Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

Участие гетмана Ивана Самойловича
и его сына Григория
в Первом Крымском походе (1687)

Александр Алмазов

В 1672-1687 гг. гетманом Левобережной Украины, находившейся под властью российских царей, был Иван Самойлович. Его средний сын Григорий, будучи черниговским полковником, после смерти в 1685 г. своего старшего брата Семёна стал ближайшим сподвижником отца. А 1-й Крымский поход явился поворотным пунктом в жизни как гетмана, так и его сына.

Целый ряд исследователей касались их участия в походе: Д.Н. Бантыш-Каменский, Н.А. Маркевич, Н.Г. Устрялов, Н.И. Костомаров, С.М. Соловьёв, Н.С. Голицын, А. Востоков, а в последние годы – В.Н. Заруба, В.В. Станиславский, Т.Г. Таирова-Яковлева и ряд других, в том числе и автор данной статьи [660]. Однако многие вопросы, связанные с данной темой, пока не получили должного освещения. Прежде всего, речь идёт о походе к турецким крепостям в низовьях Днепра под руководством севского разрядного воеводы Л.Р. Неплюева и черниговского полковника Г.И. Самойловича.

Согласно заключённому 26 апреля 1686 г. русско-польскому Вечному миру российская сторона обязывалась вступить в войну с Крымским ханством. Вскоре гетману И. Самойловичу был направлен окольничий Л.Р. Неплюев для его информирования о содержании договора и обсуждения планов военных действий против Крыма [661]. Предполагалось, что гетман отправит казаков в помощь отряду «ратных людей» под руководством генерала и воеводы Г.И. Косагова для военных действий в отношении турецких крепостей, расположенных в низовьях Днепра, а также Перекопа.

Гетман 12 сентября 1686 г. Объявил вновь приехавшему в Батурин Л.Р. Неплюеву о решении отправить своего сына Григория с отрядом в 15 тыс. казаков [662]. Однако уже 18 октября гетман писал российским царям о том, что время для похода упущено, и его следует отменить [663]. В итоге в 1686 г. ни украинские казаки, ни «ратные люди» в отношении Крыма военных действий не вели [664]. Более того, Москва предписывала гетману Самойловичу сохранять у Бахчисарая надежду на дальнейшее продолжение мира.

Однако подготовка к военным действиям против Крыма уже шла полным ходом. В начале января 1687 г. в Москву приехал генеральный есаул И. Мазепа со «статьями», в которых были представлены рассуждения гетмана и старшины относительно плана предстоявшего похода в Крым. По результатам этой поездки было определено место соединения российских «ратных людей» и украинских казаков – крепость Рублёвка на р. Ворскле, а гетману предписывалось подготовить провожатых через степи [665]. 3 января гетман направил через стольника С.Е. Алмазова новые «статьи», в которых уверял Москву в том, что Запорожское Войско будет готово к походу к 1 марта [666]. Кроме того, И. Самойлович представил свои предложения по маршруту предстоящего похода. По замыслу гетмана и его советников, предложенный маршрут должен был позволить избежать недостатка как в конских кормах, так и в воде и дровах [667].

В марте 1687 г. гетманом был получен царский указ о сборе Запорожского Войска в Батурине. Иван Самойлович, несмотря на то, что был категорически против похода на Крым, ещё ранней весной стал рассылать универсалы в полки для сбора казаков. Гетману удалось собрать войско численностью в 50 тысяч человек [668], из которых не менее 10 тысяч было набрано из мещан и селян [669].

18 марта 1687 г. в г. Белополье Сумского полка Слободской Украины состоялась встреча гетмана И. Самойловича с боярином В.В. Голицыным, посвящённая предстоящему походу. К этому времени стало понятно, что «ратные люди» серьёзно выбились из графика сборов, поэтому была назначена новая дата их соединения с украинскими казаками – 23 апреля [670]. Соответственно, и гетман также мог не спешить с выходом из Батурина: к Гадячу, где собирались украинские полки, он выступил только в конце апреля, затем оттуда казачьи полки под руководством И. Самойловича двинулись в Полтавский полк [671].

