди и др.). Тогда же в летнем театре играла русская драматическая труппа, ставившая кроме драм, водевили и пьесы с музыкой. В антрактах драматических представлений играл бывший крепостной оркестр корсунского помещика Лопухина. После реформы 1861 г. лучшие музыканты капеллы создали ядро оркестра киевской оперы. Некоторые из них впоследствии преподавали в городской музыкальной школе.

На сцене театра время от времени устраивал спектакли драматический кружок студентов университета. Так, 28 февраля 1864 г., в шевченковскую годовщину, кружок поставил «Наталку Полтавку» Котляревского, «Простака» Н.В.Гоголя и исполнил два дивертисмента из украинских народных песен: «Чумацкий табор» и «Улица». В представлении участвовал Лысенко – тогда студент физико-математического факультета. Он аранжировал музыку к пьесам и дирижировал хором. Можно предположить, что песни исполнялись в его хоровой обработке, так как они вошли в хоровые «десятки», изданные им позднее. Это было одно из первых публичных выступлений Лысенко.

16 ноября студенты поставили «Сватанье на Гончаровке» Квитки-Основьяненко, «Кума-мельника» Дмитренко, «Тяжбу» Н.Гоголя и дивертисмент «Гульбище». В газете «Киевлянин» от 17 ноября в перечислении зрелищ на 18 ноября значится «Козырь-девка». Все это свидетельствует о том, что украинские пьесы занимали немалое место в репертуаре. Однако не имея возможности систематически ставить украинские музыкально-драматические произведения на сцене городского театра, передовые культурные деятели во главе с Н.Лысенко и М.Старицким организовали кружок любителей, ставивший в частных залах спектакли, в частности оперетту Лысенко «Черноморцы» (1872 г.).

В конце 1866 г. итальянская опера в Киеве прекратила свое существование. Ее постепенно вытеснила русская и украинская опера, что явилось прямым следствием движения за отечественное музыкальное искусство. К тому же в это время итальянская оперная школа переживала кризис и превратилась в своеобразное техническое трюкачество; виртуозность пассажей и колоратур заменяли собой выразительное пение, создание образа, драматическую игру. Художественный уровень представлений был невысоким. Лишь отдельные выдающиеся представители итальянской школы – М.Баттистини, Тито Руффо, Д.Ансельми – сохраняли былую славу итальянской оперы. С [18]70-х годов представления приезжих итальянских трупп уже не приносили доходов антрепренерам, что заставляло их включать в репертуар русские оперы, интерес к которым все время возрастал. Так, в Одессе в этот период итальянская опера ставила «Евгения Онегина», а в концертах итальянских певцов звучали русские романсы.

В 1866 г. от итальянской оперной труппы в Киеве остался только балет, некоторое время еще дававший представления. В 1867 г. по инициативе киевской общественности и с разрешения губернатора Безака открылся театр русской оперы. Бывший антрепренер итальянской оперы Бергер пригласил из Петербурга 12 «сюжетов», то есть оперных певцов, которые и образовали ядро «первой в истории отечественного искусства русской оперы в провинции» [«Киевлянин», № 136 от 27 октября 1867 г.]. Первый спектакль (опера Верстовского «Аскольдова могила») состоялся 27 октября 1867 г. с участием Ф. Львова (бас), А. Сайтагано-Горчаковой (сопрано), Михайловской (контральто) и М. Аграмова (тенор). Оркестр состоял из музыкантов бывшей крепостной капеллы Лопухина и приезжих артистов. Дирижировал оперой капельмейстер В. М. Белинский [А. Галл. З минулого київської опери, «Театр», 1939, № 1, стр. 17].

В этом сезоне и последующих были поставлены «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила» Глинки, «Русалка» Даргомыжского, «Наташа» Вильбоа, «Фауст» Гуно, «Севильский цирюльник» Россини, «Травиата» Верди (бенефис артистки А.Сантагано-Горчаковой), «Рогнеда» и «Юдифь» Серова и др. Представления давались по понедельникам, средам, пятницам и субботам; в остальные дни в городском театре выступала драматическая труппа.

Оперные и балетные представления в городском театре шли в зимние сезоны до 1869 г., а летом здесь играла русская драматическая труппа. В 1874-1875 гг. в городском театре и в зале биржи любительский кружок во главе с Н.Лысенко и М.Старицким с большим успехом показал несколько представлений «Рождественской ночи» (в первой редакции в виде оперетты). Часть собранной суммы была послана голодающим в Самарскую губернию. В 80-90-х годах киевляне услышали со сцены городского театра украинские музыкально-драматические пьесы и оперы в исполнении трупп М.Кропивницкого, М.Старицкого и М.Садовского.

