Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

Музей Академии

Шероцкий К.В.

Музей Академии основан из картин, книг и предметов, оставшихся от старой Академии, начало собиранию которых было положено еще в XVII ст. Счастливая мысль об устройстве нынейшнего музея принадлежит проф. Н.И.Петрову, трудами коего старое собрание было упорядочено и расширено до размеров огромного учреждения, хранящаго в себе бесценные памятники древностей и искусств [с.155] разных эпох, но, главным образом, – старого искусства Украины (XVII – XVIII в.).

В I-м зале музея собраны древности первобытные и исторические из России и Востока. Египетская мумия, фигурки египетских богов (Озирис, Изида с младенцем Гором, символы Гора – копчики, священный бык Апис, священная змея – Урей, сфинксы и другое), статуэтки фараонов и мумий. Некоторые из них эллинистические, т.е. носят на себе черты классическаго искусства (№ 47, 49, 50); витр. II. Моавитские и финийские древности (надписи, идольчики); витр. IV – кипрские древности (фигура Изиды с младенцем, Венера Кипрская, женщины в неприкровенных позах, сосуды…); витр. V : греческие архаические черепки, обломки мраморных архаических статуй, оттиски камней, куски мозаик и надписей, фаллы…; витр. VII : древности греческих колоний на юге России (сосуды, черепки, надписи, статуэтки эпохи около Рождества Христова) и скифские (предметы вооружения, черепки); витр. VIII – X : первобытные древности бронзового и железного веков, остатки костей допотопных животных; XII – козацкое знамя XVIII в. с изображением козака и арматуры на одной стороне и руки с крестом на другой. XIII. Древности г.Киева : бляха с изображением Петра Великого от герба, висевшаго на старой киевской ратуше, рукописные планы Киева 1713-1745 гг., гравированные планы 1638 г., черепки из разных концов Киева, глинян. кафли, обломки стекла, чертежи погребов по Сретенской ул., панцыр XV в. (литовской эпохи), зеркало XVII в. XIV – кресло (к. XVIII в.) из Старой Академии; XVI – еврейские древности и принадлежности современного еврейскаго культа (стеклянные флаконы, светильни, свитки Торы, Мизрока и молитв, портреты раввинов, трубка и пальма, употребляемыя в праздники кущей и трубок и т.п.) : XVII – XX – предметы культа ламаитов : гравированные изображения Будды, Брамы (№ 1903), Рам (1905-6), демонов (1907-8), бурханы (1915), оракул (1937), изваяния Будды и др. божеств, [с.156] священное колесо, изображающее мир (№ 1979), священные книги, шаманская одежда. XXII. Китайские и японские принадлежности культа (статуэтки богов, модели божниц, священные изображения); XXIII – разные редкости из Азии и Африки. XXI – профессорская кафедра старой Академии начала XIX в., на ней резное изображение птицы пеликана, кормящаго своей грудью птенцов – это старый символ евхаристии.

Зал II. Гипсовые слепки и модели крымских и кавказcких пещерных храмов, имеющих отношение и к киевским пещерам, модели надземных церквей оттуда же и надгробных памятников. II – строительные материалы древних храмов г.Киева. III – IV – шифtрная гробница XV в., указывающая, что в то время жили еще княжеские традиции, обломки шиферных плит карнизов, колонн, поливных плиток, фресок, глиняных орнаментов; V – акварели, изображающия портреты деятелей старообрядчества и некоторые древние храмы VI – XII вв., деревянные и медные гравированные доски из Афона, Почаева (среди последних гравюры Гочемского, Стрельбицкого, Голоты, Филипповича, Масевского, Раковецкого) и Киева. VIII – киевские гравюры и снимки с них; гравировальное искусство в Киеве в XVII – XVIII вв. стояло очень высоко : киевские граверы проходили европейские школы, часто работали за границей и вызывались ко двору московских царей; Киев в XVII – XVIII в. был главным центром этого искусства для всей восточной Европы. Очень интересны гравюры Тарасевича, Щирскаго, Мигуры, Зубрицкаго, Козачковскаго, Г.Левицкаго, особенно панегирические посвящения гетманам, митрополитам и царям, (например гетману Мазепе № 2367, изображенному в виде рыцаря, окруженнаго добродетелями среди сооруженных им храмов.). Священные изображения, имеющияся на гравюрах, очень часто копируют картины западноевропейских художников; они служили проводником западных начал в местную иконопись. X – XI – новейшия гравюры и литографии русские и иностранныя.