9 мая полки «ратных людей», наконец, соединились и под началом боярина В.В. Голицына 14 мая переправились через р. Коломак [672]. В это время войско И. Самойловича находилось под Санджаровым в 3-х милях от Полтавы [673]. Однако здесь вышла новая задержка – В.В. Голицын, согласно царскому указу, должен был ждать доставки в войска чудотворного образа Донской Пресвятой Богородицы и только после этого отправиться в поход [674]. Гетман выразил своё возмущение в связи с тем, что войска вынуждены тратить на ожидание иконы драгоценное время. В итоге боярин В.В. Голицын отправил на совещание с гетманом окольничего Л.Р. Неплюева, по результатам которого было решено, что украинские казаки переправятся через р. Ворсклу и за ней в поле будут дожидаться русских «ратных людей» [675].

Окольничий В.Ф. Жироваго-Засекин с упомянутой иконой прибыл в войска только 27 мая, хотя первоначально его приезд планировался 15 мая [676]. Соединение полков «ратных людей» и украинских казаков состоялось 30 мая за р. Чаплинкою [677]. 2 июня объединённое войско двинулось в крымские степи. В.Н. Заруба называет численность войска в 150 тыс. человек, но из-за «нетчиков» в войске В.В. Голицына было менее 100 тыс. [678], следовательно, украинское войско составляло от объединённых сил более трети.

Нет нужды подробно останавливаться на рассмотрении событий похода вплоть до принятия решения о возврате объединённого войска назад, поскольку они довольно подробно описаны в историографии. Стоит только отметить, что 13 июня войска переправились через р. Конские Воды, а уже 17 июня на военном совете на р. Карачокрак, который собрал В.В. Голицын и в котором участвовал гетман И. Самойлович, было принято решение об отступлении основных сил с территории Крымского ханства [679]. То есть поход основных сил продлился всего 15 дней.

Основной причиной столь скорого окончания похода практически все исследователи называют пожары в степи, которые лишили войска конских кормов и привели к резкому увеличению числа заболевших среди участников похода. При этом в историографии достаточно распространено мнение, согласно которому степи поджигали крымские татары, используя тактику выжженной земли [680]. Не исключено, что это действительно было так. Однако сам В.В. Голицын в отписке царям называл причиной пожара жаркую сухую погоду [681].

На военном совете 17 июня было решено отправить отряд к турецким крепостям в низовьях Днепра. Воевода Л.Р. Неплюев с 18 129 “ратными людьми” и черниговский полковник Г.И. Самойлович с 20 тыс. казаков были посланы в Запорожскую Сечь. Оттуда они вместе с запорожцами и отрядом генерала Г.И. Косагова численностью в 5 тыс. человек, уже находившемся в Запорожье, должны были отправиться осаждать крепости Казикермен, Тавань и Шахкермен [682]. Итак, общая численность войска должна была превысить 40 тыс. человек.

18 июня отряды Л.Р. Неплюева и Г.И. Самойловича отправились в Запорожскую Сечь и 25 июня прибыли в крепость, которую «ратные люди» Г.И. Косагова построили в Каменном Затоне. Дальнейший поход к турецким крепостям оказался практически невозможен в силу того, что, во-первых, степи оказались выжжены по обе стороны Днепра, во-вторых, у «ратных людей» и казаков не было достаточно лодок для продолжения похода по Днепру [683].

Нехватка конских кормов и продовольствия, а также отсутствие прямого военного контакта с врагом вели к падению боевого духа в войске. Так, уже 1 июля окольничий Л.Р. Неплюев сообщал в отписке боярину В.В. Голицыну, что Г. Самойлович может положиться только на Черниговский полк, Глуховскую сотню, а также полки наёмных казаков. По свидетельству воеводы, остальные казаки массово дезертировали и занимались мародёрством [684]. Эти сведения подтверждаются и «листами» Г.И. Самойловича к гетману, в которых он жаловался на то, что казакам приходится добывать конские корма, отходя от лагеря на 20-25 вёрст. Недостаток запасов продовольствия усугублялся трудностями с его покупкой у купцов, которые были вынуждены платить высокие пошлины запорожцам [685]. Кроме того, запорожские казаки отказались участвовать в военных действиях против турок и татар до присылки им хлебных и военных запасов [686]. Испытывали трудности также и полки «ратных людей».

В результате гетман в «листе» к царям от 16 июля просил о скорейшем возвращении из похода украинских казаков под предводительством его сына [687]. О завершении похода неоднократно просил также Л.Р. Неплюев в отписках В.В. Голицыну, но тот отказывал окольничему, объясняя своё решение необходимостью выполнять союзнические обязательства в отношении Речи Посполитой [688].