4 февраля 1896 г. пожар уничтожил киевский оперный театр. В последующие пять лет город не имел специального оперного театра. Новый театр, заложенный на том же месте, сооружался по проекту академика Шретера. Он был открыт 16 сентября 1901 г. Этот театр существует и сейчас.

Основной формой организации оперного дела в то время была частная антреприза. Антрепренеры платили арендную плату за помещение и театральное имущество; ежегодно они обязаны были готовить три-пять новых спектаклей. Иногда они получали небольшую субсидию от городской управы. Их деятельность, контролировалась дирекцией театров, имевшей право освобождать того или другого антрепренера. Никакого художественного руководства тогда еще не было. В Киеве после открытия русской оперы и до Великой Октябрьской революции сменилось много антрепренеров – Ф. Бергер, Я. Сетов, Н. Савин, И. Прянишников, Н. Бородай, С. Брыкин, Н. Багров. Среди них были и певцы-профессионалы, заботившиеся о привлечении в труппу хороших голосов и обогащении репертуара русской классикой.

П.И.Чайковский. [с. 430]

П.И.Чайковский. [с. 430]

В.В.Пухальский. [с. 433]

В.В.Пухальский. [с. 433]

При Я. Сетове 9 декабря 1874 г. состоялось представление оперы Чайковского «Опричник», на котором присутствовал автор [П. И. Чайковский позже не раз бывал в Киеве и всегда высказывал свои симпатии к киевской опере. Он разрешил включить свою фамилию в число постоянных дирижеров театра, а в 1892 г., когда театр гастролировал в Москве, дирижировал несколькими операми (См.: С. И. Левик, Записки провинциального актера, М., 1956)]. Киевляне горячо приветствовали великого композитора. При Н.Савине 11 октября 1884 г. киевский театр осуществил одну из первых постановок оперы Чайковского «Евгений Онегин». Исполнители – артисты И.Тартаков, В.Зарудная, Е.Ряднов, Левицкая и др. Первые трое прославились на оперных сценах Москвы и Петербурга.

Особенно плодотворной была деятельность И.Прянишникова. В прошлом певец петербургской оперы и профессор консерватории, он, переехав на Украину, возглавил в Киеве оперное общество [так с началом антрепризы И.Прянишникова называлась труппа киевской оперы]. Прянишников много внимания уделял постановке лучших отечественных опер, еще неизвестных в Киеве. Так, 19 декабря 1890 г. с большим триумфом была поставлена опера Чайковского «Пиковая дама». На представлении присутствовал композитор. 18 ноября 1893 г. еще совсем юный С.В.Рахманинов с успехом дирижировал своей оперой «Алеко». В 1895 г. в присутствии Н.А.Римского-Корсакова была исполнена его опера «Снегурочка».

Прянишников увеличил состав оркестра театра до 50 музыкантов. При нем было переоборудовано здание театра и проведено электрическое освещение, что намного повысило уровень представлений.

Состав артистов оперы часто менялся. Это объяснялось существовавшей системой заключения договоров только на три года. Во второй половине XIX в. здесь выступали: А.Сантагано-Горчакова, В.Фабиан-Бианки, А.Барцал, Л.Додонов, Д.Усатов, М.Дервиз, И.Тартаков, М.Медведев, А.Мишуга, Е.Павловская, Е.Кадмина, Б.Корсов, К.Силина, Е.Крутикова, В.Зарудная и др. В Киеве начал свою артистическую карьеру впоследствии известный бас Ф.И.Стравинский. Среди местных артистов следует назвать Боброву, Борисенко, Лярова, Меньшикову. Позже Борисенко и Меньшикова стали солистами московской оперной сцены. Среди отечественных и зарубежных гастролеров нужно назвать Лавровскую, Дезире Арто, Альму Фострем, Нодена. Известными оперными дирижерами в этот период были В.Белинский и И.Альтани.

Репертуар театра значительно расширился и включал много русских и зарубежных опер. В [18]80-х годах нередко ставились и классические оперетты. Украинские же оперы и оперетты почти не имели доступа на сцены оперных театров и составляли основную часть репертуара украинских драматических трупп и любительских кружков.

В 1892 г. музыкальная общественность Киева торжественно отметила 25-летие оперного театра. К этой дате музыковед и критик В.Чечотт издал книгу «Двадцатипятилетие киевской русской оперы (1867-1892)».

