Початкова сторінка

МИСЛЕНЕ ДРЕВО

Ми робимо Україну – українською!

?

Плечо надёжное друзей

А.Покровский

обзор писем в «Правду»

Дорогая редакция!

Мы, пациенты клинической больницы № 6 г. Москвы, пострадавшие при аварии на Чернобыльской АЭС, обращаемся с просьбой выразить нашу искреннюю признательность медицинскому персоналу клиники и командированным врачам за их самоотверженный труд, гражданский героизм, сердечную доброту, с которыми они боролись за наши жизни и здоровье. Низкий им за это поклон от нас и наших семей! Телятников, Бусыгин, Бондарь, Майоров, Шевелев, Кабанов, Бакаев, Усенко, Лузганова, Кищенко, Петровский, Гриценко, Паломарчук, Мамедов, Старовойт, Горбаченко, Запорожский, Запеклый, Шевчук, Добрынин, Ковалев, Бибиков, Дзюбак, Лютов, Шейкина, Кислицкая, Орлов, Нехаев, Водолажко, Палагеча, Пизняк, Дятлов, Генрих.

Начинаю обзор с этого письма, потому что оно дает ответ на многочисленные вопросы наших читателей о здоровье тех, кто первым вступил в борьбу с аварией на Чернобыльской АЭС. Он по-прежнему не иссякает, тот обильный поток писем в редакцию, который начался после сообщения об аварии.

Наши читатели рассказывают о своем трудовом и материальном участии в ликвидации последствий аварии, о желании поехать на Чернобыльскую АЭС (эти вопросы решаются в Минэнерго СССР), приглашают к себе детей из пострадавших семей (такие предложения тщательно рассматриваются в ВЦСПС), задают десятки конкретных вопросов. Мы постараемся, чтобы на все из них ответили компетентные специалисты. А пока замечу: обратные адреса на конвертах свидетельствуют, что о своей готовности прийти на помощь пишут люди из разных концов страны. Просят через газету сообщить о своем сочувствии чернобыльцам и из-за рубежа: итальянец Марио Томба из Вероны, англичане Ф.Поувер и Р.Нейпиер, Георгиас Тиомпанакис с Крита, Ктерланд из Норвегии, американцы Каспер и Свансон, а также их соотечественник из Бостона, подписавшийся «американский гражданин».

Словно отвечая на эти письма, рабочий завода «Запорожсталь» Юрий Кацевал высказал свое мнение: «С чувством глубокого возмущения советские люди восприняли измышления западных средств массовой информации о якобы огромных жертвах и разрушениях в результате аварии на АЭС. В ответ я выражаю пожелание и готовность ехать жить и работать на АЭС. И ещё надеюсь в числе первых людей на действующей станции встретить тех, настоящих друзей, которые от чистого сердца выразили соболезнование». Эту же точку зрения разделяет и строитель из Саранска Н.Разумейко: «За гуманную помощь, оказываемую американскими врачами нашим пострадавшим, спасибо. Так должно быть между народами. СССР всегда подавал руку помощи пострадавшим. И чернобыльцам будет оказана нами помощь. Так что не надо сильно печалиться заокеанским дядюшкам».

Вот об этой помощи – разнообразной и великодушной – и рассказывается в большей части писем. «Более 500 жителей Припяти разместилось в поселке на Южном Буге, – телеграфирует в «Правду» секретарь парткома Южно-Украинской АЭС Ю.Копнев. – Большинство из них трудоустроено. А наши дозиметристы, дезактиваторщики и другие специалисты принимают участие в работах по ликвидации последствий аварии в Чернобыле. Конкретным вкладом стало и выполнение социалистических обязательств – пуск второго «миллионника» ЮУАЭС после ремонта». О том, с каким энтузиазмом выполняли заказ для Чернобыля рабочие производственного объединения «Веда», сообщает слесарь А.Гончаренко.

Все вместе и каждый в отдельности – так, пожалуй, можно оценить готовность к помощи, о которой пишут наши читатели. Хочется, например, процитировать письмо, пришедшее из Вологодской области: «Я как многодетная мать обращаюсь к вам потому, что все время думаю о детях чернобыльцев. Беда есть беда. Но раз она пришла, справиться с ней легче общими усилиями. Наша семья приглашает на лето детей чернобыльцев. Мы можем принять человек пять. Своих детей у нас пятеро, дети друг с другом всегда найдут общий язык. Живем мы в деревне, один воздух лечит. У нас свое хозяйство, так что и свежее молоко всегда, и мясо, а также и овощи. Природа у нас чудесная, скоро будут в лесу ягоды и грибы. Приезжайте к вам. Мы очень ждем вас, чернобыльские дети! Семья Ильинских – Валентина Александровна, Иван Васильевич и наши дети Оля, Толя, Саша, Ваня и Лена».

Ну что тут добавить? Разве что привести нарочито сдержанную просьбу врача из Ростова-за-Дону Анатолия Егорова помочь ему безвозмездно сдать костный мозг для пересадки пострадавшим при аварии АЭС. Это внимание находит благодарный отклик прежде всего у самих чернобыльцев. Так, эвакуированный из Припяти инженер В.Лодыженко просит передать свою горячую признательность за заботу о здоровье дочери врачу сумской областной больницы Д.Иосилевичу. Благодарны за прием и ласку жителям села Берестянка Киевской области Валентине и Виктору Яременко эвакуированные из Чернобыльского района семьи Петуховых и Семеник. «Яременко, – пишут они, – целиком предоставили нам свой дом со всей обстановкой, а сами ушли жить к матери. Они сочувствуют нам, понимают нашу беду и полностью доверяют, как родным уже». «А когда знаешь, что дома все спокойно, все устроены, то и работаешь с легким сердцем, – единодушно отмечает целый экипаж теплохода «Припять-14», занятый сейчас устранением последствий аварии. – Наши семьи эвакуированы в безопасную зону. И хочется поблагодарить нашу партию и правительство за внимание к эвакуированным семьям. Всем была оказана необходимая материальная и медицинская помощь. Нашим родным и близким предоставлены работа, жилье, возможность поехать в санатории и дома отдыха».