Ситуация в полках несколько улучшилась после того, как 4 июля большая часть русско-украинского войска под предводительством Л.Р. Неплюева и Г.И. Самойловича переправилась через Днепр, а часть полков во главе с Г.И. Косаговым осталась на левом берегу. 5 июля у последних был бой с турецко-крымским отрядом под предводительством нурадин-салтана, окончившийся победой «ратных людей» [689]. 17 июля у р. Каменки в бой с отрядом татар вступили казаки Г.И. Самойловича, которые смогли одержать победу над неприятелем после того, как им удалось соединиться с полками Л.Р. Неплюева и Г.И. Косагова [690].

Однако победы имели лишь временный эффект. Уже 20 июля Г.И. Самойлович отправил к Л.Р. Неплюеву делегацию старшины, которая сообщила российскому воеводе о ропоте среди казаков и их требовании отдать приказ об отступлении казачьих полков. В противном случае, как передавал гетманский сын через старшину, ему не удастся удержать казаков, и среди украинских казаков начнутся беспорядки или даже конфликт с «ратными людьми» [691].

Пока продолжался неудачный поход к нижнеднепровским крепостям, основное войско во главе с боярином В.В. Голицыным и гетманом И. Самойловичем 17 июня начало отступать к р. Конские Воды [692]. Отсюда 19 июня гетман направил в Москву «лист», в котором подчёркивал пользу похода на Крым, предотвратившего татарские набеги на Левобережную Украину, а также объяснял причины отступления [693]. 3 июля в лагерь объединённого войска из Москвы был направлен думный дьяк Ф.Л. Шакловитый, которому среди прочего было поручено передать И. Самойловичу от российских царей требование расследовать якобы имевшие место поджоги травы украинскими казаками [694]. 16 июля из табора под Орчиком гетман отправил в Москву ответный «лист». В нём он отводил выдвинутые против казаков обвинения и фактически отказывался проводить расследование [695].

Это стало фатальной политической ошибкой И. Самойловича. В доносе на гетмана, поданном 7 июля боярину В.В. Голицыну В. Борковским, В. Кочубеем, И. Мазепой и рядом других представителей старшины, важнейшим обвинением против гетмана было то, что, якобы, он сознательно способствовал неудаче похода в интересах Крымского ханства, в частности, приказывая жечь степи, через которые шло российско-украинское войско [696]. То, что гетман в «листе» царям от 16 июля отказался искать виновных в поджоге степей, косвенно доказывает его невиновность, но это же облегчило Голицыну и написавшей донос старшине его отстранение от власти.

22 июля боярину пришёл указ царей Иоанна и Петра Алексеевичей, согласно которому предписывалось отстранить И. Самойловича от власти и взять его вместе с его средним сыном Яковом под караул [697]. Гетман по усилению его охраны понял, что против него составлен заговор и его арестуют, но надеялся оправдаться перед Голицыным и царевной Софьей Алексеевной, для чего написал письмо [698]. 23 июля, по свидетельству Голицына, в казачьем лагере произошли беспорядки. Боярин отправил выяснить подробности стольника Я.И. Дивова, который вскоре вернулся с вестью, что украинская старшина при поддержке рядовых казаков арестовала И. Самойловича и его сына Якова [699]. Затем князю В.В. Голицыну в полк пришли участники антигетманского заговора, привели гетмана И. Самойловича и принесли гетманские клейноды. Они уличали гетмана в измене и требовали его отстранения и проведения выборов нового гетмана. Боярин В.В. Голицын зачитал собравшимся ранее присланный в ответ на донос старшины царский указ об отстранении И. Самойловича от гетманства [700].

В тот же день боярин В.В. Голицын отправил распоряжение окольничему Л.Р. Неплюеву арестовать полковника Г.И. Самойловича, однако воеводы оно достигло только 30 июля [701]. Однако ещё 29 июля гетманский сын и находившиеся при нём казаки отправились в сторону Кодака вопреки уговорам окольничего. 3 августа в городовых полках, находившихся с Г.И. Самойловичем, начались беспорядки, во время которых были убиты прилуцкий полковник Л. Горленко и ещё ряд представителей старшины. Украинские казаки успели к тому времени дойти до р. Суры и расположились в 2-х верстах от Кодака [702]. В «бунтах» не участвовали только полки наёмных казаков. В тот же день полковники наёмных казаков И. Новицкий, Г. Пашковский и миргородский полковник Д. Апостол встретились с представителями Л.Р. Неплюева и просили, чтобы окольничий с войском поторопился для усмирения беспорядков. 4 августа, когда воевода с «ратными людьми» достиг лагеря украинских казаков, последние выдали ему Г.И. Самойловича [703].

