Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

Украинский казак

В 1894 году историк Александр Лазаревский (1834-1902) опубликовал в «Киевской старине» (№№ 7-9) «Словарь Малорусской старины». Он был составлен историком и этнографом из Полтавщины Василием Ломиковским (1778-1845) и имел в подлиннике название «О Малороссии. О древних обычаях малороссийских, о службе воинской и гражданской, о чинах и должностях чиновников. Писано 1808 года». Публикуем приведенные в «Словаре» пояснения слова «казак» (в старой орфографии – «козак»).

«Козак. Национальный малороссийский воин, от которого произошли украинские, донские, терские и все прочие. О произведении его имени несчетные споры, а именно:

1) от косы, якобы косарь; быть не может, косы не были никогда настоящим оружием Козаков, разве в нужде.

2) От козы, по их скорости и легкости в бегании и поимке татар, – неосновательно и смешно. Все гусары, черкасы – должны бы зваться козаками.

3) От мухи косаки или кусаки – не стоит возражения.

4) Подобное сему от кипчаков, от коссогов или косагов, известных со времен Константина Порфирогенета. Тут можно было по существующей козачьей орде нечто толковать, но вспомнив козаров и положения между Каспийским и Черным морем, очевидно, что и коссоги, и козары, и козачья орда – не имеют ни малейшего сродства с малороссийскими козаками.

5) Известие Синопсиса о предводителе войск малороссийских козак – выдумано по старине, чтобы как-нибудь добраться до Ноя или его сыновей и внуков; да и то ведомо, что первый и важный малороссийских Козаков предводитель был Евстафий (Остап) Дашкевич, староста черкасский, друг хмельниковского старосты Предислава или Прецлава Ланцикоронского, и он, Остап, был первый действительный малороссийский гетман.

6) От Козаков, так названных вольных работников, от речных судов, косы именуемых, – суть нелепости.

7) И так почти не остается сомнения, что слово козак есть прямо турецкое и татарское, заимствованное национальными малороссийскими воинами от сих народов по соседству и подражанию, ибо

А) незадолго до гетмана Остапа известны были уже отряды Козаков у татар, что подкрепляется свидетельством важного писателя: теперь и у нас будут козаки, и что татары делали нашим, то и они им вет за вет, т. е. взаимно.

В) Почти современный Предиславу Ланцкоронскому писатель говорит, что в 1516 году несколько малороссиян собравшись поехали против турок под Белгород (Аккермен) для козаету и прибавляет: а с того времени и ныне стало известно звание Козаков; козает же на языке турецко-татарском значит добычу. Ехать для козаету – пуститься в воинский наездничий или насильственный промысел, отправиться с добычей.

С) Турецкое слово козак значит хищника, а потому и воина-нападчика.

D) Прежде 1516 года ни один писатель о Малороссии сего имени не употреблял, следовательно и выходит заключение, что козак имя заимствованное от татар и турок, и в разуме настоящего ограниченного и регулированного войска означает человека независимого, вольного, храброго, жизнь свою воинским подвигам посвятившего, и иногда от народного права удаленного, нечаянное по силе своей нападение чинившего.

Е) Ошибаются северные писатели, именующие Козаков настоящими разбойниками, publicarum viarum latrones.

F) Поляки, видя мужество сих войск, называли их сначала своевольниками.

Сии своевольники в 1615 году, пустившись в пользу короля и по его просьбе, со флотом в Черное море, истребили в Трапезуйте султанский арсенал, взяли и разорили Синоп. Козаки малороссийские должны быть исповедания греко-российского; оружие их состояло из пики, сабли, лануки, ружья, фусеею ими называемого, пары пистолетов и лошади. Все сие приобретали они собственным иждивением, без награждения, кроме неприятельской добычи. От скарбу войскового получали они токмо пушки и порох, но и сей последний имели чаще свой собственный. Мундир их состоял в синей суконной черкеске с красными отворотами, в кафтане же – по воле их, так, как и в шароварах; но после законоположено козаку иметь черкеску ту же, а кафтан и шаровары всегда из белого сукна; в шапке овчинной и сапогах разного цвета. Козацкая пословица: хлеб да вода – козацкая еда. Всегда готовых к походу было 60.000, без жалованья, самых добрых выборных реестровых Козаков. Козаки малороссийские в царствование Екатерины II упразднены, некоторые преобразованы в регулярные полки, а прочие остались на законах статутовых, но в праве государственных поселян, и обложены сорокаалтынным окладом с души.

Козак украинский. Козаки, отошедшие от Малороссии ко владению польскому в 1686 году, жившие по правую сторону Днепра, кроме Киева и Василькова, оставшихся при России. Гетман же всегда титулован – гетман обоих сторон Днепра.

Козак запорожский или низовый. Первое название оттого, что они от Малороссии жили по ту сторону днепровских порогов или водопадов, за порогами; второе – потому, что жили по течению реки Днепра, вниз к Черному морю.

Козак выборный или реестровый. Так назывались те козаки, которые стояли в реестровом списке и должны были всегда готовы быть к походу.

Козак подпомощник – состоящий в компуте или реестре для службы; сам в поход не ходил, доколе не записан будет в выборные или реестровые, но обязан был: 1) в числе собратий своих, к выборному или реестровому прописанных, снабдевать его по мере иждивением на мундир и всею амунициею, и во время похода блюсти домашнее его хозяйство. 2) Из них определяемы были во внутренние наряды, например: на стражу при карцеляриях и прочих публичных зданиях, на развоз публикаций, для препровождения в скарб, или куда повелено будет, казны, и в прочие комиссии, регулярной службы не требующие. Из них во всех городах было несколько на очереди, аки штатные команды.

Козак обшитованный – уволенный по долговременной службе от списка в реестровых или выборных. Он точно был то, что ветеран у древних римлян. Живя при экономии, яко отечеству заслуженный, употребляем он был иногда в лучшие внутренние комиссии, яко комиссионер.

Козак аттестованный – назывался тот, который служа долговременно и заслужив во всем по нравственности и службе предпочтение, был вправе просить чина, в войске ему угодного. Он имел право вместо черкески носить кунтуш везде и был принят во всяком обществе».