Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

Лавра

Шероцкий К.В.

От арсенала направляемся в лавру – центр киевскаго паломничества. Весной в конце лета сюда стягивается множество народа. Чем-то не современным веет от этих людей, приходящих сюда за многия сотни верст. В старину было тоже самое; приходили поклониться лаврским святыням князья и бояре, старшины и казачество – но тогда эта толпа имела иной вид; в дни праздников из лавры тянулись, по направлению к Подолу, вереницы любознательных и честолюбивых посетителей академических диспутов, блистали красочные кортежи знатных путешественников и золотые поезда киевских митрополитов, великолепие которых особенно выигрывало среди зелени тутовых, миндальных и виноградных садов, описанных Павлом Алеппским. Писатели стараго времени и исторические документы сообщают о глубокой любви и ува[с.262]жении к Печерской обители древних князей, казачества и знати. Сюда не только приезжали молиться, но дарили большие состояния и завещали, чтобы тела их были схоронены в лавре.

Лавра издревне была центром религиозной культурной жизни. Она была не просто твердыней аскетизма, но и культурным центром, очень рано получившим аристократическую закраску, где подобно студийскому монастырю в Царьграде (устав лавры студийский с 1051 г.) иноки занимались переводами и литературой, изучали каллиграфию, иконопись и другие искусства. Звезда лавры подобно огненому столпу «Патерика» ярко сияла; в смутное время разорений и междоусобий здесь собирались лучшие представители украинскаго народа, пробуждали национальное сознание, поддерживали просвещение («училище свободных наук», типография и «книгохранилище»), древние обряды, религию, искусство. Появлялись святые, нужно было учреждать празднества, создавать жития, службы, иконографию, храмы. Громадные богатства лавры в козацкую эпоху нашли себе благородное применение для поддержания родной культуры, а приток посетителей и иночествующих – делать возможным вооруженное сопротивление врагам.

Вид Лавры по рис. 1651 г. Печерская Лавра с юга Печерская Лавра из-за Днепра
Вид Лавры по рис. 1651 г. [с. 273] Печерская Лавра с юга [с. 240-241] Печерская Лавра из-за Днепра [с. 256-257]

Лавра перестала быть перворазрядной культурной силой только с конца XVIII в., когда было упразднено выборное начало в управлении лавры и наложена рука на свободу киевского вероучения, а братия сделалась орудием централизма и реакции; конец XVIII века вообще изменил облик Киева и Украйны; были упразднены костюмы монахов, (нынешние взяты у греков, заимствовавших их у мусульман), обиходный язык братии и даже обстановка. Но все же лавра и теперь в своем быту удерживает не мало заветов старины, вместе со своими храмами и их украшениями, являясь неоценимой сокровищницей старой культуры. На следы этой культуры натыкаемся на каждом шагу, на всем огромном пространстве объединенных в лавре шести монастырей.