Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

2. Михайловское отделение

Берлинский М. Ф.

Михайловское отделение занимает северо-восточный угол Старого Киева на самом высоком положении, окруженном также отовсюду валами [так званий город Святополка – четвертий концентр укріплень Київського дитинця, споруджений на початку XII ст.]. В оном находится только один монастырь, который есть древнейший [стр. 37, 50 – 51] в Киеве и во всей России, так называемый Золотоверхомихайловский [створений на початку XII ст. і відбудований в першій половині XVII ст. монастир відіграв визначну роль в боротьбі проти унії. До 1630 р. – кафедра київського православного митрополита]. Отличное сокровище, составляющее главное украшение сего монастыря, суть мощи с.великомученицы Варвары, из древних веков в сем месте хранимые и стоящие теперь в главном храме оного святого архистратига Михаила в великолепно украшенном кивоте [стр. 136 – 137. Настоящий новой архитектуры над святою ракою балдахин около 1778 года сделан коштом некоторого отставного капитана Шубского, который потом, будучи игуменом в Воронежском монастыре, скончался].

Церковь сия со времен Батыя до 16 века состояла из одних развалин [стр. 162, 179, 184], последнее же настоящее устроение получила в исходе 17 столетия [Михайлівський собор збудований в 1108 р., відбудований після монгольської навали на початку XVII ст., декорований в кінці того ж століття та на початку XVIII ст. в стилі українського барокко. Розібраний в 30-і роки XX ст. Висловлена в літературі думка (М.Каргер), що будівля, відроджена після Батиєвого погрому, була не Михайлівським, а Дмитрівським собором (збудований князем Ізяславом Ярославичем в кінці XI ст.) не підтверджена наукою]. Верхи ее около 1790 года поновлены, причем главный купол и прочие малые главы вновь вызолочены. А как таковое ее украшение издревле существовало, то и подало случай назвать ее Золотоверхомихайловским монастырем. Неразоренное едкостию времени, ни лютостию неприятелей, видимо, и поднесь внутри главного алтаря древнее украшение ее муссиею [значна частина михайлівських мозаїк і фресок, своєчасно знятих з стін собору, нині зберігається в Софійському заповіднику (Київ), а також – в Третьяковській галереї (Москва) та Російському музеї (Ленінград)]. По правую сторону при последнем возделании церкви сей сделан новый придел с храмом св.великомученицы Екатерины, а по левой стороне таковой же освященный на имя св.великомученицы Варвары; где среди церкви и святая рака ее почивает, пред которою каждого вторника прежде поздней литургии торжественно отправляется ее акафист. Особенно по южную сторону церкви устроена каменная трапеза с храмом св.Иоанна Богослова [Михайлівська трапезна має складну історію. Перша мурована церква на честь Іоана Богослова була збудована ще в першій половині XVII ст. (за Іова Борецького) як престольна церква жіночого монастиря, що існував при Михайлівському чоловічому монастирі. Пізніше вона була перероблена на трапезну палату; частина старої церкви увійшла до конструкцій трапезної І збереглася у вівтарній частині. На рубежі XVII – XVIII ст. трапезна була оформлена в стилі українського барокко. Нині реставрована (архітектор В.Шевченко)], по приведении сего имени девичьего монастыря, существовавшего [стр. 108, 135, 162] на месте теперешнего каменного монашеского флигеля, около 1784 года построенного [не зберігся. Можливо, рештками його є глибокий мурований льох XVII ст., розташований на південь від трапезної (нині засипаний)].

Монастырь сей обведен каменною стеною, на главных вратах которой возвышается старой архитектуры каменная колокольня [стр. 140 – 141. Около 1775 года совершена около всего монастыря ограда] [частково збереглися до наших днів (зокрема від дзвіниці – південна стіна на два яруси)]. Внутри монастыря, у ограды к восточной стороне видимо в земле некоторое каменное основание, о котором заключают, что то был вышеупомянутый св.Феодора Тирона монастырь, разоренный при всеобщем опустошении Киева Ба[с. 239]тыем, от которого случая остались сии христоненавидения его следы [помилка М.Берлинського: насправді йдеться про рештки Дмитрівського собору, збудованого Ізяславом (Дмитром) Ярославичем]. С 1072 года строительствовали в монастыре сем игумены, а в 1732 году высочайше определено быть в оном архимандрии; со времени учреждения штатов монастырь сей щитается в чину первоклассных монастырей.