Логотип Мысленного древа

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

НАУКА

ОБРАЗО
ВАНИЕ

ЛИТЕРА
ТУРА

Письмо на сайт
Версия для печати
Лента новостей (RSS)
Наука / История культуры / А кукла ли?

А кукла ли?

Наталья Шевченко

Человек, начиная заниматься куклами, по сути, обращается к своему детству, к тем глубинам своего я, которое в современном психологическом понимании личности именуетя «внутренним ребенком» и не важно, собирает ли, изготавливает, покупает или помещает их в интерьере. Факт остается фактом: кукла становится обязательным атрибутом его жизни. Это обращение к кукле, по-видимому, связано с глубокими психологическими причинами человека, постоянно живущего в напряженном ритме современного технократического общества, подсознательно испытывающео подобную потребность. Эту потребность можно рассматривать как в отношении каждой отдельно взятой личности, так и в более широком смысле, если говорить об истоках такого специфического вида декоративно-прикладного искусства как народная кукла и его проявлении здесь и теперь.

В настоящее время возврат к древним ремеслам, особенно на территории бывшего СНГ, претерпевает настоящий бум. В рекламных проспектах наперебой предлагаются мастер-классы по изготовлению народных кукол и не только. Это отрадно. Посетив подобные курсы, посмотрев интернетовские сайты и отведав выставки можно довольно быстро и самому стать этаким нехитрым народным умельцем, но…. Любое искусство становится живым и настоящим только при одном условии: его глубокого осмысления и внутренней переработки полученной информации. Именно это, думается, и стало камнем преткновения в современной интерпретации кукольного бума.

Первое знакомство с этим удивительным и кажущимся таким простым и наивным видом творчества, чем дальше, тем больше наводило на мысль о том, что не все здесь так просто, как кажется. Со временем, пришло ощущение, что видишь практически одну и ту же куклу, помноженную самое на себя множество раз. В самом деле, освоив нехитрую технику изготовления, к примеру, украинской куклы – мотанки, или как ее еще называют – закрутка, можно за один день накрутить их целую толпу и крутят, крутят, крутят…

Да только вот беда: куклы почему-то, в большинстве, напоминают механических клонов, которые, отличаясь друг от друга формой и материалом, стойко объединены отсутствием какого-то внутреннего смысла, что, наверное, именуется настоящим. А ведь согласно давней традиции, действительно, изготавливать подобную куклу надо было за один прием, на одном дыхании, в один день, так в чем же здесь дело? Почему куклы наших прабабушек были такими теплыми, родными и трепетно сохранялись, береглись иногда веками, спрятанные в потаенное место от чужого глаза, а современные часто кажутся всего лишь их бледной тенью. Что же в них было особенным, что не давало им становится механической копией друг дружки? Именно ощущение пустоты всех этих «зерновушек» и « берегинь» заставило более предметно взглянуть на проблему возрождения древних народных ремесел в поисках причины подобного явления.

Современное общество движется, развивается, меняется с огромной скоростью. Городские мегаполисы превратили нас в спешащую раздраженную бесформенную толпу, а компьютеры заменили нам друг друга и стали нашими лучшими друзьями. Интуитивное обращение к исконно народному – древним народным ремеслам стало простой и доступной необходимостью. Но дело в том, что за кажущейся простотой и доступностью скрывается многовековая мудрость. Именно она, эта мудрость и есть основа неповторимого народного изделия.

В чем же она заключается? Во-первых, в традиции, которой мы зачастую и пренебрегаем, думая, что перевязав кусок полотна ниточкой, как нам рассказывают на мастер-классах, мы тут же получим классный оберег, продадим его и начнем крутить следующий. Дудки! Этот оберег никаким оберегом не станет, а очень даже наоборот, если мы всего лишь не в ту сторону закрутили нитку, а в какую ее надо закрутить, нам не ведомо, потому как нам все равно: вправо крутануть или влево.

Вот если бы вам сказали, что вправо пойдешь, царевну найдешь, а влево пойдешь – жизнь потеряешь, интересно, задумались бы вы в какую сторону закрутить нитку и что вы только что продали простодушному покупателю или подарили знакомому, и что вам за это потом будет?

Вот если подумали, тогда крутите, а для тех, кто еще не подумал, могу рассказать, что в старину на Украине «куклой» называли жгут зрелого колоса, несжатого, оставленного на краю поля и закрученного по ходу солнца, украшенного яркими лентами и кусочками ткани. Его ритуально угощали едой и слегка прикапывали землей, веря, что именно в эту куклу вселяется дух земли, который созревший колос сбережет до будущего года и сделает его урожайным. И ведь сберегал! Недозревшие побеги, закрученные «против солнца», назывались «заломом», «закруткой» и вертелись на «неурожай», « на беду». Так создавалась магическая оппозиция, рождающая и поддерживающая третью животворящую силу – человека.

