Початкова сторінка

МИСЛЕНЕ ДРЕВО

Ми робимо Україну – українською!

?

Заклинание “Чэлленджера”

Ю.Марков.

[А у самих що робиться]

Минул год со дня гибели американского космического корабля. Этот год принёс новые подробности трагедии…

В четыре часа дня 27 января 1986 года Роберт Иблинг, инженер фирмы «Мортон тиокол», головной по твердотопливным ускорителям (ТТУ), связался по телефону с находящимся на мысе Канаверал главным инженером фирмы Аланом Макдональдом. До старта «Чэлленджера» оставалось менее суток. Роберт и Алан поняли друг друга с полуслова. В ночь с 27 на 28 января в районе старта ожидалось резкое понижение температуры до трех-четырех градусов ниже нуля, что выходило за допустимый температурный диапазон для ТТУ, определенный специалистами фирмы. За пределами диапазона материал межсекционных уплотнений ТТУ теряет эластичность и не обеспечивает требуемую герметичность стыка, в результате чего огонь может прорваться в этом мести наружу…

Главный инженер немедленно сообщил доводы против запуска корабля вице-президенту фирмы Роберту Ланду. Созвали совещание, которое продолжалось два с половиной часа. До старта «Чэлленджера» оставалось двенадцать часов и двадцать три минуты.

Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) оказалось перед трудным выбором. С одной стороны, нельзя было дальше игнорировать мнение специалистов. С другой – оно не видело возможности отложить запуск. Почему?

Неприятности начались уже с первого полета, состоявшегося в апреле 1981 года. Вибрация при работе ТТУ была довольно ощутимой в кабине корабля.

Признаки утечки газов были обнаружены уже при втором полете «Шаттла». Модификация стыков, по некоторым оценкам, потребовала бы приостановки полетов на девять месяцев, но руководители НАСА хотели выдержать график полетов. В декабре 1982-го – после пяти полетов – сделали вывод: продолжение эксплуатации «Шаттлов» без доработки ТТУ может привести к катастрофе.

23 июля 1985 года Ричард Кук, экономист, направил в центральный аппарат НАСА докладную записку, в которой говорилось: повреждения кольцевых уплотнений, выявившиеся в ходе эксплуатации «Шаттлов», «ставят под вопрос безопасность полетов». Записку положили под сукно на том основании, что Кук не является специалистом по ТТУ.

Чуть позже докладную записку представляет Роджер Бойсджоли, специалист по разработке средств герметизации стыков ТТУ. Он подчеркивает: в случае нарушения герметичности стыка «неизбежна крупнейшая катастрофа», а руководство не уделяет этой проблеме должного внимания.

…А тем временем готовился двадцать пятый полет по программе «Спейс Шаттл» – десятый полет «Чэлленджера».

Корабль был вывезен на стартовую позицию 22 декабря 1985 года. Старт запланировали на 24 января 1986 года. Но за двое суток до запуска НАСА решило отложить полет, так как в месте для аварийной посадки в аэропорту Дакара (Сенегал) ожидалась плохая видимость из-за пыльной бури. НАСА, заручившись согласием правительства Марокко об использовании в случае аварийной посадки аэропорта в Касабланке, назначило старт на 26 января с таким расчетом, чтобы начало полета корабля приходилось на светлое время суток в Касабланке.

Но и в тот день старт не состоялся: согласно расчетам синоптиков, мощный холодный фронт, сопровождаемый сплошной облачностью и сплошными грозами, должен был пройти над Флоридой. Старт перенесли еще на сутки, и 27 января в 10 часов 00 мин. по местному времени космонавты поднялись на борт корабля. За ними задраили люк, но один из контрольных датчиков зарегистрировал, что надлежащую герметичность обеспечить не удалось. Пока устраняли неисправность, над мысом Канаверал образовалась сплошная облачность, а в аэропорту Касабланки поднялся сильный боковой ветер. Проведя четыре часа в кабине в ожидании старта, космонавты покинули корабль.

Старт был назначен на 28 января в 11 часов 38 минут.

…Намеченное на вечер того же дня традиционное послание президента Рейгана «О положении страны» включало строки о Кристе Маколифф, школьной учительнице, взлетевшей в космос. Ее полету Белый дом придавал немаловажное значение. Она была выбрана из 11 000 кандидатов на место первого в Америке гражданского лица на борту космического корабля. Полет школьного учителя на «Шаттле» был рекомендован президентом Рейганом в ходе его предвыборной кампании в 1984 году. Администрация рассчитывала, что он сгладит трення между Белым домом и профсоюзом работников просвещения, будет иметь большой пропагандистский успех.

Меж тем к мысу Канаверал повторно подходил холодный фронт. Температура воздуха вечером 27 января упала ниже нуля.

