Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

Документы времени Бердыбека

Талах Виктор

15. Ярлык Бердыбека митрополиту Алексею от 12 ноября 1357 г.

Вековечного Неба силою и Сияния Великой Благодати покровительством от дедов и прадедов Бердыбека слово Великого Края бекам улусов и туменов, по предложению Могул-Буги, а также всем окружным бекам-даругам, и писцам, и сборщикам тамги, и берегового сбора, и проезжим послам, и сокольничим, и ловчим, и туткаулам, и заставщикам, и сборщикам корабельного сбора, и многим людям, кто какую-либо службу несет, и всем.

Чингис-хан и последующие ханы наши, отцы наши, за которых молились богомольцы и весь чин священнический, установили: каков бы ни будет налог или сбор – их то не должно касаться, чтобы они для умилостивления Бога молились и молитвы возносили. И по этому поводу ярлыки выдали. И кто бы ни был, пусть знают – они ярлыки выдали. И мы ныне, предыдущих ханов ярлыки не изменяя, по размышлении тем же самым Алексея митрополита пожаловали. И как сядет во Владимире, пусть Богу молится за нас и за наше племя молитву творит. И мы так сказали: какая ни будет дань или пошлина, пусть у них не берут, и ни подвод, ни кормов, ни пития, ни запросов, ни почестья не дают. Или что является церковными домами, землями и водами, огородами, виноградниками, мельницами – того пусть у них не забирают, и никакого насилия над ними не творят. А если случится, что кто-нибудь что-то взял или возьмёт – тот пусть отдаст назад. А в церковных домах кто ни будет – пусть постоем в них не становится и их не разрушает. А кто посмеет становится постоем или их разрушать – тот будет виновен и да умрет. А ты Алексей-митрополит и весь ваш священнический сын, если скажете, что так пожалованы, и относительно церковных домов, земель, вод, огородов, садов или церковных людей что-нибудь учинишь под предлогом пошлины – пусть это на тебе будет. Или кто разбоем, грабежом, обманом какое-нибудь лихое дело учинит, а ты на то не обратишь внимания, то сам знаешь, какой за это ответ держать будешь. А о нас к Богу молитву твори, как и прежде, а мы после ничего не скажем.

Так сказав, пайцзу и грамоту с алой печатью дали вам на постоянное хранение. Написано года Курицы десятого месяца, в семьсот пятьдесят восьмом году в десятый день прибывающей Луны месяца зу-л-када, когда ставка была на Каонге.

Могул-Буга, Хусейн, Сарай, Ягалтай, Кутлу-Буга, главные беки, принесли ходатайство, Суюнч-Тимур, мир бахши, писал.

История татар с древнейших времен в семи томах. Том III. – Сс. 845-846.

16. Ярлык Бердыбека венецианцам от 13 сентября 1358 г.

Моё, Бердыбека, слово Великого Края всем бекам туменов, под началом с Могул-Бугой, тысяч, сотен и десятков, даругам-бекам внутренних городов, служащим государственной канцелярии, а также многим странствующим, и путешествующим людям, всякого рода служб начальникам, послам и посланникам, сборщикам тамги и весового сбора, караульщикам и заставщикам.

Так как послы венецианского дожа обратились к нам с прошением: «В правление хана Узбека наши купцы просили у него разрешение на проживание и торговлю в Азаке отдельно от генуэзцев и с условием выплаты тамги по три сотни, хан пожаловал их и выдал грамоту с пайцзой.

В правление хана Джанибека они повторили свое прошение, и пожалование им было подтверждено сообразно с условиями первой грамоты. Впоследствии один из наших людей совершил злодеяние, вызвавшее гнев хана Джанибека, который запретил нашим торговцам несколько лет приезжать в Азак.

Когда мы устрашили злодея, Джанибек еще раз пожаловал наших торговцев и в соответствии с первой грамотой дал им участок земли в Азаке и запретил причинять им насилия. В случае, если они будут торговать, им надлежало платить тамгу по пять с сотни, размер весового сбора определялся тогда в соответствии с прежним обычаем. Ханский указ относительно тех из наших людей, кто занимается морскими перевозками, предписывал им не причинять ущерба персидским торговцам и паломникам как на море, на наших навах и галеях, так и в венецианских поселениях, располагавшихся на морском побережье в пределах Великого Края. Венецианца, причинившего им ущерб, нам самим следовало схватить и выдать хану. В случае, если бы нам не удалось его схватить, нам надлежало сообщить хану имя преступника, чтобы сын не понес наказание за отца, отец – за сына, младший брат – за старшего, старший брат – за младшего».

И так как в свое время отец наш, хан Джанибек, признав прошение венецианцев исполнимым, дал им пожалование, по которому им надлежало проживать в Азаке на участке земли, расположенном на восток от бани Сафаэддина в длину 100 шагов и в ширину, считая от берега реки, 70 шагов; и вышеозначенный участок должен был предоставить им правитель Азака; и выдана на то грамота, то и мы, рассмотрев их прошение и признав его исполнимым, повелели:

Пусть эти венецианцы, наше пожалование получившие, живут в Азаке на указанном участке земли и производят свою торговлю в соответствии с правилами предыдущей грамоты!