Куклы изначально были далеко не игрушками, а изготавливались для активного участия в обрядах, поэтому и отношение к кукле было особенное – осторожное и внимательное. Куклу никогда не выбрасывали. Согласно обряду ее сжигали, топили, закапывали в землю, иных берегли и передавали из поколения в поколение. Не случайно у обрядовой куклы отсутствовали ноги и руки, чтоб она не смогла ничего забрать и убежать. Вместо лица у куклы был крест, вышитый или выполненный из перевитых цветных ниток, а зачастую и он отсутствовал, т.к. в куклу с лицом, согласно народным поверьям, мог вселиться дух, и кукла тогда становилась злой сущностью. Без лица кукла оставалась проводником на границе явленного мира людей с миром духов, была помощницей и берегиней. Именно вера в традицию делала куклу оберегом.

Вера в собственное мировоззрение и обладание этим мировоззрением позволяло нашим предкам из мирового хаоса создавать свою собственную культуру, именуемую национальной. Любая составляющая куклы была наполнена символическим смыслом: цвет материалов, размер, форма создавали единый образ, наполненный символическим смыслом, способный донести через поколения зашифрованную информацию об этой вере, а, значит, продлевала ее жизнь, сохраняя ее на века.

А ведь как же был богат язык кукольных образов! Кукла в образе женщины птицы, держащей гнездо в высоко поднятой руке в одежде, окаймленной вышивкой с растительным орнаментом, символизирующим Родовое дерево и олицетворявшим Берегиню рода. Яйцо служило символом животворящей силы – Живы. Высоко поднятые вверх две руки, иконографический праобраз Оранты, был символом защиты от злых сил. Связь со стихиями прочитывалась в каждом изделии.

Пышные формы многих кукольных женских образов подчеркивали плодородие, как основную функцию матушки-Земли. Пояс, яркий, красочный, разделяющий фигурку надвое, давал понимание двухчастного деления мира на верхний – небесный и нижний – подземный. Яркие многоцветные атласные ленты, сбегающие от венка по спине, олицетворяли змеек, оберегающих свою хозяйку. Костюм куклы был часто стилизован, но всегда созвучен народному национальному костюму, повторяя его многоярусность и сохраняя его зооморфные и орнитоморфные символы.

Наполнителем тельца могли служить растительные стебли, зерно, ткань, угольки из печи, тряпочки из отслужившей одежды, что разнообразило создаваемый образ, придавая ему разные смысловые значения в зависимости от совершаемого обряда. Символом соединения мужского и женского начал служила палочка из березы, вложенная внутрь куколки. Здесь все до мельчайших подробностей было пропитано символикой и имело значение, т.к. могло повлиять на события и судьбу людей.

Куклу нельзя было изготавливать как кому взбредет в голову и когда вздумается, потому что изготовленная с верой и любовью, кукла становилась полноправным членом семьи, а после совершения обряда наделялась своей собственной силой. В случае нарушения традиции, сила куклы могла обернуться и против самих изготовителей. Почему мы вдруг решили, что это все не важно, и, что знать и следовать древним традициям нам вовсе не обязательно?

Незнание традиций, отсутствие веры в них, неумение читать символы и знаки – язык народной мудрости, зачастую и приводит нас сейчас к созданию механических клонов, а иногда и к парадоксу, когда надев на куклу украинскую сорочку со стилизованной характерной украинской вышивкой с цветами, но только в коричневой гамме, мастерица объявляет куклу «трипольчанкой», а завязав почти ей же атласный коричневый поясок – шоколадницей, что очень напоминает этакую украинско-французскую Анжелику – Маркизу ангелов с крестом на лице.

Вот почему среди современных кукол так редко можно встретить ту, возле которой хотелось бы задержаться подольше, а задержавшись, уже не найти сил отойти. Так и смотришь, смотришь, как будто она сливается с тобой и куда-то влечет в свой собственный неведомый мир, который потихоньку незаметно становится вашим общим, сокровенным, внутренним, где-то и когда-то потерянным и, наконец-то, почувствованным, реально существующим, но таким легким и неуловимым. Очнувшись, понимаешь, что ты уже не тот, кем был минуту назад и удивляешься себе, новому и незнакомому.