Роберт Ланд, вице-президент фирмы «Мортон тиокол», заявил, что он будет возражать против старта до тех пор, пока температура воздухе не повысится до плюс 12°С. Страсти накалялись. Джозеф Килминстер, тоже вице-президент фирмы, принимавший участие в совещании и возражавший против запуска, предложил сделать перерыв. Через полчаса он сообщил по телефону, что по просьбе Джеральда Мейсона, главного вице-президента фирмы, снимает свои возражения и готов от имени фирмы подписать документ, разрешающий запуск.

Утром 28 января специалисты фирмы «Рокуэлл», головной по орбитальной ступени корабля, выразили беспокойство по поводу значительного обледенения оборудования стартовой позиции. Вице-президент «Рокуэлл» в связи с этим снял со своей фирмы ответственность за безопасность полета, но на последнем предстартовом совещании на этом уже не настаивал.

Семеро космонавтов заняли свои места в корабле. Накануне они сфотографировались. Семь ослепительных синхронных улыбок зафиксировал объектив. У американцев при коллективном фото есть прием – один из них восклицает: «Три-четыре!» – и все дружно тянут слово «сыр» – «Чи…из!».

28 января 1986 года в 11 часов 38 минут в условиях хорошей видимости при слабом ветре сопровождаемый криками ликующей публики «Чэлленджер» наконец стартовал. А спустя 73 секунды, когда «Шаттл» находйлся на высоте 14.3 километра, взорвался. Из облака, образовавшегося в чистом небе, стали выпадать обломки.

Почти все тогда считали, что взрыв произошел столь внезапно и оказался таким мощным, что ничего не подозревавшие космонавты погибли мгновенно от удара. Но это оказалось не так…

Был организован поиск обломков потерпевшего катастрофу «Шаттла», который проводился в обширной акватории океана. Спасателям пришлось тщательно обследовать 240 тысяч квадратных километров океанской поверхности и 1115 квадратных километров дна. В район поиска была направлена новейшая исследовательская атомная подводная лодка, на борту которой находились специалисты по «Шаттлу». В общей сложности в спасательных работах участвовало 6000 человек.

Со дна океана были подняты многие обломки корабля. А 7 марта 1986 года в 27 километрах к северо-востоку от мыса Канаверал спасатели натолкнулись на обломки помещения для экипажа с останками космонавтов.

Правительственная комиссия изучила свыше 6000 документов, заслушала показания 160 человек, в центрах НАСА были осуществлены рэзличные эксперименты с целью проверки версии аварии – и 9 июня 1986 года представила президенту США доклад на 256 страницах. Позже были опубликованы еще четыре тома дополнительных материалов. Затраты на деятельность комиссии составили около 4 миллионов долларов, лишь комиссия, расследовавшая убийство Дж.Кеннеди, потребовала больших затрат.

Так что же произошло в голубом небе Флориды?

Уже через полсекунды после включения твердотопливных ускорителей и фактического взлета корабля камеры, снимавшие запуск, зафиксировали черный дым в области стыка средней и нижней секций правого ТТУ, а на долю секунды раньше – белый дымок, по-видимому, представлявший собой водяной пар. На 59-й секунде съемочные камеры зарегистрировали пламя на том же стыке. Мощная струя огня обожгла хвост космоплана, прожгла внизу топливный бак, а затем сорвала ТТУ с нижнего узла крепления. Повернувшись на верхнем узле крепления, как на оси, он пробил топливный бак вверху. Жидкий водород смешался с жидким кислородом. Произошел взрыв.

Носовая часть космоплана, где было помещение для экипажа, оторвалась от средней части фюзеляжа и продолжала подъем до двадцатикилометровой высоты и только затем начала падать.

Пролежавшая в морской воде полтора месяца магнитная лента воспроизвела переговоры космонавтов, в частности восклицание пилота Смита. Видимо, он и командир Скоби успели в последнее мгновение перед взрывом заметить надвигающуюся опасность. В момент отрыва носовой части перегрузки не были достаточно велики, чтобы космонавты сразу погибли или получили серьезные повреждения. Если помещение сохранило определенную герметичность – космонавты могли находиться в сознании до того момента, когда носовая часть ударилась о воду. Вывод о том, что по крайней мере трое космонавтов не погибли в момент взрыва, был сделан на основании осмотра поднятых со дна четырех дыхательных аппаратов. Командир и пилот могут воспользоваться своими аппаратами, только встав с кресла, ибо их аппараты монтируются за спинками кресел. Запас кислорода в трех аппаратах был израсходован почти полностью, у аппарата Смита на три четверти…

В интервью журналу «Авиэйшн уик анд спейс текнолоджи» члены комиссии указали на три основных недостатка организационной структуры НАСА: пассивность (специалисты в течение пяти лет знали о неполадках в стыках ТТУ, однако не предприняли необходимых шагов), пренебрежение предупреждениями (члены комиссии охарактеризовали как «невероятную» неспособность руководителей центра и фирмы прислушаться к мнению специалистов фирмы), сокрытие истины (по заявлению председателя комиссии Роджерса, «чтобы докопаться до правды, приходилось изрядно потрудиться, постоянно напоминая им – руководителям НАСА, – что они дают показания под присягой»).

