Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

Успенский собор Киево-Печерской лавры

Наталья Будзинская

Более девяти веков на живописных склонах Днепра возвышается ансамбль Киево-Печерского монастыря, основанного в 1051 году монахами Антонием и Феодосием.

Монастырь приобрел популярность как центр христианской культуры на Руси, и в 1688 году ему, первому из монастырей, был присвоен статус Лавры. Центральное место в ее застройке занимал Успенский собор, являясь архитектурной доминантой всего ансамбля.

Сувенирная плакетка «Успенский собор и…

Сувенирная плакетка «Успенский собор и
Большая колокольня Киево-Печерской лавры».
Медь. Серебрение. Гальванопластика. Скульпторы А. Зигура и А. Жерно.
Граверные работы – В. Жерно. Киев, 2003 г. 250:250 мм (без обрамления).

История строительства собора освещена в письменных источниках. Как свидетельствует автор «Повести временных лет», в закладке храма участвовал сын Ярослава Мудрого — великий князь Святослав, который «своими руками нача ров копати» и пожертвовал на строительство 100 гривен (5,12 кг) золота. По одному из наиболее распространенных преданий, собор строили 12 братьев-греков, которым приславшая их пресвятая Богородица вручила икону Успения.

В «Киево-Печерском патерике» говорится, что строители приехали из Константинополя и привезли с собой полученную от самой Богородицы меру для строительства храма. В этом давнем предании наряду с легендами, которые рассказывались для прославления монастыря, есть и фактические сведения. У исследователей древнерусской архитектуры не возникало сомнений в том, что собор строили именно византийские мастера, о чем свидетельствуют знаки на плинфе, а также отдельные буквы и даже слова, написанные кириллицей.

Богородица посылает мастеров в Киев.…

Богородица посылает мастеров в Киев.
Гравюра Л. Тарасевича. 1702 г. Почтовая открытка.

Главная церковь монастыря, согласно «Повести временных лет», была заложена преподобными Антонием и Феодосием в 1073 году. Процесс её закладки подробно изложен и в «Патерике», и в рассказе «О создании Печерской церкви Пресвятой Богородицы». Здесь сообщается, что храм был заложен «на горе», поросшей деревьями и терном. Археологические исследования местности также подтвердили, что этот участок был выбран на необжитой местности. После смерти Феодосия строительство продолжил преподобный Стефан, украшал храм преподобный Никон, а освящение собора состоялось в 1089 году при настоятеле монастыря Иоанне І.

Первоначально Успенский собор представлял собой крестово-купольную одноглавую шестистопную постройку высотой 43 метра, без галерей, с тремя нефами, завершавшимися с востока тремя гранёными апсидами. В западной части над нартексом находились небольшие хоры, на которые вела наружная лестница с северной стороны. В нартексе, в южной и северной стенах были расположены по две ниши для погребений. Внутреннее помещение собора разграничено четырьмя столбами на девять ячеек. Фасады расчленены плоскими, интенсивно выступающими вперед пилястрами. Окна и двери с полуциркульными завершениями были обрамлены двухступенчатыми порталами. Поверхность стен украшали пояса меандровых орнаментов, карнизы — в виде зубчатых орнаментов, выложенных из плинфы. Собор завершался высокой главой.

Строительная техника во второй половине XI века существенных изменений по сравнению с предыдущим временем не претерпела. Основным типом оставалась порядовая кладка – кирпич-плинфа с утопленными рядами. Изменялась лишь толщина кирпича — от 4 до 5,5 см, и его форма стала более вытянутая.

Внутреннее убранство собора следовало ранней традиции киевской архитектуры, сочетавшей мозаики, фрески и резной камень. Пол в храме был выложен шиферными плитами шириной от 30 до 75 см и длиной от 120 до 216 см. Обнаруженные при раскопках в центральной части храма многочисленные фрагменты шиферных плит с мозаичными вставками свидетельствуют о том, что подкупольное пространство занимала орнаментированная часть, а остальной пол был выложен из простых гладких плит. Полы завершали пышное внутреннее убранство храма, о богатстве которого свидетельствуют летописи.

