Початкова сторінка

МИСЛЕНЕ ДРЕВО

Ми робимо Україну – українською!

?

К аварии на шахте “Ясиновская-Глубокая”

ТАСС

[І тут, і всюди – скрізь погано]

Как уже сообщалось, 24 декабря 1986 года на шахте «Ясиновская-Глубокая» объединения «Советскуголь» Донецкой области произошел взрыв газа метана, повлекший за собой человеческие жертвы. В тот же день была образована правительственная комиссия, которой поручалось расследовать причины несчастного случая, оказать помощь пострадавшим и семьям погибших, принять меры по устранению последствий аварии.

В результате принятых мер уже через несколько часов после взрыва пожар был ликвидирован, а пострадавшие доставлены на поверхность. 25 декабря шахта возобновила добычу угля. На аварийном участке завершились восстановительные работы.

Политбюро ЦК Компартии Украины рассмотрело доклад и согласилось с выводами правительственной комиссии о результатах расследования причин аварии на шахте «Ясиновская-Глубокая». Установлено, что авария произошла в результате грубых нарушений персоналом участка правил безопасности при ведении горных работ.

Приняты меры по оказанию пострадавшим и семьям погибших шахтеров материальной помощи, установлению пенсий и доплат к ним, улучшению жилищно-бытовых условий, а такие по обеспечению нормальной работы шахты.

Правительственная комиссия определила работников шахты и объединения, по вине которых допущена авария. Сняты с занимаемых должностей начальники участков номер 7 и вентиляции и техники безопасности И.И.Дмитриев и Н.В.Кашперский, механики этих участков А.П.Вегера и П.А.Соколов, горный диспетчер шахты А.Д.Крутчевский, главный энергетик и главный инженер шахтоуправления «Ясиновское» В.С.Гайдамакин и В.М.Субин. Материалы на них, а также на электрослесаря В.М.Тягуна переданы следственных органам.

Решениями бюро Донецкого обкома и Макеевского горкома партии И.И.Дмитриев, А.П.Вегера, А.Д.Крутчевский и В.М.Субин исключены из членов КПСС. Директору шахтоуправления и техническому директору – главному инженеру объединения, членам КПСС тт. Наже И.Е. и Шипачеву В.К. объявлены строгие выговоры с занесением в учетную карточку, генеральному директору объединения т. Лисовому Г.Н. – выговор с занесением в учетную карточку. К строгой партийной ответственности привлечен ряд других руководящих работников.

Политбюро ЦК Компартии Украины обратило внимание коллегии Минуглепрома УССР, лично министра т. Сургая Н.С. на серьезные недостатки в выполнении решений партии и правительства по вопросам охраны труда и техники безопасности и потребовало от них коренным образом перестроить профилактическую работу по предотвращению аварий и несчастных случаев, создать на каждом рабочем месте здоровые и безопасные условия труда [1].

Партийному комитету Минуглепрома УССР поручено привлечь к партийной ответственности за халатное отношение к организации профилактической работы по предотвращению аварий и несчастных случаев на предприятиях отрасли начальника управления техники безопасности и промышленной санитарии министерства т. Грядущего Б.А., начальника энергомеханического управления т. Захарченко А.И.

Отмечено, что за последнее время серьезно ослабил контроль за соблюдением требований безопасности в угольной промышленности и некоторых других отраслях народного хозяйству республики Госгортехнадзор УССР. ЦК Компартии Украины обязал коллегию комитета осуществить безотлагательные меры по исправлению сложившегося положения с безопасностью труда, решительно пресекать нарушения правил безопасности. Украинскому республиканскому и территориальным комитетам профсоюза рабочих угольной промышленности поручено усилить работу по осуществлению предусмотренных коллективными договорами мероприятий, направленных на улучшение техники безопасности и охраны труда шахтеров, повсеместно создать обстановку непримиримого отношения к нарушителям дисциплины, норм и правил безопасности.

Донецкому, Ворошиловградскому, Днепропетровскому, Львовскому, Волынскому и Кировоградскому обкомам, горкомам и райкомам партии, первичным партийным организациям предприятий и строек угольной промышленности республики предложено улучшить организаторскую и политическую работу, направленную на предотвращение производственного травматизма. Во всей этой работе исходить из требований ЦК КПСС об укреплении дисциплины и организованности, повышении ответственности кадров за обеспечение высокой безопасности труда.

Корреспондент ТАСС Б.Герценов передает из Макеевки Донецкой области:

– Мир горных инженеров был в свое время поражен изобретением, сделанным в Донецком политехническом институте. Сконструированный здесь прибор – реле утечки – наделили удивительной способностью распознавать любое нарушение изоляции в электрическом кабеле и отключать сеть с мгновенной быстротой.

Исправно несет свою службу на «Ясиновской-Глубокой», как и на всех шахтах Донбасса, другое отечественное изобретение – система автоматического контроля газового режима. На безопасность человека здесь, как и всюду, работают десятки иных установок, систем, устройств, располагающих большим запасом надежности.

Так что же в таком случае привело к взрыву газа метана на «Ясиновской-Глубокой»? На это можно ответить однозначно: отказала не автоматика – не сработал человеческий фактор.

Реле утечки давно нарушало покой: прибор то и дело останавливал механизмы, настойчиво «требуя» заменить прохудившийся кабель [2]. Но, как потом выяснилось, слесарь с согласия горного мастера не выполнил своей прямой обязанности, а занялся починкой электромашин. Когда и это не помогло, поступил проще: подключил хитроумное устройство, которое и вовсе искажало информацию, идущую от прибора. Заодно была выведена из строя электрозащита. И тогда случилось непоправимое. Унесены жизни многих, в том числе и нарушителей непреложного закона горняков. Кстати, заблаговременно доставленный в забой отрезок кабеля, требовавший для подключения минут 30-40, после взрыва лежал на земле «не задействованным». Электрослесарь Тягун, ответственный за исправность аппаратов в выработке, где произошла беда, был обязан всякий раз опечатывать оборудование после ревизии. Но этого Тягун не делал.

Материалы на виновных переданы следственным органам. Понесли наказание в административном и партийном порядке также инженеры и техники, руководители различных рангов.

Когда на «Ясиновской-Глубокой» работала правительственная комиссия, возглавлявший ее Председатель Совета Министров Украинской ССР А.П.Ляшко в интервью корреспонденту ТАСС подчеркнул:

– Все, кто принимал участие в ликвидации аварии, работники шахты и пришедшие к ним на помощь, проявили высокую организованность и выдержку, глубокие знания и понимание своих задач. Благодаря этому в очень сложных горных условиях удалось локализовать беду в пределах одного участка, не допустить ее распространения и тем самым сохранить многие жизни, а шахту – в рабочем состоянии.

Известия, 1987 г., 19.01, № 19 (21826).

[1] І політбюро було хахлацьке, і рішення його – якесь несправжнє, бо шахти в Україні й посьогодні продовжують вибухати, а пан Сургай продовжує ними керувати.

[2] «Ох уж этот Петушок! Спрятал бы его в мешок…» Тільки працювати заважає.