Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

Слупский Николаевский монастырь

Шероцкий К.В.

Никольский Столбовой Пустынный монастырь или «Слуп» (т.е. столб) находится в стороне от Московской ул. налево за Николаевскими воротами и назван так по причине столбообразной архитектуры своего храма, воздвигнутаго в 1711 г. на месте древней тоже столбообразной часовни с образом св.Николая. Об этом столбе упоминает роспись Киеву 1682 г., указывая его посреди поля, в стороне от монастыря, находившегося на нынешней Аскольдовой могиле. Так оно и должно было быть, ибо церковь св.Николая там существовала еще в эпоху князей. По сказанию летописи на месте, где был убит Аскольд, носивший христианское имя Николая, некто Олма поставил церковь св.Николая. Иоакимовская летопись (позднейшая) говорит, что эта церковь была разрушена Святополком I [Святославом ?] Игоревичем , но Олмин двор существовал еще при летописце в 1110 г., следовательно, он был недавно перед тем построен. Сюда же относится и другое древнее сказание, по которому Мстислав Владимирович во время охоты в 1113 г. набрел в лесу на светящуюся икону на дереве а, может быть на [с.244] каменный столб с священным изображением и в память этого учредил на Аскольдовой могиле монастырь, который действительно, как можно полагать по открытой вблизи пещере, в ХІ-ХІІ в. здесь существовал.

Слупский Николаевский монастырь

Слупский Николаевский монастырь

То был мужской пещерный монастырь, а выше над ним там, где ныне военный собор, был женский Николаевский монастырь, тоже XI в.; его фундаменты в XVII в. видел Коссов. Мужской Николаевский монастырь на Аскольдовой могиле просуществовал до 1715 г., когда был воздвигнут нынешний храм на месте столба с иконой, которая и была перенесена в эту церковь. Церковь имела вид башни, но в 1831 г. была расширена боковыми притворами, что в плане сообщило ей характер церкви северно-русской архитектуры. На деле же это образец украинского барокко. Основной элемент украинской архитектуры башни здесь применен самостоятельно; другие храмы развивают эту систему путем умножения башен, вследствие чего получились храмы трехкупольные, пятикупольные и девятикупольные. Над входом в Столбовой монастырь заслуживает внимания зигзагообразный фронтон.

Внутри храма нет ничего замечательного; иконостас и живопись в нем новые. В иконостасе указывают три будто бы древних иконы св.Николая; одну – направо от царских врат (с Аскольдовой могилы), другую – направо от южных дверей (со спуска) и третью – над царскими вратами (наиболее старая). Среди монастырской утвари имеется рукописное евангелие 1411 г. – единственная выдающаяся южно русская рукопись после Остромирова евангелия; писал его инок Макарий. Здесь же хранится серебряный 8-конечный крест, похожий на крест Сагайдачнаго с филигранью и изображением распятия и св.Николая и другой крест с частицами мощей, пожертвованный сюда Стефаном Яворским в 1701 г., служившим здесь игуменом. Монастырь в свое был время очень богат, владея пространством от Подола до Берестова и всем «угорским местом» (до Кре[с.245]щатика), где стояли княжеские терема (двор Ольги за Перевесищем на Угорском), а также и загородные дворцы киевских владетелей в литовскую эпоху.

Развалины княжескаго литовскаго дворца, может быть, замка Семена Олельковича, обозначены на плане Кальнофойскаго 1638 г., на том месте, где ныне вход в Мало-Никольский монастырь. Этот дворец или замок, на крыше котораго тогда уже росли деревья, имел вид готическаго здания с массивными стенами и двускатным покрытием между двумя ступенчатыми фронтонами. Такие фронтоны, встречающиеся и на некоторых южнорусских храмах XV в., являются переходом к позднейшим барочным фронтонам, где ступеньки заменят падающия волюты.