Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

7.4. Модель системы функций маркетингового менеджмента

Бритченко И. Г.

Увеличение масштабов и сложности предпринимательской деятельности привело к возникновению руководства как особого ведущего института общества. Оно представляет собой основную силу в организациях, которая координирует деятельность подсистем и определяет их взаимосвязь с окружающей средой.

Руководители должны превратить неорганизованные материальные, денежные и трудовые ресурсы в полезное и эффективное дело. Руководство представляет собой процесс, посредством которого разрозненные ресурсы объединяются в единую систему для достижения поставленной цели. Процесс руководства был многократно описан с различных точек зрения, и четыре его основные функции – планирование, организация, управление и связь – получили всеобщее признание.

Исходя из системных принципов, их можно определить следующим образом.

Планирование. Функция планирования включает выбор целей организации, а также определение политики, программ, образа действий и методов для их достижения. Планирование, по существу, обеспечивает основу для принятия интегрированных решений и является жизненно необходимым в каждой системе «человек – машина».

Организация. Организационная функция направлена на объединение людей и материальных, финансовых и других ресурсов в систему таким образом, чтобы совместная деятельность производственного персонала обеспечивала решение задач, стоящих перед организацией. Эта функция определяет виды административной деятельности, распределения их по подразделениям, предоставление прав и установление ответственности за их использование. Функция организации обеспечивает взаимосвязь или, другими словами, взаимозависимость между различными подсистемами и всей системой в целом.

Управление. Функция управления, по существу, обеспечивает работу различных подсистем в соответствии с планом. Управление по своей сути заключается в контроле деятельности подсистем с последующей коррекцией для обеспечения выполнения плана всей организации.

Связь. Функция связи заключается, главным образом, в передаче информации между центрами различных подсистем и организаций, обеспечивающими принятие решений. Помимо этого функция связи включает взаимный обмен информацией с внешним миром.

Названные четыре функции руководства взаимосвязаны. Выполнение каждой из этих функций зависит от выполнения трех остальных. Например, эффективность связи и управления зависит в значительной степени от соответствия организационной структуры процессу планирования.

Таким образом, основная задача руководства заключается в интеграции всех четырех функций для того, чтобы обеспечить эффективное достижение общих целей организации.

Рассмотрим феномен управления с точки зрения его процесса.

В ходе специализации управления выделяются виды управленческой деятельности как продукты процесса разделения в сфере управления.

Разделение труда и специализации в управлении – это постоянно развивающийся процесс. Практике известны шесть стадий (этапов) выделения (обособления) функций управления.

1. Объем управления невелик. Управление осуществляет тот же работник, который выполняет производственные функции. Менеджер и сам работает и руководит. Это просто исполнитель, например бригадир.

2. Объем управленческой деятельности достигает размеров, для выполнения которого требуется выделение специального работника. Менеджер выполняет только свою функцию. Менеджеры – это люди, которые обеспечивают выполнение работы за счет других людей. Об их успехах судят не по тому, что они делают, а по тому как они побуждают к работе других. Быть менеджером предполагает наличие хотя бы одного подчиненного.

Менеджеры играют три группы ролей в организации: в качестве руководителя, формирующего отношения внутри и вне организации, мотивирующего членов организации на достижение целей; во-вторых, информационной роли (менеджер собирает информацию о внутренней и внешней среде, распространяет ее в виде фактов и нормативных установок и, наконец, разъясняет политику и основные цели организации); в-третьих, роли по принятию решений (определяет направления движения организации, решает вопросы распределения ресурсов, осуществляет текущие корректировки и т.п.)

3. Объем управленческих работ настолько велик, что над группой менеджеров появляется управляющий.

4. Сложность управленческой деятельности увеличивается и осуществляется специализация управленческих работников. В управлении появляются специалисты: технологи, учетчики, плановики и т.д.

5. Объем работы по специальным функциям управления и число работников, занятых специальными работами, так велики, что внутри службы маркетинга появляется начальник, отделы и т.д.

