Початкова сторінка

МИСЛЕНЕ ДРЕВО

Ми робимо Україну – українською!

?

Лицом к опасности

А.Кноп, В.Шмыгановский. Одесса

кораблекрушения в свете экологии и экономики / [І тут, і всюди – скрізь погано]

Настало время, когда ошибка одного человека может обернуться настоящей экологической катастрофой. Причем речь идет о человеке сугубо мирного труда – капитане морского судна.

…«Черная чума», обрушившаяся на побережье французской Бретани в результате катастрофы супертанкера «Амоко Кадис» несколько лет назад, обошлась в миллиарды долларов [1]. Погибли тысячи и тысячи обитателей Атлантики. С нефтяными пятнами, образующимися после таких аварий, некоторые ученые связывают и локальные погодные изменения на нашей планете.

Принято считать, что к морским авариям ведут только экстремальные ситуации. Так ли это?.. Положение, в которое попал капитан Черноморского пароходства Н. (фамилию не сообщаем по просьбе этого человека), можно назвать не просто экстремальным – критическим. В Средиземном море на ходу судна он почувствовал сильные боли в области сердца. Сказались волнения длительного, более чем годового плавания в самой ответственной на флоте должности, в которую он, недавний старший помощник, вступил на подмену. Судовой врач определил: предынфарктное состояние, нужен полный покой. Теплоход тем временем входил в один из сложнейших проливов мира. «На уколах и таблетках» капитан благополучно миновал его.

В новогоднюю ночь подошли к Одесскому порту. Стоял сильнейший туман. Свободного лоцмана не оказалось. Решили заходить в порт, используя береговую радиолокационную станцию. Видимость составляла не больше пятидесяти метров. За несколько сотен метров до Воронцовского маяка станция вышла из строя.

– Через пару часов вам не поможет никакая «скорая», – сказал ему врач… «На ощупь» зашли в порт. Благополучно встали у причала. И только потом судоводитель слег – на несколько месяцев. И все же аварии не произошло. Как же удивится неспециалист, если узнает, что большинство морских катастроф, особенно на оживленнейших океанских «перекрестках», происходит при ясной видимости, отсутствии сильного волнения моря, полной исправности современных электронных приборов [2]. Именно так, как произошло с прекрасным лайнером «Михаил Лермонтов» в проливе Кука у берегов Новой Зеландии. Мы гордимся тем, что у нас хорошо подготовленные капитаны и штурманы. Но аварийность, увы, при этом еще высока (это отметил в своем интервью «Неделе» министра морского флота Т.Б.Гуженко (№ 50, 1985 г.).

В последние годы эту тему мы стали обсуждать открыто не только в морской печати. И обнаруживается удручающее постоянство происшествий на морских путях-дорогах, да и в портовых акваториях: в двух случаях из трех аварии происходят по вине «человека на борту». В основном это посадки на мель, столкновения, навалы на причальные сооружения во время швартовок.

Однако теперь, задумываясь над мрачной статистикой, специалисты, в отличие, скажем, от работников транспортных прокуратур, не спешат выносить приговор штурману или механику. Конечно, когда налицо проявление профессиональной недобросовестности, разгильдяйства, двух мнений быть не может – виноват!

А если судоводитель промедлил с нужным маневром из-за слабой физической и психологической подготовленности к экстремальным ситуациям? Если сказалось крайне неудобное размещение управляющей и навигационной техники на ходовом мостике, на берегу? Наконец, разве в ином порту подходной канал или причал не устроены так, что безопасная швартовка напоминает сложный цирковой трюк?

Все эти вопросы волнуют не только морское сообщество, тем более что, как мы уже говорили, с годами растет «цена» каждой аварии. И прежде всего для окружающей среды. Вспомним английский танкер «Глобе Асими», который в условиях сильного шторма выбросило на камни в порту Клайпеды. Мазут покрыл всю акваторию гавани (140 тысяч квадратных метров!), был загрязнен знаменитый Куршский залив. Убыток составил 600 миллионов рублей! [3]

Заместитель начальника Черноморского пароходства по мореплаванию Герой Социалистического Труда Анатолий Григорьевич Третьяк сказал нам:

– Грех жаловаться на слабую теоретическую подготовку морских специалистов. Тут другая проблема – как переплавить знания в навыки. Понятно, что на «живом» судне в экстремальных ситуациях не потренируешься. Аварийщиков часто вполне справедливо оыстро списывают на берег, а те, кто хотя бы раз оказывался на горящем или тонущем корабле, нередко сами меняют профессию, гонимые травмой психологической.