Волшебство ли, магия какая, только кукла после этого становится твоей страстью, от которой уже никуда не деться. Зажегшийся свет этого давно забытого мира, в котором кукла служит переключателем, становится желанным и необходимым, как воздух. Тот, кто подобное пережил-почуствовал хоть раз, неминуемо становится Кукольником в том широком понимании мифологической сути этого древнего и удивительного вида искусства, которую когда-то вкложили в него наши давно забытые предки и которую до сих пор, по- видимому, могут вложить их тени, если, конечно, нам повезет и мы сумеем ее уловить.

Хочется верить, что переживаемая сейчас обществом потребность возрождения древних национальных ремесел, соединившись с осмыслением мира, в котором мы живем, приведет к возрождению великого Мастера –кукольника – живой и трепетной Души Человеческой.

Как же все-таки рождается кукольный образ, если не копировать чужую идею? Наверное, у каждого по-своему. Вообще, любой творческий процесс – дело интимное и его сходу не объяснишь, но иногда раздумывание над ним приводит к неожиданным выводам. К примеру, возьмем такой прозаичный параметр куклы как размер. Поначалу, может показаться, что это уж точно относится к области чисел и цифр, что никакого здесь секрета и нет, но так может подумать только несведущий человек. Размер куклы не задается мастером специально: он просто получается, как иногда может получиться случайная встреча в поезде, о которой потом помнишь всю жизнь, тогда, вспоминая о ней, говоришь: «Повезло! Бог дал!».

Здесь от специальной подготовки может ничего и не зависеть. Рождение Куклы – результат магического взаимодействия мастера и Бога, факт их встречи и общения, момент тайны. Понять и разгадать его навряд-ли у кого получится, как и сказанное слово – всегда ложно, но попробовать осознать можно. К примеру, если делать куклу правильно, т.е. не разумом, а именно глубинным осознанием, как и делалась народная кукла, с осознанным выбором цели (магически – ритуальная, прагматическая и т.д.), места, времени и материалов, то размер куклы обязательно будет соответствовать либо размеру вашего пальца, либо ладони, иногда с локоть или с руку, при чем заранее определить этот параметр не удается. Он просто получается. Поначалу может показаться, что размер задается кусочком ткани, но после изготовления нескольких кукол, особенно если их объединяет один временной период вашей жизни, становится заметным, что они странным образом сохраняют один и тот – же размер, хотя вы в руки не брали никаких измерительных приборов.

В процессе более глубокого изучения этого вопроса оказалось, что у каждого мастера есть свой, я бы сказала, любимый размер, в котором куклы обретают свою истинную сущность, оживают. Возможно, это связано с тем, что в процессе изготовления мастер неосознанно следует своим внутренним потребностям, интуитивно направленным на исцеление себя или других, ситуаций или событий, причем, не обязательно настоящих или будущих, зачастую и прошлых. Путешествие во времени у наших предков было реальностью, в отличие от нас, неверующих, сегодня. Отступление от условия осознанности цели, места и времени, вмешательство ума и расчета нарушает свободный ход процесса творения куклы, и, как правило, приводит к ошибке в виде появления красивой формы без содержания. Наши предки, для измерения пользовались величинами, которые соответствовали пропорциям человеческого тела и были заданы самим Господом Богом. Видимо эти мерки есть определенными показателями, например руки – символ нашего деяния «в миру», а ноги – символ нашего жизненного пути, нашего хода по жизни.

Размер куклы традиционно был далеко не случаен: для общения с высшими силами и исполнения тайных желаний, для интимного общения с самим собой, без свидетелей и посторонних глаз, кукла изготавливалась размером с палец или ладонь. Ее легче было спрятать в укромное место или под подушку, носить с собой как амулет и общаться с ней наедине. Маленькая куколка помогала гармонизировать свой собственный внутренний мир.

Кукла, размером с локоть, была предназначена для хранения в доме, служила для общения человека и гармонизации его отношений в семейном или дружеском кругу, ставилась в красном углу или возле печи, обитая во внутреннем пространстве дома.

Кукла размером с руку и более была обращена вовне, к обществу, к миру, ко Вселенной и предполагала участие в общественном обряде, говорила о желании личности гармонизировать себя участием в социуме.

Теперь перейдем к техникам изготовления. Несмотря на то, что для создания куклы всегда использовались доступные и очень простые материалы типа застиранной и давно завалявшейся в шкафу старенькой одежды, нарванных в поле стеблей травы, а может быть и палочек, подобранных только что под ногами, каждый способ изготовления куклы был выбран не случайно, зависел от времени года, места и, главное, от состояния собственной Души.