В ходе специализации от некогда единого управления обособилось так много специализированных видов деятельности, что, например, выделяется отличный от любой специализированной работы вид деятельности – руководство. Задачи руководства – синтезировать все специализированные функции управления, координировать их.

Руководство и раньше совмещалось в управлении с одной или несколькими специализированными функциями. Так, тот или иной руководитель одновременно с руководством осуществлял, например, и часть работы по снабжению или сбыту. При развитии специализации управления он постепенно отдает все частные функции специализированным работникам, а за собой сохраняет лишь координацию их деятельности.

Условием изучения функций управления является их классификация.

Имеется несколько принципов разделения одного и того же объема управленческой деятельности на функции управления.

В общем виде можно выделить два наиболее важных типа классификации функций управления: с позиции объекта управления (маркетинга – I) и с позиции субъекта (самого управления – II).

Внутри каждого типа классификации имеются виды.

Функции, отражающие производственный сектор (обрабатывающая промышленность – 21%, добывающая – 10%, строительство – 7%, сельское хозяйство – 3%..30%.

Функции, отражающие среду услуг (оптовая и розничная торговля – 17%, транспорт и коммунальное хозяйство – 9%, финансы и страхование – 17%, прочее – 25%..70%.

Функции, отражающие уровни производства. Вертикальный разрез производства по уровням является базой для специализации видов управленческой деятельности. Соответственно выделяются функции управления рабочим местом, участком, цехом, предприятием, объединением (корпорацией), регионом, республикой.

Функции, отражающие составные элементы и параметры процесса производства.

В производстве участвуют люди и средства производства (техника, сырье и т.д.). В производстве люди вступают в определенные отношения друг с другом, с техническими средствами. Процесс производства, следовательно, можно представить как взаимодействие ряда элементов. В свою очередь, эти элементы и их взаимодействия характеризуются рядом признаков, параметров. Продукция – качеством, технологические процессы – унифицированностью и т.д. Соответственно могут обособляться отдельные виды и участки управленческой деятельности: управление кадрами, управление обслуживанием оборудования, управление организацией труда, управление технологией производства и т.д.

Классификация функций управления, отражающие черты самого управления.

Функции, отражающие стадии управления. После многочисленных дискуссий ученые остановились на трех стадиях управления: предварительное управление (целеполагание, прогнозирование, планирование), оперативное управление (организация, координация, распорядительство, мотивация) и заключительное управление(учет, анализ, синтез, контроль). Критерием классификации выступает время.

Функции, отражающие структуру субъекта управления. Субъектами управления маркетингом выступают как отдельные организации, так и конкретный предприниматель.

– Функции управления, выделяемые на основе объекта управления (маркетинга), называют хозяйственными, на основе субъекта – организационными.

Для понимания управления важно вычленение интегрирующей функции. Например, наряду с функциями управления производственным сектором реализуется функция управления всем народным хозяйством. Планирование, учет, контроль и т.д. также требуют функцию, которая бы интегрировала, синтезировала их в целом. Эту функцию называют, как было отмечено выше, руководством. Теоретически функция руководства – это функция синтеза, функция интеграции. Все прочие функции управления можно назвать специализированными.

В действительности не существует отдельно функции планирования и функции управления сбытом. Выделившийся участок управленческой деятельности является одновременно результатом действия сразу нескольких принципов разделения труда.

Так, функция «планирования сбыта» выделена на основе двух принципов специализации – разделения управленческой деятельности на этапы с учетом фактора времени (планирование, учет и т.д.) и обособления управленческой деятельности по стадиям логики маркетинговых технологий (анализ рынка и т.д.)

Поэтому правомерно говорить о многообразных сочетаниях, которые можно отразить в модели системы функций маркетингового менеджмента (Рис. 7.7).

Рис. 7.7. Модель системы функций…

Рис. 7.7. Модель системы функций маркетингового менеджмента