Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

Документы времени Менгу-Тэмура

Талах Виктор

1. Ярлык Менгу-Тэмура митрополиту Кириллу (III) от 1 августа 1267 г.

Вековечного Неба силою и сияния Великой Благодати покровительством Менгу-Тэмура слово баскакам и бекам улусов, и бекам-даругам туменов, и писцам, и проезжим послам, и сокольничим, и ловчим.

Чингис-хан завещал, что если будут собирать налоги или сборы, то пусть не облагают тех, кто от чистого сердца Богу за нас и племя наше молятся и благословляют нас. По поводу этого и следующие ханы таким же образом пожаловали священников и монахов относительно дани, тамги, поплужного, ямского, воинов, кто чего ни потребовал бы и сказал бы, чтобы дали.

И кто еще о том не знает, пусть все знают: и мы, Богу молясь, их грамот не изменили. По поводу этого прежним образом какой-либо дани, или поплужного, или подвод, или корма, никто, кто бы он ни был, да не требует, ямского, воинов, тамги пусть не дают. А также того, что церковное: земля, вода, огороды, сады, мельницы, зимовища, летовища – пусть не трогают. А если и возьмут – пусть назад вернут. А касательно церковных мастеров, сокольничих, ловчих, пусть никто, кто бы он ни был, их не трогает и не забирает. А относящиеся к их вере книги или что иное – пусть не трогают, не забирают, не рвут и не уничтожают. А кто будет веру их хулить – тот человек да будет обвинен и умрет. А тем, кто со священниками тот же хлеб едят в их доме, у кого брат, у кого сын, и тем таким же образом пожаловано, если они от них не ушли. А если они от них уйдут, то дань или что иное им давать.

А священники, нами пожалованные в соответствии с прежними грамотами – молитесь за нас Богу и нас благословляйте. А если не от чистого сердца о нас молитесь – перед Богом на вас то будет грехом. А по поводу того, что если кто не священник будет, а других людей будет у себя принимать, желая молиться Богу, пусть так и будет.

По этому поводу этому митрополиту мы выдали грамоту. Эту грамоту увидев и услышав о ней от священников и монахов, пусть ни дани, ничего иного не требуют и не берут баскаки, писцы беков, сборщики поплужного и тамги, а если возьмут – согласно Великой Ясе будут обвинены и умрут.

По этому поводу написано года Зайца осеннего первого месяца в четвертый день в Тале.

История татар с древнейших времен в семи томах. Том III. Улус Джучи (Золотая Орда). XIII – середина XV в. – Казань, 2009. – С.845.

2. Ярлык Менгу-Тэмура князю Тверскому, Владимирскому и Новгородскому Ярославу Ярославичу, 1270 г.

Менгу-Тэмура слово Ярославу-князю:

дай дорогу немецким купцам по своей волости.

[Грамота Ярослава:]

От князя Ярослава к рижанам великим и малым, и кто торгует, и ко всем: путь вам открыт по моей волости. А кто со мной воюет, с тем я сам разберусь. А купцу путь по моей волости открыт.

Russisch-Livländische Urkunden Gesammelt von K. E. Napiersky. – St. Petersburg, 1868. – Ss.13-14.

3. Письмо Ногая египетскому султану аз-Захиру Бейбарсу, 1270 г.

Отправлено это письмо Йису-Ногаем к государю аз-Захиру.

Хвалю Господа Всевышнего за то, что он включил меня в число правоверных и сделал меня одним из тех, которые следуют вере очевидной, и молюсь за Печать Пророков, за удостоверяющего доказательства, за главу ниспосланных и за предстоятеля благочестивых Мухаммеда, да будут благословение и мир Господен над ним, над братьями его, пророками, над сторонниками его, избранниками, людьми истины и обладателями твердости.

Это послание наше заключает в себе две цели: одна из них – привет и поздравление от нас тебе, другая – та, что от Ар-Буги услышали мы, что для скрепления союза своего с отцом нашим Берке-ханом ты пожелал иметь сведения о сыновьях и родственниках его и о том, кто из них принял ислам. Когда это было нам сообщено, мы искренне полюбили государя аз-Захира, который верен своему слову, и сказали: «Осведомление его о нас только от усердия его к исламу и искренности стремления его к укреплению союзов».

Мы написали это послание при содействии Ур-Тимура и Тог-Буги для оповещения, что мы вступили в ислам и уверовали в Господа, в то, что пришло от Господа и в ниспосланного Господом.

То, что мы сказали, заслуживает доверия, мы идём по пути отца нашего, Берке-хана, следуем за истиной и уклоняемся ото лжи.

Да не прекратится пересылка писем между нами. Мы с тобой как пальцы на руке: действуем заодно с тем, кто с тобой в согласии, и противимся тому, кто тебе противится.

Тизенгаузенъ В. Г. Сборникъ матеріаловъ, относящихся к исторіи Золотой Орды. Томъ I. Извлеченія из сочинений арабскихъ. – СПб., 1884. – Сс. 101-102.