Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

Панкратиевская дорога

Шероцкий К.В.

От Аскольдовой могилы Панкратиевский спуск или Николаевское шоссе, начинающееся вверху за военным собором, ведет к Николаевскому цепному мосту. Панкратиевская дорога – это любимое место прогулок киевлян; она открыта в 1809 г., на месте Спасской дороги, устланной (ХVI-ХVII) деревом, на коей стоял дом фельдмаршала князя Прозоровскаго. Дорога эта в 1852-60 г. была расширена, вымощена и частию проложена вновь. Карнизом извивается она по берегу Днепра, громадные холмы висят сбоку и под ногами, изрезанные неровными выемками оползней, по откосам тесно посажены деревья. При прокладке шоссе у Аскольдовой могилы, несколько ниже, были найдены упомянутые выше две пещеры, которыя, будучи обследованы проф.Иванишевым, оказались жилищами каменнаго века, [с.247] использованными впоследствии пустынножителями. Пещеры эти засыпаны.

Древняя Спасская дорога (называвшаяся так от близ лежащей церкви Спаса на Берестове), а нынешний Панкратиевский (Никольский) спуск в старину вел к днепровской пристани и перевозу через Днепр. Перевоз этот назывался Неводницким. Здесь недалеко находился дворец митрополита Петра Могилы и торговая площадь – необходимая принадлежность всех мест, где проходит много людей. Шлецер даже склонен был думать, что самый город Киев возник у перевоза. В этом месте в XVII в. существовал пловучий мост (мост на байдаках – «Синопсис»), называвшийся Спасским; с 1702 г. он устраивался ежегодно. В 1848-53 гг. англичанином Виньолем был построен нынешний мост, один из величайших в свете. Мост утвержден на 6 быках из киевского белого кирпича с гранитной облицовкой; на 5 быках сооружено по 2 устоя с перекинутыми арками и, таким образом, получается 5 величественных порталов красивой отделки; по верху опор порталов проходят цепи, на которых держится вся висячая система моста. Дуги цепей очень хорошо гармонируют со стройными порталами. У самаго моста под горой устроена часовня св.Николая с московскими луковичными главками. На противоположной стороне продолжение моста составляет шоссейная дамба, регулирующая течение Днепра и его рукавов.

Во время постройки моста образовался поселок Никольская Слободка; жители её содержат небольшие садики, куда бедные киевляне съезжаются погулять. В XVIII и в начале XIX века там сушествовали для путешественников трактиры, шинки и гостинный дом, куда иногда отправлялась киевская знать повесилиться на гнущихся половицах кабака. Один такой трактир был выстроен в начале XIX века по фасаду [с.248] Меленскаго. За Слободкой находится Лысая гора, где находят орудия неолитической эпохи.

На месте второй древней переправы через Днепр находится железнодорожный мост. Он на 13 каменных устоях. Рельсы положены между двумя фермами многораскосной системы, состоящими из решетчатых, сжимаемых и растягиваемых раскосов. Это один из длиннейших мостов в России. Панкратиевское шоссе от Аскольдовой могилы поднимается до самой Никольской улицы к военному Николаевскому собору.