Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

1. Дата начала строительства собора

Каргер М.К.

Одним из наиболее выдающихся памятников зодчества Киевской Руси является сохранившийся до наших дней Софийский собор в Киеве. Выстроенный князем Ярославом Владимировичем в 30-40-х годах XI в., Софийский собор в течение последующих двух столетий, вплоть до татаро-монгольского нашествия играл значительную роль в качестве одного из важнейших центров церковно-политической жизни Киевского государства.

Заложенный в 1037 г. во вновь строившейся части Верхнего Киева Софийский собор по замыслу строителей архитектурного ансамбля нового Ярославова города должен был стать архитектурным центром нового Детинца, или, как обычно называли его киевские летописцы, «Горы».

Вместе с выстроенными в ту же пору возле него фамильными княжескими монастырями Георгия и Ирины Софийский собор действительно представлял наиболее яркий архитектурный ансамбль древнейшей русской столицы, затмивший старый центр Владимирова города – Десятинную церковь с окружающими ее дворцами.

Вопрос о дате постройки Софии в Киеве принадлежит к числу спорных, до сих пор не решенных проблем, связанных с этим памятником.

В Повести временных лет под 1037 г. читается большая статья о строительной деятельности Ярослава:

«В лето 6545. Заложи Ярослав город великый Кыев, [с. 98] у него же града суть Златая врата, заложи же и церковь святыя Софья, митрополью, и посемь церковь на Золотых воротех святыя Богородица Благовещенье, посемь святаго Георгия монастырь и святыя Ирины» [Лавр. лет. 6545 (1037) г.; это же известие под тем же годом читается в Ипат. лет., Лет. Авр., Рог. и в Густ. лет.].

В предшествующем, 1036 г., по известию той же летописи, на месте будущей постройки произошла битва с печенегами: «…и сступишася на месте, идеже стоить ныне святая Софья, митрополья Русьская; бе бо тогда поле вне града. И бысть сеча зла и одва одоле к вечеру Ярослав» [Лавр. лет. 6544 (1036) г.].

В Новгородской I летописи и в ряде других дата закладки Софии отнесена к 1017 г. [Новг. I лет. 6525 (1017) г.; ср.: Новг. II, III, IV, V, Соф. I, Ник., Льв., Ерм., Тип. лет. под тем же годом] Под 1037 г. в Новгородской I летописи повторено известие о закладке Софии [Новг. I лет. 6545 (1037) г.], в других же летописях сообщается об окончании постройки [Соф. I, Новг. III, IV, V, Воскр., Ник., Льв., Тип. лет. 6545 (1037) г.].

Опираясь на эти противоречивые летописные известия, одни исследователи Софии относили закладку храма к 1017 г. [[Е.Болховитинов]. Описание Киево-Софийского собора и Киевской иерархии, Киев, 1825, стр. 13-14. – В.З. Завитневич. К вопросу о времени сооружения храма св. Софии в Киеве. ТКДА, 1916, стр. 4-6 (отд. оттиск). – К.В.Шероцкий. Киев. Путеводитель. Киев, 1917, стр. 29. – Ф.И.Шмит. Искусство древней Руси-Украины. Харьков, 1919, стр. 36-38. – В.Січинський. Архітектура старокнязівської доби (Х-XIII ст.). Прага, 1926, стр. 13. – Н.И.Брунов. К вопросу о самостоятельных чертах русской архитектуры Х-XII вв. В кн.: Русская архитектура. Под ред. В.Шкварикова, М., 1940, стр. 108. – Н.Н.Воронин. Древнерусские города. М.-Л., 1945, стр. 17], другие – к 1037 г. [П.Г.Лебединцев. О св. Софии Киевской. Тр. III АС в Киеве (1874), т. I, Киев, 1878, стр. 55-56. – Н.П.Сычев. Древнейший фрагмент русско-византийской живописи. Seminarium Kondakovianum, II, Прага, 1928, стр. 101. – S.Cross, Н.Morgilevski, К.Conant. The earliest mediaeval churches of Kiev. Speculum, XI, 1936, Oktober, № 4, стр. 491-492]