Венецианские купцы должны торговать честно, платя при этом тамгу по пять с сотни. Уплата ими весового сбора производится согласно прежнему обычаю. Если торговля ими не совершается, то сборщики тамги ничего не должны с них взыскивать.

Не должно препятствовать въезду и выезду их повозок с товарами в город и из него. При этом с каждой повозки они обязаны платить весовой сбор согласно прежнему обычаю.

Прежде они не платили торговый налог на золото, золотую канитель и серебро. И ныне они не должны его платить.

С их товаров, которые взвешиваются на весах, должны взиматься тамга по пять с сотни и весовой сбор, сообразно прежнему обычаю. Для присмотра за правильностью взвешивания и взимания налога и сбора начальник таможни и венецианский консул назначают каждый по одному доверенному человеку.

Если в торговой сделке участвует торговый посредник, то после выдачи им задатка такая сделка уже не может быть расторгнута.

Корабль с двумя мачтами и судно с одной мачтой облагаются ввозной пошлиной в соответствии с давним обычаем.

Запрошенное Тоглубаем ханское пожалование «на оружие» в размере трёх сомов с каждого корабля венецианцев было получено. В личном указе Той-Тоглу-хатун подтверждается, что три сома с каждого венецианского корабля, прибывающего в Азак, выплачиваются Тоглубаю ее доверенными лицами не от имуществ ханской таможни, а из доли Той-Тоглу ото всей суммы ввозной пошлины. У венецианских купцов ни Тоглубай, ни его доверенные лица на указанную цель ничего не должны запрашивать.

Заготовка венецианцами в Азаке невыделанных шкур облагается тамгой, величина которой в аспрах должна составлять не более пятидесяти и не менее сорока с сотни за каждую купленную ими шкуру.

Ссоры между азакскими жителями и венецианцами надлежит разрешать вместе правителю города и его венецианскому консулу. За виновного не должен отвечать его родственник.

В случае если венецианские корабли потерпят крушение на территории Монгольского государства, то ни его князья, ни государственные служащие не должны не только присваивать товары с них, но даже притрагиваться к ним.

Венецианцам надлежит собственными силами организовывать у себя в квартале караульную службу. Генуэзцы не должны тому препятствовать.

Так мы возвещаем в грамоте: всякий, кто поступит наперекор этой грамоте, разве не устрашится? Также и венецианские торговцы, получившие это пожалование, не должны применять насилие или принуждение в Великом Крае и городе Азаке. Применившие насилие или принуждение разве не устрашатся?

Сим последним, этой грамотой обладающим, выданы для постоянного хранения грамота с алой печатью и пайцза. Написано в год Собаки, летоисчисления хиджры 759-й, месяца шавваля в 8-й день, когда ставка была на берегу Ахтубы. Представили совместное ходатайство беки Хусейн-Суфи, Могул-Буга, Сарай-Тимур, Ягалтай, Кутлуг-Буга. Написал я, писарь Сабахэддин-катиб.

Григорьев А. П., Григорьев В. П. Коллекция золотоордынских документов XIV века … – Сс. 164-166.

17. Надпись из Отузов (Крым), 1358 г.

Этот благословенный колодец построил в дни царствования великого султана, опоры мира и веры Мухаммеда Бердыбек-хана, – да будет вечно царство его, – по приказанию великого эмира Кутлуг-Тимур-бека – да будет долга жизнь его, – покорный раб бедный Идрис, сын Хаджи Яхьи. Год 760.

Акчокраклы О. Старо-Крымские и Отузские надписи // Известия Таврического общества истории, археологи и этнографии. Том I (58-й). – Симферополь, 1927. – С.9.

18. Письмо Тай-Тоглу-ханум венецианскому дожу Джованни Дольфину от 4 марта 1359 г.

По повелению Бердыбека, наше, Тай-Тоглу, слово предводителю венецианцев. Люди державы нашей, поднявшись на кокку Никколо Скота, плыли в Константинополь за товарами. Девять Ваших галей, встретив упомянутую кокку, напали на нее и захватили тех людей. Кроме того, Ваша галея ограбила людей державы нашей, которые возвращались с Кипра. Все те упомянутые люди, явившись к хану и представив свидетелей, оценили свой ущерб в 2830 сомов. Хан оказал им милость, выдав грамоту с золотой печатью и назначив исполнителей, которым обязаны были выплатить назначенные деньги консул и купцы в Азаке. Мы же, посчитав, что тем это будет для них обременительным, не позволили тому свершиться, а распорядились выдать пострадавшим 550 сомов из нашей личной казны, против воли Ваших послов и не соглашающихся. Ныне, в их присутствии, 550 сомов без малейшего небрежения отправлены по назначению.

Так сказав, грамоту с личным знаком - нишаном послали. Написано в год Свиньи 2-го месяца в 5-й день прибывающей Луны, во дворце Гюлистана.

Григорьев А. П., Григорьев В. П. Коллекция золотоордынских документов XIV века … – С.199.