Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

Верховная власть

Талах Виктор

Верховный правитель в государствах преемников Чингисхана обладал всей полнотой власти. Джованни дель Плано Карпини писал по этому поводу: «Император этих татар имеет изумительную власть над всеми… Во всём том, что он предписывает во всякое время, во всяком месте, по отношению ли к войне, или к смерти, или к жизни, они повинуются безо всякого противоречия» [9].

Доминирующее положение в политической системе Улуг Улуса занимала Ак-Орда; ее правитель был одновременно правителем всего Великого Края. С 1271 г. правители Джучиева улуса, не признавшие ни одного из тогдашних претендентов на звание общемонгольского каана, стали пользоваться титулом хан, а после введения Узбек-ханом ислама в качестве государственной религии – также мусульманским титулом султан (ас-султан ал-‘аззам, «султан верховный», или ас-султан ал-‘адыл, «султан правосудный», последний титул является переводом монгольского «Сайн-хан», как было принято называть Бату). Канцелярия египетского султана в обращении к золотоордынскому правителю употребляла пышный титул:

«его величество султанское, великое, владычное, славнейшее, правосуднейшее, лучезарное, Солнце мира и веры, опора воителей и борцов за веру, губитель неверных и многобожников, наместник повелителя правоверных, да будет вечно господство его» [10].

По монгольским представлениям правителем государства мог быть только потомок Чингис-хана в мужском поколении, член «Алтын уруг Борджигин», «Золотого рода Борджигинов»; в то же время все мужчины чингисова рода (они имели монгольский титул «оглан» и арабский «султан») имели право на удел («улус» или «юрт»). Всё остальное население, включая высших военачальников и сановников, считалось «черной костью» (карачу). В соответствии с установлениями Чингис-хана новый правитель избирался членами правящего рода [11]; его приход к власти сопровождался особым обрядом, который описывает Иоганн Шильтбергер:

«При избрании короля они сажают его на белый войлок и три раза приподнимают. Затем носят его вокруг палатки, сажают на престол и вручают ему золотой меч, после чего он должен присягнуть по их правилам» [12].

В государствах-преемниках Улуг Улуса с целью упорядочения престолонаследия и предупреждения, или хотя бы смягчения борьбы претендентов за трон, был учрежден институт назначенного преемника хана, калги [13]. Не позже 1484 г. он был введён в Крымском ханстве Менглы-Гераем, а на рубеже XV и XVI веков известен также в Большой Орде [14], хотя в последней, по всей видимости, существовал очень недолго.

Падишах на престоле. «Шах-намэ»

Падишах на престоле. «Шах-намэ», ок. 1330.
Вашингтон, Смитсоновский Институт.

Территория подчиненного непосредственно главе Улуг Улуса ханского юрта или собственно Алтын-Орды составляла ханский домен. Приблизительными границами ханского кочевья были: на северо-востоке – Нижняя Волга, на востоке – Каспий, на юго-востоке – Кавказ, на юго-западе – Кубань, западная граница проходила приблизительно по 40-му меридиану, а северо-западная – по Дону. Известно, что в начале сентября 1318 года ханская орда находилась у устья Дона, в середине октября подошла к Сараю, а к концу ноября откочевала к Дедякову на верхнем Тереке. В 1334 г. 6 мая Ибн-Баттута прибыл в ставку Узбека-хана в район Пятигорска, а в середине июня она находилась уже возле Астрахани.

Тот же Ибн-Баттута так описывает кочевку ставки Узбек-хана:

«Подошла ставка, которую они называют Урду (с «у»), и мы увидели большой город, движущийся со своими жителями; в нём мечети и базары да дым от кухонь, взвивающийся в воздух: они готовят во время самой езды своей, и лошади везут повозки с ними. Когда достигают места привала, то палатки снимают с повозок и ставят на землю, так как они легко переносятся. Таким же образом они устраивают мечети и лавки» [15].

Столетием позже венецианец Иосафат Барбаро писал о ханском кочевье:

«Сначала шли табуны лошадей по шестьдесят, сто, двести и более голов в табуне; потом появились верблюды и волы, а позади них стада мелкого скота. Это длилось в течение шести дней, когда в продолжение целого дня – насколько мог видеть глаз – со всех сторон степь была полна людьми и животными: одни проходили мимо, другие прибывали… В окружности пространство, занятое этой толпой людей и скота составляло 120 миль [16]».

Другой писатель XV века, немецкий рыцарь Иоганн Шильтбергер указывал:

«Татарские владетели имеют также привычку кочевать зимой и летом с женами, детьми и своими стадами. Там, где останавливается король, должны быть построены 100 тысяч юрт» [17].

Правда, М. Г. Сафаргалиев полагает, что такой способ кочевки появился в Дешт-и-Кыпчаке в период упадка государства, когда «при феодальных войнах, при полном распаде центрального аппарата власти, мелкие орды, не будучи в состоянии защитить себя от нападения враждующих групп, стали сосредотачиваться вокруг отдельных, более сильных царевичей», а для более раннего периода политической стабильности было характерно кочевье небольшими группами в несколько десятков юрт [18]. На это указывают, в частности, свидетельства Ибн-Баттуты, что Узбек-хан и каждая из его четырёх жен кочевали отдельно, хотя и на небольшом расстоянии друг от друга [19].


Примечания

9. Джованни дель Плано Карпини. История Монгалов. Гильом де Рубрук. Путешествие в Восточные страны. – С.45.

10. Тизенгаузен В. Г. Сборник… Том I. – С. 344.

11. Плано Карпини указывает: «… всякого, кто, превознесясь в гордости, пожелает быть императором собственною властью без избрания князей, должно убивать без малейшего сожаления» (Джованни дель Плано Карпини. История Монгалов… – С.43).

12. Иоганн Шильтбергер. Путешествие по Европе, Азии и Африке. – Баку, 1984. – С.44.

13. Смирнов В. Д. Крымское ханство в XIII- XV вв. – М.: 2011. – Сс.264 – 269. Происхождение этого термина не вполне ясно. Возможно, он связан с тюркским калга, «оставаться» (вместо хана) (Там же. – С.269-270, со ссылкой на Казембека) или «кагилга», «ставленник» (Галенко О.І. Кримський ханат // Енциклопедія історії України: Т. 5: Кон – Кю / Редкол.: В. А. Смолій (голова) та ін. НАН України. Інститут історії України. – К.:, 2008. – s.v.).

14. Трепавлов В.В. Степные империи Евразии… – С.262.

15. Тизенгаузен В. Г. Сборник… Том I. – С.289.

16. Барбаро и Контарини о России. – М.: 1971. – Сс.142 – 143.

17. Иоганн Шильтбергер. Ук. соч. – С.34.

18. Сафаргалиев М.Г. Распад Золотой Орды. – Саранск, 1960. – С.173 – 174.

19. Тизенгаузен В. Г. Сборник… Том I. – С. 290.