Гетманский сын был обвинён в измене и в связи с тем, что без царского указа ушёл с казаками от окольничего Л.Р. Неплюева, по приговору Боярской думы казнён в Севске 11 ноября 1687 г. [704] Гетман И. Самойлович и его сын Яков были сосланы в Сибирь.

В заключение стоит отметить, что гетман И. Самойлович и его сын черниговский полковник Григорий, хотя и выступали против похода на Крым, активно участвовали как в его подготовке, так и в самом походе. Они не имели тайных контактов с Крымским ханством, однако были обвинены в измене. Отстранение от гетманства И.С. Самойловича было предопределено тем, что боярин В.В. Голицын стремился переложить на него ответственность за неудачу похода, а представители старшины использовали в борьбе за гетманство падение его популярности, начавшееся ещё до похода, а также утерю им доверия Москвы. Г.И. Самойлович после отстранения от власти его отца попытался избежать ареста, надеясь на помощь со стороны недовольных тяготами похода казаков, что дало российской власти повод применить в его отношении более суровое наказание, чем в отношении его отца и брата, – смертную казнь.


Примітки

660. Алмазов А. С. Политический портрет украинского гетмана Ивана Самойловича в контексте русско-украинских отношений (1672-1687 гг.). – М., 2012; Бантыш-Каменский Д. Н. История Малой России. – Ч. 2, 3. – М., 1830; Востоков А. К истории Первого Крымского похода // Киевская старина. – 1886 – № 2; Востоков А. Суд и казнь Григория Самойловича // Киевская старина. – 1889 – № 1; Голицын Н. С. Русская военная история. – Ч. 2. – СПб., 1882; Заруба В. Російсько-українське військо в російсько-турецьких війнах останньої чверті XVII століття. – Дніпропетровськ, 2003; Костомаров Н. И. Руина. 1663- 1687. Гетманства Брюховецкого, Многогрешного и Самойловича // Костомаров Н.И. Исторические монографии и исследования Николая Костомарова. – Т. XV. – М.; СПб., 1882; Маркевич Н. А. История Малороссии. – Т. II. – М., 1842; Соловьёв С. М. История России с древнейших времён // Соловьёв С.М. Сочинения. – Кн. 7. – Т. XIV. – М., 1991; Станіславський В. В. Запорозька Січ та Річ Посполита. 1686-1699. – Київ, 2004; Таирова- Яковлева Т. Г. Гетманы Украины: Истории о славе, трагедиях и мужестве. – М., 2011; Устрялов Н. Г. История царствования Петра Великого. – Т. I. – СПб., 1858.

661. Кочегаров К. А. Речь Посполитая и Россия в 1680-1686 годах. Заключение договора о

Вечном мире. – М., 2008. – С. 386-397.

662. Российский государственный архив древних актов (далее – РГАДА). Ф. 229. Малороссийский приказ. – Оп. 1. – Ед. хр. 136. – Л. 214, 229.

663. Там же. Л. 314-324.

664. Кочегаров К. А. Указ. соч. – С. 405.

665. РГАДА. Ф. 124. Малороссийские дела. – Оп. 1. – 1687 г. – Ед. хр. 3. – Л. 32об.-35.

666. РГАДА. Ф. 124. Малороссийские дела. – Оп. 3. – Ед. хр. 493. – Л. 1.

667. Там же. Л. 6 об.

668. Заруба В. Вказ. праця. – С. 345.

669. Алмазов А. С. Указ. соч. – С. 74.

670. РГАДА. Ф. 123. Сношения России с Крымом. – Оп. 1. (Столбцы). – 1687 г. – Ед. хр. 2. – Л. 39.

671. Костомаров Н. И. Указ. соч. – С. 670.

672. РГАДА. Ф. 123. Сношения России с Крымом. – Оп. 1. – 1687 г. – Ед. хр. 2. – Л. 130- 131; РГАДА. Ф. 210. Разрядный приказ. – Оп. 12. – Ед. хр. 1275. – Л. 117-118.

673. РГАДА. Ф. 210. Разрядный приказ. – Оп. 12. Столбцы Белгородского стола. – Ед. хр. 1275. – Л. 118.

674. Там же. Л. 116.

675. РГАДА. Ф. 123. Сношения России с Крымом. – Оп. 1. – 1687 г. – Ед. хр. 2. – Л. 132-140.

