Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

София Киевская

Ирина Бекетова

Музей украинского народного
декоративного искусства

Один из шедевров древнерусского зодчества – Софийский собор. По величию замысла, совершенству композиции и архитектурных форм, безупречности внутреннего убранства храм не уступает ни одному из выдающихся памятников архитектуры эпохи.

Сувенирная плакетка «Софийский собор»

Сувенирная плакетка «Софийский собор».
Медь. Серебрение. Гальванопластика.
Скульптор А. Жернов. Граверные работы – В. Жернов.
Киев, 2003 г. 250Х250 мм (без обрамления)

В конце X – начале XI века Киевская Русь вышла на международную арену как одно из могущественных государств восточной Европы. При княжении Владимира (978–1015) и его сына Ярослава Мудрого (1019–1054) государство достигло вершины своего расцвета, а Киев – «мать городов русских» – стал крупным мировым центром торговли, ремёсел, культуры, искусства.

Собор Святой Софии Премудрости Божьей был композиционным центром ансамбля так называемого «города Ярослава». Известный церковный деятель XI века Илларион в своем «Слове о законе и благодати» писал о Софии: «Церковь дивна и славна всем окружным странам, яко же ина не обрящется во всем полунощи земном от востока до запада».

Летописная «Повесть временных лет» засвидетельствовала: «В лето 6565 (1037) заложи Ярослав город великий, у него же града суть Златая врата, заложи же и церковь святыя Софья, митрополью, и посем церковь на Золотех воротех святые Богородица благовещенье, посем святого Георгия монастырь и святыя Ирины».

Название собора происходит от греческого слова «софия» – мудрость. Собор был задуман не только как главный храм древнерусского государства, новый центр «митрополии русской», но и как общегосударственный политический и культурный центр раннефеодального государства. В соборе проходили крупные исторические события: торжественные культовые церемонии, поместные церковные соборы, представления митрополитов и епископов, «посажения» послов. При митрополичьей кафедре существовали старейшая на Руси библиотека и скипторий – мастерская, где переводились и переписывались книги, где был составлен летописный свод 1037–1039 годов, где написал своё «Слово» Илларион.

Cофийский собор. Почтовая открытка Колокольня Софийского собора. Почтовая…
Cофийский собор. Почтовая открытка. 1900-е годы. Колокольня Софийского собора. Почтовая открытка. 1900-е годы.

Имена тех, кто строил и расписывал Софию, неизвестны. Современные исследователи считают, что при всём бесспорном влиянии византийской культуры на древнерусскую, греческие зодчие нашли в Киеве высокоразвитые ремёсла и строителей, которые быстро освоили византийские новшества, ставшие затем частью русской культуры. Византийские элементы получили национальную окраску. Поэтому Софийский собор имеет ряд архитектурных и художественных особенностей, не встречающихся в византийской традиции. Эти особенности – преобладание ширины храма над его длиной, многокупольность и пирамидальность композиции, наличие башен, объединение мозаик с фресками.

Софийский собор – самый большой храм древнерусского государства по размерам (42 x 55 м) и общей площади (2310 кв. м). В XI веке он представлял собой пятинефный пятиапсидный крестовокупольный храм, окруженный с севера, запада и юга двойными открытыми галереями.

Двенадцать крестообразных в плане столбов делили пространство храма на пять нефов, вытянутых с запада на восток, где они заканчивались алтарными апсидами (полукружиями). В апсиде центрального нефа находился главный престол, в северной апсиде располагался жертвенник – место, где хранились вино и хлеб для причащения, в южной апсиде – диаконник – место хранения сосудов, риз и церковных ценностей. Крайние северная и южная апсиды названы Георгиевским и Михайловским приделами. Четыре крещатых в плане столба несут на себе центральный купол собора, его высота от пола до зенита составляет 29 м, а внутренний диаметр – 7,5 м. Купол опирается на паруса, расположенные в углах между четырьмя подкупольными арками. Крещатые внутренние столбы служат опорой системе арок, сводов и куполов, поднимающихся ступенями к центру и создающими устремленную вверх пирамидальную композицию. Это – отличительная особенность великого творения древних зодчих.

Фрески в Софийском соборе. Почтовая…

Фрески в соборе. Почтовая открытка. 1900-е годы.

Собор венчали 13 куполов параболической формы. Четыре высоких размещены вокруг главного купола, восемь меньших расположены группами по три купола в юго-западной и северо-западной частях и по одному – над Георгиевским и Михайловским приделами.

