Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

Раскопки 1930, 1933 гг.

Каргер М.К.

В 1930 г. раскопками Всеукраинского археологического комитета на горе Детинке, расположенной вне границ города Владимира и города Ярослава, были обнаружены остатки жилища, отнесенного исследователем к первой половине XII в. [В.Козловська. Розкопи р. 1930 у Києві на горі Дитинці. – ХАМ, ч. 3, Київ, 1931, стр. 49-52] Жилище представляло полуземляночного типа постройку, прямоугольную в плане (5:2-2.1 м), с несколько закругленными углами. Заполнение углубленной в материк нижней части полуземлянки достаточно выразительно выделялось среди светло-желтого материкового лёсса своим серым цветом.

По всей площади жилища были разбросаны многочисленные обломки глиняной посуды, костей животных, отдельные железные предметы, в результате коррозии утратившие почти полностью свою первоначальную форму. По утверждению исследователя, керамика, найденная в жилище, относится к XII в. [с. 293] Кроме кухонной посуды, в жилище были найдены также обломки большой красноглиняной корчаги-амфоры и ушко от так называемой “амфорки киевского типа”. На донцах некоторых сосудов имелись клейма, среди которых заслуживает внимания клеймо в виде “тризубца”, без особых к тому оснований сопоставленное со знаком на монетах Святополка (начало XII в.). Многие из фрагментов керамики, найденных в жилище, были покрыты сажей и золой.

Юго-западной стороной жилище выходило к склону горы над Кожемяками, в этой стене, по-видимому, был устроен вход, не прослеженный ввиду плохой сохранности этой части полуземлянки.

В северном углу жилища обнаружен завал угля и золы, в котором были расчищены остатки печи в виде кусков обожженной глины с отпечатками дерева. Тут же было найдено наибольшее количество костей животных, рыбья чешуя, обломки глиняной посуды. В развале печи обнаружена нижняя часть горшка, заполненного рыбьей чешуей.

В противоположном (по диагонали) углу жилища открыты остатки огнища, представлявшие слой черной земли с мелкими угольками. Развал огнища не был насыщен обломками костей и глиняной посуды, как развал печи, описанный выше. Здесь были найдены в небольшом количестве лишь мелкие обломки керамики и несколько кусков железного шлака. Назначение огнища в полуземлянке, где существовала, кроме того, печь, неясно. Так как возле огнища были найдены куски железного шлака, не лишено вероятия высказанное исследователем предположение о том, что это мог быть очаг для кузнечных работ.

В развалинах жилища не было следов пожара, столь характерных для большинства раскопанных в Киеве жилищ. Поскольку и состав находок не отличается обилием, закономерно предположение, что жилище, раскопанное на Детинке, не погибло в результате пожара, а было покинуто своими хозяевами, забравшими с собой все свое имущество.

С западной и северо-западной сторон жилища у его стен были обнаружены три погребения почти без вещей, отнесенные ко второй половине XII в. По-видимому, именно эта находка и давала основание для уточнения даты жилища в пределах первой половины XII в.

В 1933 г. раскопками на горе Киселевке были открыты новые, отлично сохранившиеся комплексы жилых и производственных построек XII в. [С.Магура. Розкопи на горі Киселівці в Києві 1933 р. – НЗІІМК, кн. І, Київ, 1934, стр. 212] Раскопками на площади 150 кв.м были обнаружены три жилища-мастерские полуземляночного типа. Два из них размещались в непосредственной близости одно к другому и были соединены проходом.

Особого внимания заслуживают две полуземлянки с остатками ремесленного производства медных изделий. Они представляли собой вырытые в материковом лёссе прямоугольные выемки глубиной около 1 м (табл. XXXIV). Большая или меньшая глубина стенок зависела от рельефа поверхности. По утверждению [с. 294] исследователя, на лёссовых стенках полуземлянок сохранились хорошо заметные следы заступов, которыми копали углубленную часть постройки. Размеры полуземлянок различны: большая имела стенки 4:3.5 м, меньшая – 3.5:3 м.

На полу была обнаружена целая система ямок разного размера от деревянных столбов, которые поддерживали перекрытия, а также от заостренных колков и досок. Во многих ямках сохранились остатки перегнившего дерева. В меньшей полуземлянке вдоль двух стенок находились, кроме того, две большие прямоугольные ямы с закругленными углами.

В обеих полуземлянках отлично сохранились глинобитные печи, расположенные в углу около задней стенки жилища. Печи имели полусферическую форму. Верхняя часть свода печей не сохранилась. Под обеих печей был сильно обожжен. В печи большей полуземлянки в результате высоких температур глиняная обмазка пода была местами остеклована.

Исследование пода печи большей полуземлянки позволило установить, что ой состоит из двух слоев глиняной обмазки; верхний слой нанесен после того, как нижний был поврежден. При исследовании печей было установлено, что под глиняной обмазкой пода лежали обломки керамики, кирпичей и куски шлака, а в печи большей полуземлянки под верхним слоем обмазки, кроме того, лежали куски жернова и очень большой кусок меди. Перед печью в обеих полуземлянках были вырыты ямы диаметром 0.40-0.50 м.

Меньшая полуземлянка, как сказано выше, соединялась с третьей, смежной с ней полуземлянкой, в которой печи не было. В ней, судя по обилию отходов костяного производства, была мастерская изделий из кости.

Раскопками были обнаружены, кроме того, остатки еще одной полуземлянки с печью, к сожалению, полностью не доследованные, и большая печь, около которой были расположены ямы правильной формы размером 1.22:1.02 м, глубиной 0.8 м.