Общественное движение, охватившее передовые слои русского и украинского населения в [18]60-х годах, было направлено, в частности, на утверждение родного искусства, на воспитание отечественных композиторов и исполнителей, без которых дальнейшее развитие музыкальной культуры было немыслимо. Ощущалась острая необходимость в организации систематических публичных концертов с целью пропаганды музыки. В России эти функции выполняло «Русское музыкальное общество». Во второй половине XIX в. отделения общества были организованы во всех больших и средних городах Украины. Киевское отделение было открыто в 1863 г. Деятельность его проходила по линии организации концертов и музыкального образования.

Исполнительские силы в таких концертах состояли из местных и гастролирующих музыкантов и певцов, а позже – из педагогов и учеников музыкальных школ, изредка из частных и любительских хоров. Все солисты оперы считались членами музыкального общества и обязаны были выступать в его концертах безвозмездно. Деятельное участие в концертах общества принимали известные киевские пианисты Н.Лысенко, Н.Тутковский, Л.Паращенко, В.Пухальский, скрипач А.Колаковский и др.

Программы концертов составлялись преимущественно из отрывков опер русских и западноевропейских авторов. Значительное место в них занимали произведения русских композиторов на украинские темы: «Казачок» Даргомыжского, «Танец запорожцев» А.Серова, «Малороссийский казачок» Э.Направника и др. Изредка исполнялись произведения местных композиторов, в том числе и на украинские народно-песенные темы: «Фантазия» для виолончели А.Голенковского, «Малорусская фантазия» В.В.Пухальского, сольные и хоровые песни (украинские, русские) в обработке Н.В.Лысенко и других композиторов.

Много сделал для пропаганды русской классической музыки в Киеве дирижер А.Н.Виноградский (1856-1912 гг.). В 1876 г. он закончил юридический факультет Киевского университета; музыкальное образование получил в Петербургской консерватории у М.Балакирева. В качестве дирижера отделения музыкального общества некоторое время гастролировал по России и за границей. В 1888 г. стал председателем киевского отделения общества, с 1889 г. – дирижером его симфонических «собраний» (концертов).

Виноградский значительно повысил художественный уровень симфонических концертов. Ему принадлежит заслуга исполнения в Киеве 1-й симфонии В.Калинникова – произведения, получившего мировую известность. В знак уважения Калинников посвятил ему свою 2-ю симфонию. Виноградский приглашал в Киев известных дирижеров С.Кусевицкого, В.Сафонова и А.Коутса, скрипачей М.Эрденко и Ф.Крейслера, пианистов Антона и Николая Рубинштейн, певцов А.Мишугу, А.Секар-Рожанского, Н.Забелу, польскую клавесинистку Ванду Ландовскую, такие интересные ансамбли, как французских музыкантов на виоле д'амур, виоле да гамба, квинтоле и др. Виноградский уделял большое внимание качеству концертов, добивался стройности программ, их стилевого единства, организовывал тематические программы, авторские концерты (П.И.Чайковского в 1891 г., С.В.Рахманинова в 1892 г. и др.), юбилейные концерты (например, к 40-летию деятельности Римского-Корсакова, посвященные творчеству Моцарта, Бетховена, Грига, Берлиоза, Варламова, Мусоргского и др.).

Дирекция Киевского отделения общества состояла из официальных лиц, богатых меценатов и музыкантов-профессионалов. Однако руководящую работу вели такие местные музыканты, как дирижеры В.Белинский и А.Виноградский, пианист В.Пухальский, педагог Р.Пфениг. Особенно следует отметить деятельность В.Пухальского (1848-1933 гг.). Этот талантливый пианист и педагог в 1874 г. окончил Петербургскую консерваторию и вскоре переехал в Киев, где вначале был преподавателем фортепьяно в музыкальной школе музыкального общества, а впоследствии членом дирекции и директором музыкальной школы. Много и плодотворно работал он в годы Советской власти как директор консерватории, декан исполнительского факультета, заведующий кафедрой истории и теории фортепьянной техники. Из его класса вышли выдающиеся советские и зарубежные педагоги и исполнители: К.Михайлов, Н.Тутковский, Л.Николаев, А. Штосс-Петрова, А.Альшванг, В.Горовиц, А.Браиловский. Пухальский написал несколько произведений, в том числе оперу «Валерия» (по Тургеневу), «Малороссийскую фантазию», несколько концертных пьес для фортепьяно.