Храм возведен на ленточных фундаментах, сложенных из бутового камня. Наружная кладка стен оставалась открытой, так как фасады в древности не штукатурили. Нижние части стен выкладывались из крупных камней, ряды выравнивались при помощи плинфы (оранжеворозового плоского кирпича). На фасадах получалась полосатая розово-оранжевая облицовка стен из чередующихся слоев кирпича, раствора и натуральных камней. Арки, своды, купола и небольшие столбы выкладывались только из плинфы.

За своё почти 1000-летнее существование София Киевская не раз страдала от пожаров и разрушений, нападений и грабежей. После разорения Киева в 1240 году ханом Батыем Верхний город пребывал в запустении, Софийский собор был разграблен. Набеги крымских татар в 1416 и в 1482 годах несли в город разруху и опустошение – Киев грабили и жгли. Десятилетиями храм оставался без присмотра. В 1569 году один из современников записал: «…В самом городе немало уничтожено храмов… остался доселе один из них св. Софья, но и то в таком жалком виде, что богослужение в нем не совершается… В таком, однако, запущении это прекрасное здание, что кровли на нём нет, и оно все более и более близится к уничтожению». До 1633 года собор находился в руках униатов и пришел в упадок.

Киевский митрополит Петр Могила, отобрав у униатов Софийскую кафедру, положил начало восстановлению храма, возобновил богослужения, организовал здесь мужской монастырь. В 1685–1707 годах собор был перестроен в формах украинского барокко. Полусферические купола приобрели грушевидно-барочную форму, по всему периметру стены здания были подведены под один карниз, а западный и восточный фасады украшены изящными фронтонами.

В 1699–1707 годах была возведена монументальная Софийская колокольня, которую тогда называли «триумфальной». У её стен киевляне в 1709-ом встречали Петра I после победной Полтавской битвы.

Софийский собор представляет собой согласованное единство архитектурных форм и внутреннего убранства. Подчиняясь логике форм храма, его интерьеры усиливают выразительность и гармонию, подтверждая, что «архитектура – это застывшая музыка».

Основу внутреннего объема Софийского собора составляет залитое светом и украшенное мозаиками пространство под центральным куполом. Мозаика и фресковая живопись являются главными элементами внутреннего убранства. Мозаики расположены в главных богослужебных частях храма – алтарной апсиде и центральном подкупольном пространстве. Фрески украшают центральный и боковые нефы, трансепт, хоры и лестничные башни. Многое из богатых интерьеров храма сохранилось до настоящего времени.

Оранта. Мозаика 11 в. в Софийском соборе

Оранта. Мозаика 11 в.

По своим краскам киевские мозаики являются одними из лучших в ряду памятников монументальной архитектуры XI века. Их впечатляющая сила достигалась богатством колористических оттенков, которых в мозаичной палитре Софии обнаружено до 130. Придавая различный угол наклона отдельным смальтам (окрашенный в различные цвета сплав стекла в виде мелких кубиков), мастера учитывали направление лучей света, падающих на поверхность мозаик и отражающихся под разными углами. Мозаикой покрыты в основном криволинейные вогнутые поверхности, усиливающие блеск смальты (особенно золотой). Золотой фон выложен из различной прозрачности стеклянных кубиков, покрытых тончайшими листочками золота, а открытые части тела изображений – более мелкими кубиками из естественных пород камня или мрамора (их матовая поверхность различных оттенков хорошо передаёт цвет тела человека).

Изображения в храме расположены в определённом порядке согласно небесной иерархии. В зените центрального купола, в медальоне диаметром 4,1 м, сохранилось изображение Пантократора, или Христа Вседержителя, который как бы парит над пространством собора. Правой рукой он благословляет, а в левой держит Евангелие. Христа окружает небесная стража – четыре архангела в пышных одеждах. Из них частично сохранилась лишь одна мозаичная фигура, остальные были дописаны мас ляными красками в 1884 году. В барабане центрального купола, между окнами на простенках, располагались фигуры двенадцати апостолов в полный рост, из которых уцелела лишь верхняя часть образа апостола Павла. Из четырех мозаичных медальонов с полуфигурами, выложенными над арками, поддерживающими барабан главного купола, сохранились изображение Христа-Спасителя и часть лика Богоматери.