[с.157] Зал III. Коллекция древностей и святынь известнаго путешественника по св.местам А.Муравьева : модель иерусалимскаго храма, готический киот с очень древними византийскими и синайскими иконами (№ 2488 св.Антоний Великий IX – X в., апостол Павел XI в., мозаичный Николай, великомученик Георгий XI – XII в., святцы XII – XIII в., Преображение XIII в., апостолы Петр и Павел XIV в., архангелы Михаил и Гавриил XV – XVI в.); чем древнее икона, тем изящнее её величавая красота, приближающаяся к стенным мозаикам и фрескам и к древним эллинистическим оригиналам, чем позднее – тем больше она теряет благородной простоты, тем мельче становятся черты её ликов и тем цветистее, приятнее её колорит и общая живость. Икона № 2493 приписывается кисти известнаго афонского художника Панселина. Между иконами пальмовая ветвь, внушившая Лермонтову стихи «Ветка Палестины». IV – V : складни, евангелия и иконы греческой и северорусской работы XV – XVII вв. в оригиналах и в копиях; VI – иконы, эскизы и гравюры русских художников – Уткина, Шебуева, Лосенка и др.; VII – VIII – изваяния, иконы и гравюры с духовных картин западных художников, среди них работы Проперция Росси, Моргена, Вольпатто, Фиха.

Зал IV. Принадлежности христианских храмов и христианскаго богослужения. На стенах картины Страшнаго суда (№ 2661 XVI в. киевской школы, хранящей предание, но проникнутой уже новшествами). II – хоругви с изображениями любимых на Украине святых – Параскевы, Марии Египетской, Почаевской богородицы и др. III – плащаницы (большею частью поздние, писанные красками, а не шитые, иногда с изображением одного только тела Христова, а иногда с фигурами плачущей богородицы, предстоящих и с орудиями страстей – сюжет, взятый из западного искусства, где хранятся синдоны, которыми было обвито тело Христа, и известный в русском искусстве XVI – XVII в. под именем «Не рыдай мене мати»). Среди плащаниц Академического [с.158] музея достойна особого внимания (№ 2696) писаная известным худоэником Боровиковским. IV – VII : антиминсы или священные платы с мощами, заменившие в христианском культе гробницы мучеников (анти – mensa), на которых совершалась литургия. На антиминсах имеются изображения аналогичные плащаницам, большею частью гравированные. Среди имеющихся здесь антиминсов греческих, румыских и южнославянских найболее художественными являются южнорусские православные и униатские антиминсы, иногда расцвеченные от руки красками. IX – XI : дарохранительницы (в виде гробниц, кивориев, апсид, трехкупольных украинских церквей), чаши из разнаго материала и различной в художественном отношении работы с гравировкой и с крышками по местному обычаю, реликварии с частицами мощей, лжицы, копья, дароносицы, монстранции. XII – воздухи или покровы для св.даров, украшенные великолепным шитьем XVII – XVIII в. XIII – XV – священные облачения с таким же пышным шитьем фигурным и орнаментальным. XVI – церковная утварь местной и иностранной работы (№ 3186 чеканное блюдо в стиле возрождения); среди них много предметов очень интересных по формам с характерными для украинскаго искусства украшениями. XIX – XX – кресты разных форм и материала, большею частию, воздвизальные деревянные шестиконечной или семиконечной формы с резными изображениями распятий и Богородицы.