Как и в Софии, в Успенском соборе мозаичными изображениями была украшена лишь восточная часть центрального пространства, а остальные стены и своды расписаны фресками. «Киево-Печерский патерик» сообщает, что в центральной апсиде было мозаичное изображение «Оранты» с двумя ангелами по сторонам, ниже — сцена «Евхаристии», в куполе — Пантократор.

Фрески занимали значительную часть росписей храма. Во время раскопок обнаружены многочисленные, но небольшие по размеру фрагменты. Внутренний декор собора дополняли резные шиферные плиты, фрагменты которых неоднократно встречались во время разборки руин и раскопок памятника. В росписях интерьера принимали участие известные древнерусские художники Алимпий и Григорий.

Приезд в Киев иконников из Царьграда.…

Приезд в Киев иконников из Царьграда.
Гравюра Л. Тарасевича. 1702 г. Почтовая открытка.

На протяжении многовековой истории Успенский собор неоднократно подвергался многочисленным перестройкам, что усложняло изучение его первоначального облика. В 1096 году собор был отстроен после разгрома, учиненного половцами. На рубеже XI–XII веков к храму пристроена Иоанно-Предтеченская церковь-крещальня, которая входила в общий комплекс собора. В 1230 году в результате землетрясения собор «на четыре части расступился» — рухнули своды и южная стена. Позже он отстроен в новой строительной технике, а в 1240-ом его разгромили татары и «верх до полуцерква по окна низпровергша».

Освящение Успенского собора…

Освящение Успенского собора Киево-Печерской лары.
Гравюра А. Тарасевича. 1702 г.

Собор восстановили, но в 1416 году он вновь был разрушен войском хана Эдигея. В 1470-ом князь Симеон Олелькович возобновил собор, в следующем столетии его отстроил князь Константин Острожский, к собору пристраивается Иоанно-Богословский, а в XVII веке — Трехсвятительский приделы, каплицы Стефана и Ельцов. Сохранишиеся гравюры 1661 и 1693 годов свидетельствуют об изменении архитектурного облика Успенского собора по сравнению с первоначальным.

В 1718 году храм пострадал при пожаре и в 1723–29 годах реставрирован под руководством архитектора И. Коландина. Собор приобрел барочный наряд: стены, апсиды, фронтоны на фасадах, купола, окна и порталы были украшены лепным орнаментом, а ниши — живописью. Был установлен резной деревянный иконостас, мастерами лаврской иконописной школы под руководством художника С. Лубенского выполнена в интерьере живопись. Позже на стенах появились изображения исторических деятелей — князей, гетманов, митрополитов.

В 1772–76 годах росписи почти полностью были обновлены мастерами лаврской иконописной школы под руководством З. Голубовского. В конце XIX-начале XX веков собор расписала в аскетическо-каноническом духе группа иконописцев под руководством художника В. Верещагина.

С древних времен Успенский собор стал усыпальницей киевских князей, литовских и украинских магнатов и представителей высшего духовенства. Здесь был похоронен один из основателей Киево-Печерского монастыря Феодосий Печерский, останки которого перенесли из Дальних пещер. В соборе упокоились киевский воевода Ян Вышата, сестра Владимира Мономаха Евпраксия (супруга немецкого короля Генриха IV), князья Скиргайло, Олельковичи, а также Вишневецкие, Тышкевичи; украинский церковно-культурный деятель, просветитель, архимандрит Киево-Печерской лавры и основатель типографии Елисей Плетенецкий; писатель, один из зачинателей украинской поэзии и школьной драмы, автор первого украинского словаря «Лексикон словеноросский» лаврский печатник Памво Беринда; писатель и печатник, автор «Часослова», трактатов, проповедей и переводов Захарий Копыстенский и другие. В 1647 году в левом крыле собора захоронен Петр Могила — политический и церковный деятель, выдающийся украинский просветитель, открывший в 1632 году первую в восточной Европе Киево-Могилянскую коллегию, автор более 20 полемических произведений и ряда книг. В Стефановском приделе в 1683 году похоронен украинский церковно-просветительный деятель, автор «Синопсиса», ректор Киево-Могилянской коллегии архимандрит Лавры Иннокентий Гизель.