Положение в американской космонавтике усугубилось, когда за катастрофой «Чэлленджера» последовали аварии ракет-носителей «Титан-34Д» и «Дельта». США на довольно длительное время остались практически без средств для вывода полезных нагрузок в космос. «Аварии ошеломили буквально всех. Все тонет в каком-то хаосе», – констатировала «Нью-Йорк таймс».

В связи с аварией «Шаттла» были произведены значительные перестановки в руководстве НАСА. Директором НАСА президент Рейган назначил Джеймса Флетчера, занимавшего этот пост в 1971-77 годах. Мультимиллионер Флетчер, физик по образованию, до вторичного назначения занимал пост директора фирмы «Астротеч интернейшнл». Исполнявший обязанности директора Уильям Грэм стал научным советником президента США.

Значительные изменения претерпел и отряд космонавтов. В связи с длительным перерывом в полетах и по другим соображениям из отряда вышло немало кандидатов на полеты в космос.

Американская учительница Барбара Морган, дублер погибшей К.Маколифф, заявила на конгрессе МАФ в Инсбруке, что, как ее уверили, она совершит полет на «Шаттле», но не ранее чем через два года после возобновления полетов. Отбор журналиста для полета на «Шаттле» приостановлен на этапе, когда было выделено 40 победителей региональных конкурсов. включая известного обозревателя Уолтера Кронкайта.

Нелегкие испытания выпали на долю главного инженера фирмы «Мортон тиокол» Алана Макдональда и конструктора этой фирмы Роджера Бойсджоли. В связи с принципиальной позицией, занятой ими накануне запуска «Чэлленджера», и правдивыми показаниями на заседании правительственной комиссии они были… уволены. И только благодаря непосредственному вмешательству председателя комиссии и немалым усилиям У.Грэма их восстановили.

Недавно директор НАСА Д.Флетчер объявил состав экипажа корабля «Дискавери», запуск которого запланирован на 18 февраля 1988 года. Глава космического ведомства подчеркнул, что корабль будет снабжен модернизированными ТТУ и что сейчас проводится коренной пересмотр системы обеспечения безопасности полетов. На сегодня НАСА сильно задолжало Пентагону в выводе на орбиты нагрузок военного назначения. Вот почему из первых 20 полетов «Шаттлов» после возобновления их эксплуатации только 6 предусматривают вывод на орбиту спутников научного назначения.

С 1 октября 1986 года головная фирма «Рокуэлл интернейшнл» приступила к изготовлению нового космоплана взамен погибшего «Чэлленджера». График фирмы предусматривает передачу корабля НАСА в июле 1990 года, а его эксплуатация начнется не ранее 1992 года. Общие затраты на новый «самолет» составят около 3 миллиардов долларов. А общие убытки для США, вызванные катастрофой «Чэлленджера» и авариями ракет-носителей, достигают 8 миллиардов долларов.

Как заявил министр ВВС США Эдвард Олдридж, потребуется не менее 10 лет, чтобы оправиться от этих потрясений. Специалисты отмечают, что американская космонавтика вступила в полосу затяжного кризиса, из которого она сможет выйти только к концу века.

И несмотря на это, наивысшим приоритетом пользуется программа СОИ. Уже в 1990 году предусматривается вывод на орбиту с помощью «Шаттла» спутника с генератором пучка нейтральных частиц для проведения экспериментов в рамках программы «звездных войн». Фабриканты оружия торопятся скорее «перешагнуть рубикон» – приступить к размещению космических вооружений в околоземном пространстве.

«Чэлленджер» своей гибелью преподал немало уроков. Он показал, что с нынешней сложнейшей техникой – будь то ракетно-космическая, атомная или какая-либо другая – следует «обращаться на Вы». Что в нынешних условиях не должно быть места так называемым «волевым решениям», игнорированию мнений специалистов. И главное – путь человечества в будущее лежит через мирное освоение космоса.

…Когда гибнут люди, вместе с горечью приходит вопрос: «Во имя чего?». Лучшей памятью отважным космонавтам должна быть не программа «звездных войн», а программа «звездного мира», путь к которому указывает наша страна.

Комсомольская правда, 1987 г., 5.02, № 29 (18829).