Хотелось бы отметить также, что редакция получила оперативные ответы на приводившиеся ранее в газете факты невнимательного отношения к чернобыльцам. «Конструктору Макаровой была выделена льготная путевка для нее и двоих детей», – телеграфируют из Института электросварки АН УССР. «Беда на атомной станции – это и моя личная беда», – обращается в «Правду» П.Артеменко, о котором говорилось в статье «Зона правды и совести» [23.05.1986 р.]. И объясняет, что его не поняли, что он только временно не мог принять переселенцев. «Я не против и сейчас принять любое количество людей и оказать посильную помощь», – заключает он.

К сожалению, наша почта свидетельствует – нет-нет да и проглянет в действиях иных местных руководителей эдакое бюрократическое недомыслие. Чем иначе объяснить жалобу Г.Лобанова, что в Наримановском районе Баку не захотели позаботиться о снабжении его троих детей маслом и мясом? Или т.Денисова о том, что его мать-пенсионерка, оставившая в Припяти пенсионную книжку, никак не добьется от органов собеса, чтобы ей начали переводить пенсию в Саратов? Почему, как пишет т.Сотниченко, в Тульской области даже пожилых эвакуированных разместили в плохо приспособленной для жилья турбазе? Почему в Чернигове, как сообщает т.Стрельцова, все еще ждут каких-то дополнительных указаний для нормального расселения эвакуированных? И, наконец, почему должны через «Правду» разыскивать своих родственников из Припяти т.Недбайло из Тюмени и т.Щербинин из Астрахани? Они никак не могут добиться ответа на свои обращения по старому месту жительства родственников.

Вот почему приходится повторять: в отношении к эвакуированным не должно быть мелочей, недопустимо деление на «своих» и «чужих». И еще одно соображение, уже высказанное в предыдущих обзорах писем, придется повторить: нельзя допускать отставания от событий информации на местах. Там особенно активной должна быть санитарно-просветительная пропаганда. А она явно медленно разворачивается. Об этом можно судить по многим письмам, в том числе т.Шелемеха из Киева и т.Быкова из Могилевской области, в которых спрашивается, какие овощи, фрукты, ягоды можно употреблять в пищу.

А там, где нет необходимых разъяснений, появляется место для вздорных, а зачастую и вредных слухов. Так, нам сообщают, что отдельные семьи в Крыму, в Москве, других местах не принимают эвакуированных из-за якобы опасности радиации. Давно пора бы доказательно разбить эту глупую выдумку. Еще больше встревожило письмо двух девочек-школьниц из Харьковской области. Они не подписались: «боимся родителей». А сообщают вот что: «У нас в Первомайске идет такой слух, что тем, кто работает на Чернобыльской АЭС, дают по 200 гр. водки. А у нас пьют отцы, а теперь еще и козыряют этим».

Нет, совсем не безобидна медлительность санпросвета! Как видим, нужна всесторонняя работа по ликвидации последствий аварии в Чернобыле, и отнюдь не только в зоне АЭС. Но здесь не должно быть и места шаблону, так сказать, «чоховому» подходу. А вот на московских чугунолитейном заводе имени Войкова и на радиозаводе как раз «чохом» подошли к сбору средств в помощь Чернобылю, равнодушно собирая со всех одинаковые суммы. А ведь дело это сугубо добровольное и никакие подходит под казенный «охват».

Да, большинство наших читателей понимает и старается душевно разделить беды чернобыльцев, восхищается мужеством тех, кто трудится сейчас в опасной зоне. Вот что пишет член партии с 1942 года Г.Папинский: «Работающие там на ликвидации аварии действительно проявляют чудеса героизма. Они осознают опасность и идут на подвиг и хотят этот подвиг совершать коммунистами». «В эта нелегкие для всех нас дни, – пишет из Копейска А.Катыкин, – хотелось бы передать чувство благодарности всем, занятым устранением последствий аварии на Чернобыльской АЭС».

И, наконец, несколько неожиданное письмо, еще с одной стороны раскрывающее нравственный облик чернобыльцев. «Очень прошу поздравить через газету с днем рождения жену Владимира Николаевича Шашенко, погибшего в первые минуты аварии. Я знакома с этой семьей с 1981 года. Однажды приехала к друзьям, а их не было дома. Мать Людочки пригласила меня к себе. Шашенко оказались добрыми, приветливыми людьми. Я не раз пользовалась их гостеприимством после смерти моего мужа, когда очень нуждалась в сочувствии. Мне очень полюбился город Припять. Нравилось стоять на берегу реки, смотреть на красивый дом, в котором жили Шашенко, с надписью огромными буквами «Пусть будет атом рабочим, а не солдатом». Но особенно нравились мне люди этого города – молодые, сильные духом. Мне хочется сказать им: «Пусть сила духа не оставит вас и теперь, в эти трудные дни», – так заканчивает свое письмо Валентина Федоровна Кудрявцева.

Правда, 1986 г., 5.07, № 186 (24808).