Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

Церковь Воскресения Христова

Шероцкий К.В.

При выходе из ворот гостиницы, направо, помещается приходская церковь Воскресения Христова. Она каменная, крестообразная, однокупольная в обычном для Киева стиле украинскаго барокко, но колокольня её новая (1863 г.), чужая этому стилю. Построена церковь в 1698 г. полковником К. Мокиевским. До той поры на её месте существовала деревянная церковь, показанная на плане Кальнофойскаго. Иконостас и другия украшения храма новые, так как церковь в 1886 г. была опустошена пожаром. В библиотеке имеются редкия старопечатные славянские издания, между прочим, венецианская Триодь 1558 года.

Наискось от церкви Воскресения против юго-западнаго угла лаврской [с.303] ограды – церковь Феодосия Печерскаго. Предание связывает эту церковь с перенесением мощей преп.Феодосия из пещер в великую церковь – на месте остановки с мощами была устроена церковь и в ней престолом оставлен пень, на котором были положены мощи святого. Этот пень был найден при постройке нынешнего храма в XVII в. и оставлен под престолом, где был обнаружен в 1830 г. Храм построен тоже полковником К.Мокиевским; он трехкупольный, но иной конструкции чем Флоровский и Покровский : там основные элементы украинской архитектуры изменены, ибо купола выведены не из отдельных башен, а из одного общего корпуса, как в церкви Воздвижения над ближними пещерами; средний купол выше боковых, которые придают храму больше устойчивости, служа ему как бы контрфорсами, все три купольные башни здесь самостоятельны; церковь очень красивой архитектуры; купола стройные, грушевидные.

Иконостас церкви старый, но искажен поновлениями. К сожалению, церковь со всех сторон застроена лавками, в которых идет продажа бус, дешевых украшений (напр. круглые стеклянные образки, получившие название «дукачей» от сходства с старинными дукатами), игрушек и больше всего отпечатанных на материи и бумаге изображений киевских святынь, лубочкых изображений киевских угодников и видов лавры с парящей божией материю на облаках. – деревянных и серебряных крестиков, иконок и ярких вышитых полотенец, которые в глубине ларьков образуют оригинальную декорацию.

От Феодосиевской церкви можно пройти по направлению трамвайной линии к триумфальным воротам Печерской крепости и крепостным сооружениям, воздвигнутым в начале прошлаго столетия. Триумфальные ворота в стиле ампир с мощным аттиком и фронтоном. По идее это чисто антикизирующая затея, возобновляющая в памяти древнеримские импера[с.304] орские триумфальные арки. В самом углу крепости над почти недоступным обрывом мрачно высится старинный неуклюжий крепостной корпус «Косого капонира», а за ним жуткая перспектива легендарной Лысой горы, ставшей теперь местом казни осужденных на смерть; позади торжественно сияющее солнце сообщает городу праздничный вид, рисует оперные декорации.

Близ лавры и триумфальных ворот над стремниной в половине XVIII в. находился дворец последнего украинского гетмана. Он казался волшебным, особенно летнею ночью, когда блистал своими огнями (Вигель). Дворец этот был снесен Разумовским после того, как в нем был назначен постой солдат. Гетман немедленно разобрал все здание и на подводах перевез в Яготин, а место дворца в Киеве подарил Трощинскому. Теперь эта усадьба инженернаго ведомства. Приречная часть вблизи крепости до XIX века называлась «Солоная горка». Жители её занимались рыбной ловлей, смолением байдаков и продажей «бузы».