Логотип Мысленного древа

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

НАУКА

ОБРАЗО
ВАНИЕ

ЛИТЕРА
ТУРА

Письмо на сайт
Версия для печати
Лента новостей (RSS)
Наука / История / Купола : исторический альманах / Купола, вып. 1 (2005 г.) / Дмитрий Вишневецкий

Дмитрий Вишневецкий

Наталья Будзинская

В истории Украины князь Дмитрий Иванович Вишневецкий занимает особое место. Он стоял у истоков зарождения казачества и своей деятельностью фактически на столетия предопределил его историческую миссию: защиту родной земли, своего народа от турецко-татарской экспансии.

Дмитрий Вишневецкий происходил из древнего княжеского рода турово-пинских Рюриковичей, корни которого восходят ко времени Древней Руси. Свое имя род получил от родового поместья — городка Вишневец на Волыни. Отец Дмитрия — Иван Михайлович Вишневецкий был старостой ейшиским и ворнянским, пропойским и чичерским. Представители этого рода традиционно входили в число высшей польско-литовской аристократии и занимали заметные посты в польско-литовском государстве. По линии матери Дмитрий был в родстве со знатным албанским родом Скандербега, княжеским сербским родом Якшичей и молдавским правителем Стефаном Великим.

Герб гетмана Дмитрия Вишневецкого

Герб гетмана Дмитрия Вишневецкого

О дате рождения и первых годах жизни Дмитрия Вишневецкого сведений не сохранилось. Известно только, что с начала 1550-х годов он занимал высокую должность старосты Черкасс и Канева. К 1553 году относятся поездка князя в Турцию ко двору турецкого султана.

Будучи старостой, Вишневецкий осознал необходимость защиты украинских земель от постоянных татарских набегов. Главной целью в своей антитатарской военной стратегии он видел организацию за чертой постоянных мест проживания украинского населения, ближе к татарским улусам, укрепленного казацкого замка с военным гарнизоном. Такой замок и был сооружен под руководством Вишневецкого на днепровском острове Малая Хортица в 1556 году. Замок, по замыслу военачальника, стал не только средством защиты украинских земель, но и плацдармом для дальнейших походов против татар.

В дальнейшем в процессе организации и формирования запорожского казачества, когда строительство укрепленного военного поселения на Запорожье стало казацкой традицией, замок, построенный Дмитрием Вишневецким, стал рассматриваться как первая в Украине Запорожская Сечь. Самому же Вишневецкому было определена роль организатора запорожского казачества и первого гетмана, хотя титул к его имени добавили в более позднее время.

Постройка хортицкого замка позволила Дмитрию Вишневецкому проводить планомерные военные походы в Крым. Уже в начале 1556 года он снарядил с Хортицы отряд казаков, которые совместно с московскими войсками осадили и взяли крепость Ислам-Кермен и Очаков. Но в 1557 году хан Девлет-Гирей с превосходящими татарскими силами захватил хортицкий замок. Дмитрий Вишневецкий отступил к Черкассам.

Активная борьба Вишневецкого против Крымского ханства не нашла понимания со стороны польско-литовского правительства, которое стремилось поддерживать дружественные отношения с татарами. Соседнее Московское государство, напротив, в тот период проводило активную военную политику в Крыму. Поэтому Дмитрий Вишневецкий осенью 1557 года переезжает в Москву, где присягает московскому царю Ивану Грозному. В награду князь получает во владение город Белев с прилегающими селами, а также 10 тысяч рублей — огромную по тем временам сумму.

С начала 1558 года Вишневецкий, уже как подданный московского царя, начинает новую военную кампанию против Крыма. Отряды Вишневецкого совместно с московскими войсками активно действуют против татар в низовьях Днепра. Для защиты своих крепостей турецкий султан вынужден был держать в этом районе эскадру кораблей и значительные военные подразделения. В том же году Вишневецкий восстановил казацкий замок на острове Хортице, а в 1559–60 годах осадил турецкие крепости Азов и Кафу. В феврале 1560 года Дмитрий Вишневецкий был назначен воеводой пятигорских черкесов на Кавказе и в этой новой должности продолжал активно участвовать в военных операциях против Крыма из района Таманского залива.

Начиная с 1560 года, московское правительство меняет свои стратегические планы в отношении турок и татар и прекращает активные военные действия в Крыму. Вишневецкий вынужден был проводить свои антитатарские военные операции, уже не имея серьезной поддержки от московских войск. Очевидно, поэтому воинственный князь в 1561 году решает вновь вернуться в подданство польского короля.

Сувенирная композиция «Дмитрий Вишневецкий»

После возвращения Вишневецкий близко сходится с польским шляхтичем Ольбрехтом Ласким, который склонил князя к участию в военном походе на Молдавию с целью борьбы за молдавский престол. Рассматривая молдавские земли как удобный плацдарм для дальнейшей борьбы с турецко-татарской экспансией, Вишневецкий решился вступить в вооруженную борьбу за молдавскую корону. Его поход по сути явился первым серьезным выступлением украинского казачества на международной политической арене.

Летом 1563 года Дмитрий Вишневецкий с 4-тысячным казацким войском вступил в Молдавию, предварительно получив согласие молдавских бояр на абсолютную поддержку его планов на молдавский престол. Не подготовленные к серьезным боевым действиям, казаки были разбиты молдавскими войсками, а сам Вишневецкий и еще один руководитель казацких войск Пясецкий были схвачены и отправлены в Константинополь. Остальные взятые в плен казаки были высланы на галеры.

В Константинополе по приказу султана Вишневецкий и Пясецкий были преданы публичной казни. Их сбросили с крепостной башни на вмурованные в стену крюки над морским заливом. Согласно воспоминаниям современников, Вишневецкий провисел на крепостной стене три дня и был застрелен турками из лука за то, что проклинал их веру.

Самоотверженная деятельность Дмитрия Вишневецкого по организации украинского казачества, его неутомимая борьба с турецкотатарской агрессией, направленная на защиту украинского пограничья и тесно связанная с идеологией защиты христианской веры, и, наконец, мученическая смерть отложились в народном сознании, мифологизировали личность. Дмитрий Вишневецкий под прозвищем Байды стал героем устного народного творчества украинцев, заняв в народном эпосе место между мифическим «казаком Мамаем» и реальным «батьком Хмелем».

Опубликовано : Купола (Киев), 2005 г., вып. 1, c. 48 – 49.

Предыдущая статья | Перечень статей | Следующая статья

Понравилась страница? Помогите развитию нашего сайта!

© 1999 – 2018 Группа «Мысленного древа», авторы статей

Перепечатка статей с сайта приветствуется при условии
ссылки (гиперссылки) на наш сайт

Сайт живет на

Число загрузок : 8300

Модифицировано : 18.08.2012

Если вы заметили ошибку набора
на этой странице, выделите
её мышкой и нажмите Ctrl+Enter.