Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

3.3. Место коммуникации в понятийном аппарате системного исследования

Бритченко И. Г.

Коммуникация в понятийном аппарате системного исследования занимает определенное место. Поставим задачу дать определение коммуникации в соответствии с другими, близкими ей понятиями, ибо только так можно глубже раскрыть ее сущность. Что значит дать «определение»? Это значит, прежде всего, подвести данное понятие под другое, более широкое. Поэтому для систематизации понятий с целью выявления их сущности и определения в них места коммуникации построим схему взаимосвязи основных понятий системного исследования (рис. 1).

В качестве критериальных понятий, вокруг которых группируются остальные понятия, приняты «объект (образование)», «элементы и связи (множество)» и «способ связи (объединение)». Выбор дают эти критериальные понятия с учетом закономерности уменьшения степени абстракции. Так, определив стержневое семейство понятий «события (ситуации) – организация – управление», можно соответственно выделить два других взаимосвязанных семейства: «предпосылки» – связи – выбор» и «сведения (данные) – коммуникация – информация».

Критерий понятия «объект (образование)» характеризуется наибольшей абстракцией, «элементы и связи (множество)» – меньшей абстракцией, а «способ связи (объединение)» – наименьшей. Аналогичная картина прослеживается и в понятиях-семействах по горизонтали: «события (ситуации) – предпосылки – сведения», «организация – связи – коммуникация», «управление – выбор – информация». Связь этих понятий семейств диалектическая.

Сущность всех понятий наиболее полно может быть раскрыта по горизонтали (в рамках своего семейства) и по вертикали. Возможны и другие разрезы, например, перекрестный: «связи – организация – управление», «коммуникация – организация – управление» и т.д.

Такой комплексный подход к рассмотрению понятийного аппарата системного исследования позволяет не только раскрыть сущность самих понятий, но и выявить закономерности их соотношений. Как видим, интересующая нас проблема коммуникации принадлежит ко второму семейству понятий «связи – организация – коммуникация» и находится в области всех способов рассмотрения – горизонтального, вертикального и перекрестного.

Коммуникацию, занимающую промежуточное положение между понятиями «сведения (данные)» и «информация», можно рассматривать в узком смысле как информацию. К. Шеннон отмечает: «Информация – это коммуникация, связь».

Под данными понимают сообщения, не соотнесенные к возможности их использования. Если исследователь располагает сообщениями, которые ему приемлемы, то данные несут знания, означающие его связь с объектом. Эти знания и есть коммуникация, то есть знание субъектом объекта. Но если знания полезны при принятии решений, то они являются информацией.

Рис.3.1. Схема взаимосвязи понятий…

Рис.3.1. Схема взаимосвязи понятий системного исследования

В рассмотренной схеме под системой понимается объект (образование), содержащий элементы и связи, который характеризуется способом связи, изменяющимся во времени и пространстве. Инвариантным свойством системы является ее относительно устойчивый, изменяющийся во времени и пространстве способ внутренних связей и отношений.

Структура системы определяет в определенной мере ее свойства. От их изменчивости зависит изменчивость самой структуры. Структурные аспекты системы играют вполне определенную роль для ее функциональных аспектов. Поэтому при анализе даже простых объектов используют понятия сложной системы, исследуя, с одной стороны, функции системы (все, что система делает, может делать, должна делать), а с другой стороны ее схему (совокупность элементов, участвующих в реализации функций системы, и методы, по которым система действует).

В структуре как форме проявляется организация. Так как система – это организованный объект, обходимый в силу своего существования и содержания, то и организацию следует рассматривать как ее инвариантное свойство. В узком смысле организация есть структура конкретной системы, не изменяющейся в пространстве и во времени. В широком смысле организация системы – это способ связи, изменяющийся во времени. Она отличается обратимостью в противоположных направлениях, что позволяет судить о понижении или повышении организованности системы. Таким образом, структура тесно связана с организацией системы. Но между ними существует различие. Если структура характеризует взаимосвязь и соотношение элементов системы, их субординацию, то организация, выражая также взаимодействие элементов, обеспечивает ее функционирование и развитие.

Итак, структуру и организацию нельзя отождествлять. Организация одной и той же системы может оставаться неизменной, между тем структура подвергается изменению. Обязательное изменение организации системы представляет собой не что иное, как смену определенных структур во времени. Организация системы может изменяться в одном из двух взаимопротивоположных направлений: разрушаться (понижение уровня организации – процесс дезорганизации) или сохраняться (повышение уровня организации – процесс улучшения организации). Поэтому уровень организации системы необходимо рассматривать в связи с изменением структуры во времени (уровень организованности системы).