Успенский собор стал последним пристанищем для Натальи Долгоруковой (урожденной графини Шереметьевой) — первой российской мемуаристки, ставшей монахиней Флоровского монастыря (в монашестве — Нектария). Чугунная плита с надписью над захоронением Долгорукой сохраняется и поныне.

Над могилой князя Константина Ивановича Острожского, политического, государственного и военного деятеля, в 1573 году было установлено мраморное скульптурное надгробие в ренессансном стиле. Сама скульптура запечатлела князя в рыцарских доспехах, как бы прилегшего отдохнуть. Всего же некрополь Успенского собора насчитывает более 300 погребений, но открыта лишь малая часть.

Успенский собор и колокольня Лавры.…

Успенский собор и колокольня Лавры.
Почтовая открытка. 1890-е годы.

Долгое время сведения о первоначальной архитектуре собора, кроме многочисленных хроник о разрушениях, восстановлении, перестройках и украшениях храма, были весьма скудны.

Киево-Печерская лавра. Почтовая…

Киево-Печерская лавра.
Почтовая открытка. Начало ХХ ст.

После объявления Печерского монастыря в 1926 году государственным заповедником появилась возможность провести в Успенском соборе архитектурно-археологические исследования. Они были начаты в 1937–38 годах И. В. Моргилевским, но прерваны Великой Отечественной войной, когда 3 ноября 1941 г. заминированная святыня украинского православия была взорвана. Уцелел только Иоанно-Богословский придел.

Тщательные архитектурно-археологические исследования руин Успенского собора проводились с 1957 по 1971 год экспедицией института археологии АН УССР под руководством В. А. Богусевича и Н. В. Холостенко, что дало возможность детально изучить его архитектуру.

В результате масштабных археологических раскопок, осуществлённых В. А. Харламовым в 1980-х годах, был не только окончательно установлен древний план собора, но и решен вопрос реконструкции его первоначальных форм. В 1984 году был утвержден проект восстановления Успенского собора в том виде, в котором он сохранился к началу ХХ столетия. Однако начавшиеся споры относительно типа фундаментов не дали возможности претворить в жизнь этот проект.

После провозглашения независимости Украины общественность Киева поставила вопрос о восстановлении утраченных памятников архитектуры, в том числе уникального памятника древнерусского зодчества — Успенского собора.

27 января 1996 г. вышло распоряжение Президента Украины «О первоочередных мерах по восстановлению комплекса Михайловского Златоверхого монастыря и Успенского собора Киево-Печерской лавры в городе Киеве». На участке будущей постройки Успенского собора в 1996-97 годах под руководством Г. Ю. Ивакина Институтом археологии НАН Украины были проведены археологические исследования, откорректирована и утверждена научно-проектная документация на постройку собора.

21 ноября 1998 г. Президент Украины Л. Д. Кучма торжественно заложил капсулу с закладной грамотой в честь начала восстановления Успенского собора.

Благодаря слаженной работе коллективов архитекторов, реставраторов, строителей, археологов, историков уникальный памятник древнерусской архитектуры был восстановлен. 14 октября 1999 г. установлен и освящен первый крест, а 28 октября – главный крест на центральном куполе возрожденного Успенского собора. Его освящение состоялось в год 2000-летия Рождества Христова и в День Независимости Украины 24 августа 2000 года.

Возрожденный Успенский собор. 2003 год.

Возрожденный Успенский собор. 2003 год.

Сегодня главный храм Киево-Печерского монастыря, увенчанный золотыми куполами, переживает свое второе рождение. Расположенный в центре монастырского подворья, Успенский собор является одним из красивейших памятников православной культуры в Украине.

Опубликовано : Купола (Киев), 2005 г., вып. 1, c. 5 – 9.