Наиболее убежденным сторонником более ранней даты Софийского собора неоднократно выступал Д.В.Айналов. Вопрос о дате собора он связывал с более важным вопросом о мастерах, строивших и украшавших Софию [Д.В.Айналов. К вопросу о строительной деятельности св. Владимира. Сб. в память… кн. Владимира. Пгр., 1917, стр. 34-39]. Опираясь на слова митрополита Илариона, «иже недоконьчанная твоя доконьча, акы Соломон Давыдова, иже дом божий великый святый его премудрости созьда на святость и освящение граду твоему», обращенные к Владимиру Святославичу, Д.В.Айналов полагал, что Иларион выразил мысль о том, что «Ярослав окончил недоконченное Владимиром и во исполнение уставов отца создал храм Софии» [там же, стр. 35].

«Уподобление Владимира Давыду, а Ярослава Соломону, из которых второй выполнил завет первого по постройке Иерусалимского храма, отводит, [с. 99] – по мнению Д.В.Айналова, – на долю Ярослава только выполнение планов Владимира по созданию церкви св.Софии, а не самостоятельное изобретение этого плана» [там же].

Считая, что Ярослав «довершил дело, начатое Владимиром», в том смысле, что «он выстроил задуманный Владимиром храм, как Соломон создал храм, задуманный отцом его Давидом», Д.В.Айналов делал из этого и дальнейший вывод о том, что подготовительные работы по постройке церкви св.Софии следует приписать Владимиру и что он мог их предпринять только с теми мастерами, которых вызвал для создания Десятинной церкви [там же, стр. 36].

Рассматривая в свете приведенных соображений летописные известия о постройке Софии, Д.В.Айналов приходил к выводу, что храм был заложен в 1017 г., и окончен через 20 лет, в 1037 г. На основании того, что 4 ноября – день освящения Софии – падает на воскресение в 1039 г., Д.В.Айналов вслед за А.А.Шахматовым относил освящение храма к этому году [там же, стр. 37-38].

Считая, что Ярослав приступил к выполнению завета отца в 1017 г., т.е. спустя два года после его смерти, Д.В.Айналов приходил к выводу о том, что приведенные им данные рисуют построение Софии в связи с начинаниями Владимира.

«Мастера, закончившие Десятинную церковь в 996 г., – писал он, – имели достаточно времени, чтобы подготовить все необходимое для создания церкви Софии и могли сами ее строить, не сменившись еще на новое поколение» [там же, стр. 38].

Д.В.Айналов находил, что изложенные выше соображения получают подтверждение и в показаниях Титмара Мерзебургского, который под 1018 г. говорит уже о существовании монастыря св. Софии («adventientes honoravit in monasterio Sophiae»: Chronicon, VIII, стр. 16) [там же, стр. 37].

Текстологический анализ древнерусских летописей и изучение исторической обстановки, предшествующей постройке храма Софии, не позволяют согласиться с изложенным выше стройным на первый взгляд построением Д.В.Айналова.

Анализируя текст Софийской I, Новгородской IV и Синодального списка Новгородской I летописей, сообщающих под 1017 г. о нападении на Киев печенегов, а также о закладке города и церкви Софии, А.А.Шахматов утверждал, что под 6525 (1017) г. в этих летописях помещаются известия, на самом деле относящиеся к другим годам: нападение печенегов на Киев и поражение их Ярославом относится к 6644 (1036) г., закладка Софии и города Киева – к 6645 (1037) г.

«Все попытки наших историков, – писал он, – оправдать 6525 (1017) год для первых двух событий наталкиваются на непреодолимые затруднения, в особенности когда мы сообразим, что под 6544 г. в рассказе о нападении печенегов на Киев в Повести временных лет определенно сказано: “Печенези приступати начаша и сступишася на месте, идеже стоить ныне свя[с. 100]тая Софья, митрополья Русьская; бе бо тогда поле вне града”, следовательно, оба события – нападение печенегов в 6544 (1936) г. и закладка св. Софии в 6545 (1037) г. – поставлены Повестью временных лет в известную между собою связь» [А.А.Шахматов. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. СПб., 1908, стр. 228].