676. РГАДА. Ф. 210. Разрядный приказ. – Оп. 12. – Ед. хр. 1275. – Л. 374; РГАДА. Ф. 123. Сношения России с Крымом. – Оп. 1. – 1687 г. – Ед. хр. 2. – Л. 139.

677. РГАДА. Ф. 123. Сношения России с Крымом. – Оп. 1. – 1687 г. – Ед. хр. 2. – Л. 161.

678. Заруба В. Вказ. праця. – С. 345-346.

679. См., например: Костомаров Н. И. Указ. соч. – С. 671-672.

680. См.: Костомаров Н. И. Указ. соч. – С. 671-672; Яковлева Т. Г. Указ. соч. – С. 353.

681. РГАДА. Ф. 123. Сношения России с Крымом. – Оп. 1. – 1687 г. – Ед. хр. 2. – Л. 195.

682. Такие данные приведены в «Росписи ратных людей», отправленных с воеводой Л.Р. Неплюевым: РГАДА. Ф. 123. Сношения России с Крымом. – Оп. 1. – 1687 г. – Ед. хр. 2. – Л. 195. Согласно дневнику П. Гордона, у Л. Р. Неплюева было 9 тыс. человек: Гордон П. Дневник, 1684-1689. – М., 2009. – С. 140-141.

683. РГАДА. Ф. 229. Малороссийский приказ. – Оп. 1. – Ед. хр. 185. – Л. 2-6.

684. Там же. Л. 32.

685. РГАДА. Ф. 124. Малороссийские дела. – Оп. 5. – Ед. хр. 12. – Л. 1-5.

686. Там же. Л. 7-11.

687. РГАДА. Ф. 123. Сношения России с Крымом. – Оп. 1. – 1687 г. – Ед. хр. 2. – Л. 269-274.

688. РГАДА. Ф. 229. Малороссийский приказ. – Оп. 1. – Ед. хр. 185. – Л. 11, 22, 46.

689. Там же. Л. 26-27.

690. Там же. Л. 66-67.

691. Там же. Л. 77-81.

692. Устрялов Н. Г. Указ. соч. – С. 199-200.

693. Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в Государственной коллегии иностранных дел. – Ч. IV. – М., 1828. – № 185. – С. 541.

694. РГАДА. Ф. 123. Сношения России с Крымом. – Оп. 1. – 1687 г. – Ед. хр. 2. – Л. 243-250.

695. Перевод «листа», сделанный в Посольском приказе, см.: РГАДА. Ф. 123. Сношения России с Крымом. – Оп. 1. – 1687 г. – Ед. хр. 2. – Л. 259-281.

696. Яковлева Т. Г. Донос старшини на І. Самойловича: аналіз першоджерела // Український історичний журнал – 2006 – № 4. – С. 194.

697. Гордон П. Дневник, 1684-1689. – М., 2009. – С. 145; Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. – Т. II. – СПб., 1830. – № 1252. – стб. 863-864.

698. Гордон П. Дневник, 1684-1689. – С. 146.

699. РГАДА. Ф. 210. Разрядный приказ. – Оп. 14. Столбцы Севского стола. – Ед. хр. 415. – Л. 50-51; РГАДА. Ф. 210. Разрядный приказ. – Оп. 12. – Ед. хр. 1275. – Л. 628.

700. Выписка об отрешении гетмана Самуйловича от гетманского достоинства, и ссылка его с детьми по разным городам // Бантыш-Каменский Д. Н. Источники Малороссийской истории, собранные Д.Н. Бантыш-Каменским, и изданные О. Бодянским. – Ч. 1. – М., 1858. – С. 321-322; Письма Патрика Гордона. 1686-1688 // Гордон П. Дневник, 1684-1689. – М., 2009. – № 6. – С. 223; РГАДА. – Ф. 124. Малороссийские дела. – Оп. 1. – 1687 г. – Ед. хр. 17. – Л. 3об.-5.

701. Востоков А. Суд и казнь Григория Самойловича. – С. 42.

702. РГАДА. Ф. 229. Малороссийский приказ. – Оп. 1. – Ед. хр. 41. Ч. I. – Л. 533.

703. Востоков А. Суд и казнь Григория Самойловича. – С. 43-45.

704. Подробнее см.: Алмазов А. С. Указ. соч. – С. 224-225.

Опубліковано: Гетьман Петро Дорошенко та його доба в Україні. – Ніжин: НДУ ім. М. Гоголя, 2015 р., с. 283 – 291.