Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

Культурная принадлежность

Костюмный комплекс (прежде всего, женский), Гордиевского могильника, представленный украшениями, чрезвычайно близок (почти идентичен, отличия наблюдаются лишь на уровне вариантов типов украшений) костюмным комплексам центральноевропейских курганных и урненфельд культур [Kločko, 1998].

Культурные особенности Гордиевского могильника можно охарактеризовать следующим образом: 1/ местный по своим истокам погребальный обряд [Berezanskaja, Kločko, 1998, s. 7]; 2/ наличие двух групп керамики, из которых одна (ранняя) — наследует традиции курганной, тшинецкой и комаровской культур, а вторая (поздняя) состоит из местных, белогрудовско — чернолесских типов посуды; 3/ костюмный комплекс, близкий комплексу культур южной половины Карпатского региона.

Последнее обстоятельство не является необычным для Правобережной Украины. Давно уже отмечалось, что украшения таких культур как Комаровская, Восточнотшинецкая и Белогрудовская представлены центральноевропейскими или близкими им типами украшений. Более того, на материалах украшений можно утверждать, что карпатский культурный ареал в бронзовом веке охватывал практически всю лесостепную часть Правобережной Украины, доходя на востоке до Днепра [Kločko, 1998].

Гордиевские культурные традиции, как показывают материалы курганов у с. Иванье [Свешников, 1968], сформировались на Правобережной Украине уже в период Bz A2. По-видимому, именно в это время произошло слияние местных культурных традиций культуры многоваликовой керамики и среднеевропейских культурных элементов, образовав наиболее восточную группу среднеевропейской курганной культуры. Это позволило С.С.Березанской рассматривать Гордиевский могильник как памятник "новой, еще не известной группы курганной культуры" [Berezanskaja, Kločko, 1998, s. 29].

Однако, бронзовый век Правобережной Украины не так уж плохо изучен, чтобы некое крупное культурное являние до сих пор осталось бы незамеченным исследователями. Думаю, что проблема определения культурной принадлежности Гордиевского могильника лежит не в плоскости выделения новой культурной группы, а в пересмотре старых групп, в пересмотре всей модели культурного процесса на Правобережной Украине во II тыс. до Р.Х.

Для понимания культурной принадлежности могильника весьма существенным является тот факт, что не смотря на изменения во времени и самые различные влияния, погребальный обряд на протяжении почти 500 лет практически не меняется. Такое постоянство может быть объяснено только обществом с устойчивыми, прочными традициями, достаточно высокой культурой и высокой степенью политической стабильности, то-есть достаточно крупной археологической культурой или, блоком родственных культур.

В могильнике найдено 120 изделий из золота. Богатый погребальный инвентарь показывает, что это была элитарная группа (род — ?, династия — ?), которая длительное время жила на одном месте (кстати, в районе порогов на р. Ю. Буг) и имела самое непосредственной отношение к торговле янтарем (контролировала этот торговый путь — ?).

На раннем етапе своего существования Гордиевский могильник обнаруживает весьма тесные связи с Тшинецкой и Комаровской культурами, а на позднем — с Белогрудовской, Чернолесской и Белозерской культурами. Он как бы связывает все эти культуры в единый культурный процесс, в единый блок культур, состоящий из двух периодов — ранний (тшинецко-комаровский) и поздний (белогрудовско-чернолесско-белозерский).