В 1872-1873 гг. членом дирекции отделения музыкального общества был Н.В.Лысенко. В течение сезонов 1865-1867 гг. он семь раз участвовал в концертах, исполняя большие фортепьянные произведения Листа, Вебера, Литольфа, Бетховена, Баха в сопровождении симфонического оркестра или соло. Позже, в сезонах с 1879 по 1882 г., с его участием было сыграно много сложных ансамблей: секстет Глинки, фортепьянные квинтеты Бетховена, Шуберта, Шумана, квартеты Шуберта и Мендельсона.

Концерты давались обычно в залах купеческого или дворянского собраний. Долгое время Киев считался едва ли не единственным провинциальным городом, где симфонические концерты шли в течение всего года. В частности оркестр, состоявший из опытных музыкантов, выступая в Купеческом саду (теперь Пионерский парк), исполнял сложные программы, широко пропагандировал как произведения классиков, так и произведения талантливой молодежи (Скрябина и Глиэра). С этим оркестром охотно выступал первоклассный дирижер Артур Никиш.

При отделении музыкального общества в 1868 г. открылась первая в городе постоянная музыкальная школа. Некоторое время в ней преподавал Н.Лысенко. В 1883 г. она была реорганизована в музыкальное училище.

Сначала музыкальная школа даже не имела собственного помещения и полностью зависела от частных пожертвований. В числе педагогов ее были известные преподаватели – профессора Шевчик, Г.Ходоровский, А.Казбирюк, Е.Рыб, А.Штосс-Петрова. В последующие годы увеличилось число специальных классов, систематически устраивались открытые ученические вечера и публичные экзамены. При училище существовали оркестровый, хоровой и оперный классы. Количество учеников в школе росло с каждым годом.

По примеру М.Балакирева и Г.Ломакина, создавших в Петербурге «Бесплатную школу», передовые культурные деятели с целью распространения музыкальных знаний на Украине открыли в Киеве общедоступные музыкальные классы. В 1869 г. в городе начали действовать «Бесплатные элементарные классы хорового пения», руководимые А.Губертом (впоследствии – директор Московской консерватории). В 1874 г. был создан «Народный воскресный класс хорового пения».

В целом отделения музыкального общества на Украине сыграли положительную роль: они несли в массы слушателей классическую музыку, способствовали открытию русской оперы, повышению уровня музыкальной культуры Украины. Однако зависимость музыкального общества от правительства была преградой в деле воспитания национальных кадров музыкантов и широкой пропаганды украинской музыки. Достаточно заметить, что даже произведения Н.В.Лысенко почти не включались в концертные программы.

Кроме отделения музыкального общества, в [18]70-90-х годах в Киеве существовали различные музыкальные кружки и общества. Так, с 1872 по 1874 г. развернуло широкую деятельность любительское хоровое общество в составе 50 певцов во главе с Н.Лысенко. В 1886 г. существовало немецкое общество любителей пения, в 1897 г. – общество любителей музыки (председатель А.Кошиц); в [18]90-х годах большую культурную работу в Киеве вело «Литературно-артистическое общество», которое устраивало литературные и музыкальные вечера, спектакли и концерты. Среди членов этого общества были и лица, националистически настроенные, однако не они определяли направление деятельности общества. Подлинное его лицо проявлялось в деятельности Н.Лысенко, Н.Тутковского, М.Старицкого, Л.Украинки, передовых актеров, музыкантов, литераторов, горячо любивших свою культуру и заботившихся о ее всестороннем развитии. В [18]90-х годах «Литературно-артистическое общество» было одним из очагов национальной культуры в Киеве.

Выпускники музыкального училища и приезжие музыканты давали частные уроки и открывали курсы и школы. В 1897 г. в городе насчитывалось 16 педагогов по классу фортепьяно (среди них Пухальский, Лысенко, Ходоровский, Штосс-Петрова, Бобинский), пять педагогов по классу скрипки (особенно выделялись Пятигорович и Сикард), известные преподаватели по классу виолончели Мулерт и Шебелик, флейтист А.Химиченко (впоследствии много лет преподавал в консерватории) и др. Частные музыкальные школы имели С.Блюменфельд, Е.Худякова и Н.Тутковский. Школа Н.А.Тутковского (1857-1911 гг.) – выдающегося пианиста, педагога и композитора, открытая в 1893 г., отличалась серьезной постановкой обучения и подготовила много хороших пианистов. Из его произведений следует назвать оперу «Буйный ветер» и «Варяжско-русскую увертюру» для симфонического оркестра.

Музыка преподавалась также в ряде городских гимназий, пансионов закрытого типа, в Институте благородных девиц и др.