Организация и дезорганизация как противоположности характеризуют направленное изменение отношения между системой и хаосом, порядком и беспорядком, определенностью и неопределенностью, вероятностью и невероятностью, разнообразием и единообразием.

Разнообразие системы является коррелятом имеющейся в ней информации, что свидетельствует о связи системы и организации, управления и информации.

Система, переходя в одно из возможных своих состояний, тем самым производит выбор. Информация же основана на процессе выбора из какого-либо конечного числа возможных выборов. Поэтому информацию следует рассматривать как результат выбора, снимающий неопределенность. Информация связана с отражением, без которого невозможно сравнивать состояния системы. Сравнивать их нельзя, если отсутствует и разнообразие системы.

Информация отражает связи между объектами (системами) и является их свойством. Она циркулирует между подсистемами системы как их компонент, характеризует связи между подсистемами и самой системой. Эта связь используется в управлении, так как основана на передаче сигналов, несущих сведения о тех или иных событиях (изменениях состояния объекта) от одной подсистемы к другой или от подсистемы к системе. Таким образом, информация является свойством системы, характеризующим ее связи.

Информационные связи возможны, когда есть источник информации, ее получатель и канал связи между ними. Информация существует только в коммуникативной системе, включающей три указанные подсистемы: «источник», «получатель», «канал». Отсутствие какой-либо из подсистем (источника, получателя или коммуникативного канала) означает и отсутствие информации. Нет информации вообще, а есть вполне определенная, конкретная информация в конкретной коммуникативной системе, в которой подсистема «источник» служит источником информации лишь постольку, поскольку существует подсистема «получатель», в отношении которой подсистема «источник» и является источником информации в отношении подсистемы «источник», а подсистема «канал» служит коммуникативной связью в силу того, что подсистемы «источник» и «получатель» соответственно источник и получатель информации.

Если выйти за пределы системы, чтобы получить о ней информацию, тогда можно говорить о новой коммуникативной системе, для которой справедливо предыдущее рассуждение. Однако информация здесь иная, внешняя по отношению к той, внутренней, принадлежащей первой коммуникативной системе. Поэтому при исследовании внутренней информации необходимо учитывать особенности структуры и организации системы.

Способность воспринимать информацию зависит от организованности системы. То, что передается, может быть или не быть информацией в зависимости от того, соответствует ли уровень организации получателя информации уровню получаемой информации. Однако это не значит, что организация и информация тождественны. Организация как свойство системы характеризовать взаимозависимое поведение ее частей в рамках целого является свойством как всей системы, так и отдельных ее частей. А информация как мера организации отличается от последней тем, что не может быть мерой самое себя. Все же организация и информация при всем их различии тесно взаимосвязаны как стороны одного и того же явления.

Посредством информации можно проследить связь организации с управлением. Процессы управления, как известно, обусловлены наличием информации, ее передачей и преобразованием. Без хранения информации невозможно перевести систему из одного состояния в другое, проверить соответствие ее состояния условиям существования. Осведомительная информация от управляемого объекта поступает в управляющий. Последний передает информацию управляемому объекту. Этот процесс управления кажется несложным. Однако связь между управляемым и управляющим объектами не так проста. В широком смысле связь между ними следует рассматривать как результат взаимного уменьшения неопределенности. Связь информации и управления в этом плане двусторонняя. Не только информация обусловливает управление, последнее также оказывает влияние на информацию. Благодаря именно управлению, информация и организация системы представляют собой единое целое. Накапливая или сохраняя информацию, тем самым поддерживают или повышают организованность системы.

Понятия информации, организации и управления относятся к необратимо изменяющимся системам. Изменение организации подсистем коммуникативной системы («источника», «получателя», «канала»), командной и осведомительной информации, а также самого управления является существовали, существуют и будут существовать как и связанные с ними события (ситуации), состояния системы.

Рассмотрев во взаимосвязи предпосылки, связи, выбор, события (ситуации), организацию, управление, сведения (данные), коммуникацию и информацию как различные формы проявления общего свойства системы, можно к наиболее развитым отнести организацию, управление, связи, выбор, информацию и коммуникацию. А специально исследуемая нами организационная коммуникация (на схеме второй уровень: «связи организация-коммуникация») представляет особый интерес как форма проявления свойств системы управления банками.