Где же выход? Он есть: нужны специальные тренажеры, позволяющие моделировать и «преодолевать» любые морские трудности. Вот и создается Минморфлотом крупнейший учебно-тренажерный центр на Сухом лимане, под Одессой, уникальный полигон, где аварии станут делом самым естественным.

…В начале семидесятых годов, когда стали появляться суда монстры, перевозящие нефть, газ, другие опасные грузы, проблема встала во весь рост. Электронные радиолокационные тренажеры в Ленинграде, Одессе и других городах впоследствии несколько уменьшили ее остроту. Но есть, однако, случаи, которые трудно выразить в математических формулах и «проиграть» с помощью ЭВМ. Какое уравнение в точности, передаст «взаимоотношения» судна с ветром, волнами, кромкой подходного канала? Нет, здесь лучше иметь другие тренажеры – натурно-физические, то есть уменьшенные, но абсолютно адекватные в своих главных характеристиках модели судов. Они и создаются сейчас для Сухого лимана. Их проектно-конструкторским бюро и «верфью» одновременно стала организованная в Одесском высшем инженерном морском училище отраслевая научно-техническая лаборатория безопасности мореплавания. Тренажерный центр сможет принимать мореходов Балтики и Севера, Каспия и Дальнего Востока, Камчатки и Сахалина.

Проплававший по морям-океанам двадцать пять лет теплоход «Лесозаводск» (его водоизмещение превышает 20 тысяч тонн) решено превратить в гигантский тренажер.

В отсеках этого судна людей будут «затапливать» и учить выходить из воды «сухими». Будет здесь и бассейн для тренировки водолазов. Будет, конечно же, и пожарный отсек. Тут уж точно тренируемые пройдут сквозь огонь и дым.

К концу нынешнего года переоборудованный «Лесозаводск» должен занять своё постоянное место в одном из бассейнов Сухого лимана. Потом гидротехники соорудят вокруг него оградительную дамбу, которая образует открытый полигон для тренировки судоводителей, на первых порах – капитанов и их старших помощников. В акватории можно будет имитировать различные участки Суэцкого канала, Босфора, подходы к крупным европейским портом, в том числе отечественным.

Статистический анализ позволил выявить районы мореплавания, где всегда «горячо». К примеру, когда Алексей Ильич Шевченко, один из ведущих сотрудников упоминавшейся лаборатории (в прошлом капитан головного научно-исследовательского судна «Космонавт Юрий Гагарин»), стал изучать траекторию движения крупных танкеров в проливе Босфор, то к ужасу своему увидел, что каждое второе судно выходит… на полосу встречного движения. А больше всего рискуют моряки в районе старой византийской крепости у мыса Румели-Хисары. Этот участок и «появится» под Одессой. Таковы планы…

Однако у тех, кто причастен к их реализации, немало опасений. Модели судов, выполненные в масштабе 1:25, требуется насытить миниатюрными приборами, копирующими оборудование настоящего ходового мостика. Производство некоторых из них пока не налажено. Похоже, в сложную проблему вырастает вопрос финансирования: оказалось, что на двенадцатую пятилетку тренажерный центр не включен в план капитальных вложений.

Сегодня обучение одного капитана на натурных моделях зарубежных тренажерных центров (около двухсот наших моряков прошли его на озере под французским городом Греноблем) в течение шести дней стоит почти пять тысяч долларов. Средства значительные, хорошо бы начать их экономить.

Словом, тренажер нужен. Нужен не к концу пятилетки, а уже сегодня или, по справедливому замечанию многих моряков, еще… десять лет назад.

Неделя, 1986 г., 28.07, № 31 (1375).

[1] Через якийсь поганенький танкер – збитків на мільярди! А у нас реактор вибухнув, уся країна допомагала – і тільки на 2 млрд.крб. збитків. От що значить соціалістичний облік!

[2] Забігаючи на місяць вперед – з «Нахімовим» було так само.

[3] За нормами соціалістичного обліку, вибух ЧАЕС = 3 аваріям танкерів.