Первое представление «Ночи под…

Первое представление «Ночи под рождество» Н.В.Лысенко. [с. 435]

С 70-х годов XIX в. ведущей фигурой, вокруг которой сосредоточивались деятели национальной музыкальной культуры, стал Н.В.Лысенко. Своим талантом, энергией, неугасимой идеей служения народу привлекал он к себе молодежь, благотворно влиял на нее. Вокруг него группировалась талантливая молодежь, к нему обращались за советами начинающие композиторы (К.Стеценко, Н.Леонтович, Ф.Колесса).

В Киеве за период 1864-1912 гг. были написаны основные оперные, музыкально-драматические, хоровые и камерные произведения композитора; с концертной жизнью города связана исполнительская деятельность Лысенко.

Неутомимый организатор и популяризатор музыки в широких кругах народа Лысенко часто устраивал концерты, на которых хоры под его руководством исполняли песни разных народов (преимущественно славянских), сам он играл фортепьянные произведения классиков и собственные композиции, принимал активное участие в вечерах, посвященных памяти Котляревского, Шевченко.

Среди известных дирижеров, работавших в то время в Киеве, следует назвать Калишевского (1856-1923 гг.) и Я.Ядиневича (1869-1943 гг.). Калишевский в 1879 г. руководил хором типографии Кульженко и одновременно работал в труппе киевского оперного театра. После Октябрьской революции он возглавлял Государственную капеллу при НКП УССР. Это был один из самых популярных хоровых дирижеров своего времени. Его исполнение высоко ценил П.И.Чайковский. В хоре Калишевского воспиталось несколько поколений дирижеров и певцов.

Композитор Я.Яциневич выделился как дирижер и аккомпаниатор, работая в хоре Н.В.Лысенко. С 1899 по 1912 г. он руководил студенческим хором университета, а с 1906 по 1917 г. заведовал музыкальной частью украинской драматической труппы М.Завадского.

В последние десятилетия XIX в. музыкальная жизнь города все шире освещалась на страницах печати. С обзорами, рецензиями, статьями и очерками выступали критики В.Чечотт, Н.Тутковский, а позже – А.Каневцев и В.Чаговец. С очерком «25 лет деятельности Русского музыкального общества» выступил в 1888 г. Н.Богданов. Позже, в 1913 г., И.Миклашевский издал «Очерк деятельности Русского музыкального общества за 50 лет», в котором освещал его деятельность в Киеве.

В это время значительно увеличилось число музыкальных магазинов, мастерских по ремонту музыкальных инструментов, депо роялей и пианино. Особенно известны были депо Стробль и Мекленбург, магазины музыкальных инструментов Индржишка и Корчака. Были также основаны нотная типография и издательство Б.Корейво.

В те годы издавались произведения многих местных музыкантов. Г.Ходоровский напечатал «Украинскую рапсодию», 14 украинских песен для фортепьяно с приложением вокальной музыки со словами, переиздал сборник А.Коципинского «Пісні, думки і шумки руського народу на Поділлі, Україні і Малоросії». Н.Лысенко опубликовал фортепьянные пьесы и «Музыку к «Кобзарю» (сборник народных песен), А.Голенковский – инструментальные пьесы на украинские народные темы, фантазии на темы песен «Ой я нещасний», «Ой на горі та женці жнуть», М.Сикард – украинские танцы, М.Завадский – «Украинские шумки».

В 1903 г. в связи с юбилеем Н.В.Лысенко было издано немало его композиций – сольных, вокальных, хоровых и фортепьянных обработок украинских народных песен и др.

Характерной чертой музыкальной культуры Киева XIX в. являются тесные связи с польскими и чешскими композиторами и музыкантами. Из польских композиторов в первую очередь следует назвать И.Витвицкого (1811-1866 гг.), М.Завадского (1826-1900 гг.) и В.Зарембу (1833-1902 гг.). Чехи в качестве преподавателей музыки и оркестровых музыкантов издавна работали на Украине. В городе жило много чешских музыкантов, среди которых наиболее известны педагоги Шевчик, Шебелик, Воячек и др.

И.Витвицкий, В.Заремба и М.Завадский много сил отдали педагогической работе в учебных заведениях Киева. В их произведениях украинская тематика и мелодии народных песен и танцев занимали большое место. Романсы «Дивлюсь я на небо», «Така її доля» В.Зарембы, его обработки мелодий М.Кропивницкого «Соловейко» и «Де ти бродиш, моя доле», чабарашки, шумки и рапсодии М.Завадского пользовались большой любовью исполнителей и слушателей.


По изданию: История Киева. – К.: Издательство АН УССР, 1963 р., т. 1, с. 428 – 436.