Доминантой внутреннего убранства храма являются мозаики главной апсиды. Над её внутренней поверхностью сохранилась композиция «Деисус», состоящая из трех медальонов с полуфигурами Христа, Богородицы и Иоанна Предтечи. Во внутренней поверхности центральной апсиды расположена огромная фигура Оранты в молитвенной позе, с поднятыми вверх руками: она обращается к Христу как заступница за род человеческий. Высота фигуры – 5,5 м, головы – 0,9 метра. Под Орантой хорошо сохранились мозаичная композиция «Евхаристия», ниже – изображения восьми святителей (отцов церкви) и двух архидиаконов. Фигуры святителей принадлежат к числу самых совершенных мозаик храма.

Особенностью Софии Киевской является богатое сочетание мозаик и фресок, что не характерно для византийских храмов. В древности фресковой росписью были покрыты все стены собора, а также стены и своды башен и галерей. Часть фресок безвозвратно погибла при разрушениях и перестройках, особенно сильно они пострадали в середине XIX века от варварской записи масляными красками.

В XX веке в Софийском соборе были проведены архитектурно-археологические исследования и реставрация. Сохранившиеся фрески освобождены от позднейших записей, сотни квадратных метров росписей прочно вошли в золотой фонд памятников древнерусской монументальной живописи. Наибольшую ценность представляют росписи светского содержания, особенно групповой портрет семьи Ярослава Мудрого. На южной стене центрального нефа сохранились изображения четырех, а на северной – двух фигур. Центральная часть этой композиции, размещённая на западной стене, известна по рисунку А. ван Вестерфельда 1651 года. На нём изображен Ярослав Мудрый с макетом Софийского собора в руке и его жена княгиня Ирина, шествующие к Христу, около которого, возможно, стоят князь Владимир и княгиня Ольга. Фресковые изображения семьи великого князя являются не только древнейшими, но и наиболее ценными памятниками портретной живописи Киевской Руси.

Особый интерес представляют фрески, сохранившиеся на стенах башен: здесь изображены сцены реального быта княжеского киевского двора, флора и фауна Руси. Одна из лучших фресок охотничьего цикла – «Охота на медведя», в которой передана борьба с разъярённым медведем. На своде северной башни – изображение музыканта, к подбородку которого приставлен струнный инструмент, а в руке – смычок. Реалистично показали древние живописцы охотничьи схватки, игры, пляски, борьбу ряженых, игры скоморохов. Есть изображения фантастических и реальных животных и птиц – грифонов, белок, гепардов, волков, коней, соколов, кречетов, ястребов. Большую роль в украшении интерьера храма играет резной камень: овручский сланец (шифер) и мрамор. На хорах собора сохранилось десять шиферных плит, образующих парапет. Их лицевая сторона богато украшена резным орнаментом со сложным рисунком извивающихся линий, узлов, кругов, колец с розетками, крестами, рыбами, орлами, листьями растений.

Великой святыней собора является беломраморный саркофаг (гробница) Ярослава Мудрого. По внешнему виду саркофаг напоминает храмовую постройку или античное жилище, увенчанное двускатной крышей. Нижняя часть высечена из цельной глыбы, длина гробницы – 2,36 м, ширина – 1,22 м, высота без крышки – 0,91 м, общая высота – 1,81 м. Все плоскости украшены орнаментом символического характера. С 1054 года в ней покоятся останки великого князя киевского Ярослава Мудрого.

Софийский собор с древности служил усыпальницей князей и высшего духовенства, а также местом захоронения подвижников православия. Некрополь, вмещавший десятки захоронений, является одним из древнейших в Украине, но большинство имён захороненных неизвестны. Среди известных – Ярослав Мудрый (978–1054), его сын Всеволод Ярославович (1030–1093) и внук Ростислав Всеволодович (1070–1093), Владимир Мономах (1053– 1125), Вячеслав Владимирович (?–1154), киевские митрополиты Кирилл II (?–1280), Макарий (?–1497). У ворот Софийской колокольни, у монастырской стены, захоронен Патриарх Владимир (Романюк, 1925–1995).

В 1934 году Софийский собор с комплексом монастырских сооружений XVIII века на его подворье был преобразован в архитектурно-исторический музей-заповедник. В 1987 году Международное жюри Гамбургского фонда присудило заповеднику Европейскую золотую медаль за сохранность исторических памятников, а в 1990 году он занесен в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. В 1994 году заповеднику был присвоен статус Национального учреждения культуры.

Опубликовано : Купола (Киев), 2005 г., вып. 2, c. 5 – 9.