Каждый способ изготовления основы имел свое название, т.к. именно основа задавала весь тон работы куклы с тонкими энергиями из окружающего пространства. Остальные элементы куклы нанизывались на основу, образуя многоярусную структуру, аналогичную тонким телам человека. Например, основа, изготовленная из двух скрещенных и перевязанных веревкой палочек, которые образовывали крест, называлась крестецом. Такая основа символизировала солнечный знак, энергетически поддерживала и наполняла пространство энергией, служила оберегом, защищала ослабевшего человека от злых сил и часто использовалась в продуцирующей магии.

Мотанкой называлась основа из смотанного в спираль лоскута ткани. Спираль служила символом развития и способствовала структуризации энергии по спирали, усиливая ее движение. Куколка из березового столбика, обернутого тряпочкой, символизировала внутреннее единение мужской и женской ипостасей и называлась столбушкой. Для не просто кукол, а обрядовых – обережных, запрещено было применение ножниц, иголок или иных колюще-режущих предметов.

Исключением здесь были куклы черной, т.е. разрушающей магии, где вышеназванные предметы были призваны, опять-таки, не творить зло, а его разрушать. Это в дальнейшем, много позже, думается от потери веры, понимания и осознания процессов взаимодействия Вселенной с человеком и его места в ней, началось творение зла: приворот, сглаз, порча и прочая нечесть. Наши предки знали, что подобные деяния наказуемы и плата непременно найдет своего творца, поэтому остерегались и не шли на подобные сделки с Сатаной, они были более прямодушны, открыты и честны. Помните, как в Андерсеновской «Русалочке», чем пришлось заплатить Русалочке за право любить, обратившись к злым силам и черному колдовству.

В магических обрядах, коим является и изготовление куклы, нет мелочей, здесь все имеет значение, к примеру, даже направление иглы, которую вы втыкаете в ткань, если шьется (с иголкой!) ритуальная одежда или кукла для обряда похорон. Иголка обязательно должна быть направлена «от себя», чтоб не навлекать на себя и своих родных подобного события. Всегда при изготовлении куклы учитывается и цвет нитки, и количество витков при ее наматывании, порядок этапов изготовления, ход влево-вправо и т.д.

К примеру, при изготовлении обрядовых, обережных изделий для живых, обязательно соблюдалась в одежде асимметрия. Так, в вышивке правого и левого рукавов украинской рубашки вводилась в аналогичных элементах узора разная ниточка, а для одежды умерших (укр. Небижчики, т.е. те, которые не могут убежать, т.е. уже пришли, бежать некуда) – одинаковая. Так и у человека, при жизни, лицо обладает асимметрией, а после смерти на третий день приобретает полную симметрию. На этом, кстати, основан вполне научный метод предсказания близкой кончины. Особо чувствительные люди «видят» приобретение лицом симметричности, что предрекает близкую кончину, поэтому думайте и осознавайте, надо ли? Стоит ли? Ведь разрушать – не строить!

Многие могут сказать, что раньше у наших предков не было особых развлечений, вот они и придумали куклами забавляться, а мы сегодня другие: мы – развитые, отехничненные, сильные, умные и независимые, зачем нам какие-то тряпичные куклы? Действительно, теплые дома и горячая вода из крана, мобилки и компьютеры сделали наше пространство вседоступным и безопасным, и кажется, что все есть для счастья, только где же оно? Почему мы воюем и убиваем друг друга, завидуем, злимся, обижаемся и обвиняем всех и вся в наших проблемах?

Может, надо остановиться и посмотреть на себя со стороны? Пойти в лес, подобрать палочки, сложить куколку и… раскроется сердце навстречу к самому себе. Не смейтесь, попробуйте, во всяком случае, хуже не будет, а лучше? Может быть… Поэтому если взялись, то сначала осмотритесь, а уж потом дерзайте, а если дерзнули, то пусть пребудет с вами Бог на вашем пути и Удачи вам!

2012 г.

Предыдущая статья | Перечень статей | Следующая статья

Понравилась страница? Помогите развитию нашего сайта!

© 1999 – 2017 Группа «Мысленного древа», авторы статей

Перепечатка статей с сайта приветствуется при условии
ссылки (гиперссылки) на наш сайт

Сайт живет на

Число загрузок : 472

Модифицировано : 29.01.2017

Если вы заметили ошибку набора
на этой странице, выделите
её мышкой и нажмите Ctrl+Enter.