Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

Документы времен «великой смуты»

Талах Виктор

19. Пайцза Кельдыбека (1361 – 1362 гг.) из Симферопольского клада

Вековечного Неба силою,

сияния Великой Благодати покровительством.

Повеление Кельдыбека:

тот, кто не повинуется –

да будет обвинен и умрет.

Münküev N.Ts. A New Mongolian P’ai-tzu from Simferopol // Acta Orientalia Academiae Scientiarum Hungaricae. XXXI. (2). – Budapest, 1977. – Р. 208; Юрченко А.Г. Историческая география политического мифа. Образ Чингисхана в мировой литературе XIII–XV в.в. – Санкт-Петербург, 2006. – С. 264.

Пайцза Кельдыбека. Москва, ГИМ.

Пайцза Кельдыбека. Москва, ГИМ.

20. Пайцза Абдуллы-хана (1361 – 1370 гг.) из с. Грушевка Екатеринославской губернии

Вековечного Неба силою,

сияния Великой благодати покровительством.

Повеление Абдуллы:

тот, кто не повинуется –

да будет обвинен и умрет.

Спицын А.А. Татарские байсы … – С. 137.

21. Ярлык Туляк-хана избранному митрополиту Михаилу от 27 февраля 1379 г.

Вековечного Неба силою и Великой Благодати покровительством от дедов и прадедов Туляка слово, по предложению Мамая ти-тяма, Великого Края бекам улусов и туменов, и окружным бекам-даругам, писцам, сборщикам тамги и побережного, и проезжим послам, и сокольничьим, и ловчим, и туткаулам, и заставщикам, и сборщикам корабельного сбора, и многим людям, кто какую-либо службу несет, всем.

Прежде Чингис-хан, а затем ханы Азиз и Бердыбек, за которых молились богомольцы и весь чин священнический, установили: каков бы ни будет налог или сбор – их то не должно касаться, чтобы они для умилостивления Бога молились и молитвы возносили. И о том же самом все ханы грамоты выдавали. А ныне также, прежних грамот не изменяя, по размышлении и мы тем же этого митрополита Михаила пожаловали. Пусть как сядет во Владимире, богу молится за нас и за весь род и племя наши, и молитву возносит.

И мы так сказали: пусть никакой дани, ни какой-либо пошлины, ни подвод, ни корма, ни питья, ни запроса, ни даров не дают, и никакого почестья не платят. И что церковное, дома, воды, земли, огороды, виноградники, мельницы, – пусть в них никто не вступает, и никакого насилия им не творит. А кто что-нибудь взял или возьмет – пусть назад отдаст. А в церковных домах кто ни будет, пусть на постой в них не становится и их не разрушает. А кто посмеет в церковных домах стать постоем или их разрушать – те люди да будут обвинены и преданы смерти.

А ты, митрополит Михаил, если скажешь, что так пожалован, и с тех домов церковных, или земель, или вод, или с огородов, или с садов или с тех людей церковных пошлину установишь – пусть это будет на тебе. Или если кто учинит грабеж, или обман, или какие иное злое дело, а ты на то не обратишь внимания – то и сам знаешь, какой ответ перед Богом держать будешь. А за нас Богу молитву возноси, как и прежде, а мы о том ничего не говорим.

Так сказав, на хранение с алыми печатями грамоту дали. Написано в год Овцы летоисчисления хиджры семьсот восьмидесятый месяца зу-л-када в десятый день первой половины, когда ставка была на Великом Луге речном.

История татар с древнейших времен в семи томах. Том III. – С. 844.