Зал V. Коллекция икон, завещанная преосвященным Порфирием Успенским, много путешествовавшим по Востоку – человеком обладавшим обширными ученными познаниями, большими художественными интересами и еще большим беспристрастием, позволявшим ему смотреть на вещи вполне объективно при собирании его замечательной коллекции древностей, раскиданной теперь по многим музеям России. Здесь, между прочим, имеются редчайшие и единственные в мире писанные восковыми красками (в IV – VI в.) иконы : мученик с мученицей, богородица с [с.159] младенцем, Ив.Предтеча, св.Сергий и Вакх.

Икона богородицы имеет 6-конечную форму, что указывает на её надгробное происхождение; тип этой богородицы вышел из сцены поклонения волхвов; она выполнена в сиро-египетских темных колерах, как фаюмские портреты и большинство катакомбных орант. Моленные иконы появились впервые на Востоке : в ту эпоху – в Палестине особенно – почитали св.жен и существовали уже культы отдельных мучеников; иконография их, конечно, имела характер эллинистических портретов, как то можно видеть из сравнения писаных воском икон с античными фаюмскими портретами, отличающимися силою моделировки, свежестью красок, выразительностью, какая в европейском искусстве появилась только с XVII в.

В этом отношении особенно выдается икона Сергия и Вакха; на шеях их заслуживает внимание украшение в виде обруча; это так называемая гривна, заменившая часть шкуры (или гривы) на шее в качестве воротника. Из Византии эти уборы перешли на Русь. В собрании Успенскаго имеется также некоторое количество более поздних икон, тоже редкостных для своего времени (№ 3323 – XIII в.; 3324 – XIV в. и на обор. XI – XII в.; 3325, 28, 32 – XII – XIII в. 3321, 41 – XV – XVI в. др.) здесь тоже имеются произведения Панселина (№ 3344) и известнаго Николая Критянина (№ 3351).

II. Иконы новгородских писем XVI в. (№ 3356 – 60), отличающияся красотою колорита, цветными рефлексами, благородными типами, красными фонами, и московские письма XVI в. (№ 3361 – 3673), вышедшия из тех же писем новгородских. III. Русские иконы позднейшаго времени – московских царских иконописцев (№ 3376-91) отличающияся сложностью композиции, обилием золота, графичностью и проникновением западных черт; строгановских писем (№ 3392-98) с теми же чертами, что новгородские, но с сильными влияниями русскаго вкуса и быта; сибир[с.160]ских писем (№ 3399-400); костромских (№ 3401); фряжских (3403 – 421), названных так за свою манеру заимствованую от западноевропейского искусства, а также писем мстерских, холуйских, борисоглебских (слободы, поставляющия иконы для всей России), и киевских (№ 3422)

IV. Украинские иконы (№ 3520-3624) преимущественно XVII – XVIII вв.; они достойны внимания, если не по исполнению, то по своим крайне интересным сюжетам и композициям, сочетавшим традиционные черты византийской иконописи с влияниями западноевропейскими. Эти иконы имеют очень часто 6-угольную форму, столь любимую в украинской архитектуре, разукрашены на фонах лепными, резными или живописными орнаментами и представляют святых в живых позах и лицах далеких от византийскаго аскетизма, но взятых с натуры, благодаря чему здесь можно видеть национальные прически, одежды и обстановку; здесь кроме изображений Христа и богородицы видим св.Никиту, избивающего диавола, св.Николая (мягкое старческое лицо), св.Варвару, архангелов, коронование богородицы, св.Троицу с 3-мя носами и 4 глазами на одном лице, живоносный источник (№ 3621), страсти и раны Христовы (№ 3622) и т.д. Сюжеты украинских икон, заимствованные из св.писания, легенд, житий, сказаний о животных, аллегорических и символических представлений имели своею главною целью не нравиться, а поучать; в художественном отношении они часто очаровательны (колорит) : это была особая красота иная, чем наша, но в своем роде такая же законченная и такая же утонченная; писанные обычно в желтых и красных и зеленых тонах эти иконы источают теплоту и успокоение, соединяя возвышенное с низменным, человеческое с божественным; бросаются в глаза сочетания противоположных тонов, как в искусстве итальянских и немецких примитивов. На колонне сводная коллекция икон разных школ греческих, рус[с.161]ских монастырских, суздальских.