Анализируя тексты различных списков летописей А.А.Шахматов убедительно доказывает, почему упомянутые известия и сведения о походе Ярослава к Берестью оказались в новгородских сводах под одним, 1017 г. [там же, стр. 229] Известия под 1037 г. в тех же сводах об окончании постройки города и Софии («свершен бысть град Киев и церковь св.Софья») А.А.Шахматов рассматривал как попытки составителей новгородских сводов согласовать летописные статьи 6525 (1017) и 6545 (1037) гг.

Таким образом, известие Повести временных лет о закладке храма Софии в Киеве в 1037 г. следует признать вполне достоверным, известия же новгородских сводов, относящих это событие к 1017 г., – сомнительными.

Летописные известия о постройке храма Софии в 1017 г. некоторые исследователи связывали с существованием в Киеве до 1037 г. другого храма Софии. П.Г.Лебединцев, ссылаясь на известие Иоакимовской летописи, сообщающей о постройке храма Софии княгиней Ольгой после возвращения ее из Константинополя, на запись в Апостоле 1307 г. об освящении церкви Софии в Киеве 11 мая 6490 (952) г. и на упомянутое уже выше сообщение Титмара Мерзебургского, считал, что деревянный храм Софии был выстроен в Киеве еще в Х в. княгиней Ольгой, а в 1017 г. после пожара возобновлен Ярославом [П.Г.Лебединцев. О св. Софии Киевской, стр. 53-55]. Мысль эту разделяли М.А.Максимович [М.А.Максимович. Обозрение Старого Киева. Собр. соч., т. II, Киев, 1877, стр. 102-103], Н.И.Петров [Н.И.Петров. Историко-топографические очерки древнего Киева. Киев, 1897, стр. 108-109] и др.

П.Г.Лебединцев предполагал, что деревянный храм Софии находился «недалеко от городских ворот, впоследствии Золотых, которыми Болеслав вступил в Киев, и, следовательно, недалеко от места ныне существующей Софии» [П.Г.Лебединцев. О св. Софии Киевской, стр. 55]. С этим предположением согласиться совершенно невозможно, так как одинокий деревянный храм оказался бы в этом случае стоящим где-то на «поле вне града».

Н.И.Петров считал, что храм «должен был находиться возле каменного терема Ольги, расположенного за Десятинной церковью ближе к Западным, или Софийским воротам Владимирова града, которыми входили в Киев Болеслав и Святополк» [там же, стр. 109]. Он пытался даже уточнить местоположение [с. 101] деревянной Софии, полагая почему-то, что она находилась на том месте, где в 1129 г. был построен Федоровский монастырь [там же].

Если известие Иоакимовской летописи и запись в Апостоле 1307 г. и нельзя считать вполне достоверными источниками, то свидетельство Титмара о встрече Болеслава и Святополка 14 августа 1018 г. «в монастыре св. Софии, который за год перед тем погорел» [Chronicon, VIII, стр. 16], заслуживает полного доверия [Подробнее об этом см.: М.Д.Приселков. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси Х-XII вв. СПб., 1913, стр. 66]. Как известно, сам Титмар в Киеве не был, сведения о киевских событиях 1018 г. и описание города он занес в свою Хронику, по-видимому со слов одного из немецких воинов, участвовавших в составе наемных войск Болеслава. Однако достоверность сообщения Титмара о пожаре монастыря Софии незадолго перед взятием Киева подтверждается известием Повести временных лет, где под 1017 г. читаем: «Ярослав иде (в Киев) и погоре церкви» [Лавр. лет. 6525 (1017) г.]. Вполне правдоподобно, что пожаром была уничтожена и деревянная церковь Софии.

Итак, анализ известий летописных сводов приводит к выводу о достоверности даты закладки храма, сообщаемой Повестью временных лет.