VII. В витрине – коллекция старины, собранная французом Траншером и потом приобретенная у него передавшими ее в музей кн.Демидовыми Сан Донато. VIII. Сводная коллекция крестиков, медальонов и проч. Среди них большое количество крестов великокняжеской эпохи с рельефными и гравированными распятиями и др. изображениями, очень часто растворчатых – для помещения внутри их мощей (энколпионы), а также – много украинских круглых дукачей XVII – XVIII в. с портретами и священными изображениями литой работы. IX – витрина с металлическими образками большею частью местной работы (чеканка, литье, резьба, гравировка) XVIII в., но есть и более древние, напр. змеевики великокняжеской эпохи – с изображениями змей и текстами заклятий от болезни, дурного глаза и т.п. X – витрина с металлическими образками (есть интересные по своей прорезной технике) и подвесками к иконам; последния в виде разных членов человеческаго тела представляли собою дары в благодарность за исцеления от болезней.

Зал VI-й. Филаретовская коллекция икон русских писем разных школ, начиная с XV в. Среди них имеются и старые киевские письма (XVI в.), являющияся вообще большою редкостью. Лучшия иконы этой коллекции изданы проф. Н.Петровым.

Длинный коридор, занимающий место прежней галереи, занят произведениями светскаого искусства; в нем картины, портреты, собрание статуй, монеты. Среди картин имеются принадлежащия кисти студентов старой Академии (№ 4676- 78, 4686-88), копии картин западноевропейских художников и произведения местных художников : здесь любимые в старой Украине сцены благословения Ноем своих сыновей, казака бандуриста, пеликана, кормящаго грудью своих детей, портреты украинских деятелей и т.д. Статуи (на полу и на окнах) представляют собою тоже продукт влияния западноевропейского искусства (стиля барокко).

[с.162] Влияния эти почему-то принято относить к польским; на самом же деле они объясняются непосредственными связями Украины с Западом, куда украинские художники и ученые ездили получать образование. Польша вовсе не стояла на том высоком культурном уровне, о котором широкая публика знает только из романов Сенкевича. Статуарное искусство на Украине применялось очень широко для украшения зданий, иконостасов, источников; статуи часто были раскрашены, в чем сказалось влияние немецкой скульптуры, а также имели искусственные волосы и настоящия одежды; резьба проникла также в область иконографии, где резною техникою выполнялись ризы святых; таким образом, разные искусства тесно переплетались одно с другим – живопись, резьба, ювелирное дело.

В витринах в корридоре расположено собрание монет и медалей – греко-римских (4895 – 6114), в числе которых множество колониальных (с юга России то же № 5777-6114), римских (№ 6114-7516), западноевропейских (7944-9168), византийских (7517 – 7943), сербских, болгарских, русских (9884-12594), русско-литовских (9873-83), среди последних имеются киевские с изображением Золотых ворот и татарские с штемпелями литовских князей, завоевавших Киев (№ 9881). В витрине XIV медали и жетоны, печати, пломбы и т.п. В витрине XV – XXI памятники письма и печати. Здесь только образцы; главное собрание их в библиотеке, где имеются многочисленные древние рукописи (Оршанское евангелие XIII в. – предшествующее своими украшениями Пиресопницкой рукописи XVI в,, кодекс Козмы Индикоплова XVI в., Ирмологий нач. XVII в. с миниатюрами, Никомидийское евангелие XI в.), альбомы акварельных рисунков и фотографий, гравюры и редкие издания.

Библиотека академии накоплялась от времени основания её, но она пострадала от пожара в 1811 г. Незначительное количество уцелевших от XVII – XVIII в. книг доказывает большую разностороннюю образованность пред[с.163]ставителей старой академии. В нач. XIX в. она была пополнена архивами и библиотеками Почаевской лавры и киевских монастырей. Теперь это одна из самых замечательных библиотек в России.