Початкова сторінка

МИСЛЕНЕ ДРЕВО

Ми робимо Україну – українською!

?

Энергия Чернобыля

О.Игнатьев, М.Одинец, А.Покровский. (Спец.корр.«Правды»). Киевская область.

С места события

Машина проскакивает под линиями высокого напряжения, идущими от Чернобыльской АЭС. Впервые за долгое время автомобильный приемник умолк, ощутив могучую силу рабочего тока ее первых двух блоков. Энергия Чернобыля вновь вливается в энергосеть страны.

И сразу же вспомнились многочисленные встречи за той невидимой чертой, которую обозначила апрельская авария – в той «зоне», где повышенная радиация высветила не только нашу общую беду, но и человеческое мужество, техническую смекалку и поистине высокое напряжение воли и разума. То напряжение, реальным воплощением которого и стали два первых миллиона киловатт электроэнергии Чернобыльской АЭС.

Теперь нас ждали новые встречи. Уже не с дозиметристами, не со строителями, не с ремонтниками, а с эксплуатационниками АЭС. Впрочем, разные эти специальности зачастую сочетались в одном лице. Вот и Валерий Петрович Захаров, который в день нашего приезда руководил работой смены на первом блоке, предыдущую свою вахту должен был нести 27 апреля… А началась для него вахта по ликвидации последствий аварии. Теперь же В.Захаров, как и многие его коллеги, – вновь эксплуатационник.

– Многому за эти месяцы научились, – добавляет Валерий Петрович. – И во время ликвидации последствий аварии, и во время подготовки к продолжению нормальной работы. И это относится, пожалуй, ко всем труженикам АЭС. Можно сказать, что произошел четкий психологический сдвиг – острее стало чувство ответственности за свои действия. Внимательнее мы стали и к действиям друг друга, сосредоточеннее при переговорах, обязательно повторяя принятые команды. Жестче стали выполняться инструкции по эксплуатации оборудования. Все это дополняется регулярными противоаварийными тренировками.

Работает первый энергоблок…

Работает первый энергоблок Чернобыльской АЭС.

Разговор этот мы завершили в центральном зале первого блока, не удержавшись от соблазна пройти по «потолку» реактора – работает он действительно безопасно.

Но АЭС – это, конечно, не вся 30-километровая зона. Но и там в результате широкомасштабной дезактивации на первый план ныне выдвигаются новые задачи. Обстановка нормализуется, и уже встает вопрос о возвращении на прежние места жителей ряда сел Чернобыльского района. Как известно, еще летом вернулись домой люди, эвакуированные из сел Завошне и Нивецкое [1]. Теперь предстоит реэвакуация еще в ряд населенных пунктов.

– Процесс это нелегкий, – рассказывает первый секретарь Киевского обкома партии Г.Ревенко, – и к нему мы очень серьезно готовимся.

Начнется он, судя по всему, в конце зимы – весной будущего года. Сначала люди вернутся в 14 сел, потом – еще в восемь. Параллельно будет вестись подготовка к дальнейшей реэвакуации.

Главное сейчас – подготовить дома для вселения, сменить старые крыши, проверить водоснабжение. Не менее важно наладить систему обслуживания – продумать, как будут действовать службы быта, торговля, больницы, поликлиники, школы, детские сады. И, наконец, не в последнюю очередь стоит проблема организации хозяйственной деятельности людей, которые будут реэвакуированы в чернобыльские села. Планируется перепрофилирование, изменение структуры хозяйств – на месте колхозов намечено создать несколько совхозов. Они будут заниматься животноводством и производством кормов.

Предстоит серьезная работа по подбору кадров специалистов для совхозов, школ, магазинов, больниц. Ведь многие чериобыльцы уехали из нашей области и даже республики. Вернутся ли они? Тем не менее каждый населенный пункт должен жить полнокровной жизнью и каждый его житель, каждая семья вправе рассчитывать и на медицинскую помощь, и на клуб, и на школу, и на магазин…

Сейчас пока точно неизвестно, сколько людей решит вернуться, но ясно, что далеко не все. Ведь у нас в Макаровском, Бородянском, Вышгородском, Згуровском и других районах построено 56 новых благоустроенных поселков, в которых разместилось около 11 тысяч семей. Многим нравятся новые жилища. Ожидается, что молодежь предпочтет новые села, а люди старшего поколения, которым дорога память об их родных местах, вернутся назад.

Инженер гидрологической станции «Киев»…

Инженер гидрологической станции «Киев» А.Грабчак проверяет чистоту воды в Днепре [2].

Помимо дезактивации многое сделано по обновлению населенных пунктов. Преобразилось Полесское, покрылись асфальтом его улицы и площади, заново покрашены стены домов. Сейчас здесь строится банно-прачечный комбинат. Нитка газопровода, которая прошла от Иванкова до Чернобыля, теперь подтянута и до Полесского.

Многим из тех семей, которые были переселены, оказана значительная денежная помощь. Она позволила им пережить трудное время устройства на новом месте, она будет кстати и во время реэвакуации. Компенсация будет выплачена и тем, кто еще не получил ее.

Как бы продолжением этой беседы стал наш разговор с директором недавно созданного в Киеве Всесоюзного научного центра медицинской радиологии, министром здравоохранения УССР А.Романенко.

– Смысл создания такого центра именно в Киеве понятен, – сказал Анатолий Ефимович. – Предстоит не только лечить пострадавших, но и вести большую профилактическую работу, следить за динамикой здоровья всех, кого так или иначе коснулись последствия аварии на Чернобыльской АЭС. О главных направлениях деятельности центра можно судить уже по названиям трех институтов, вошедших в его состав: клинической радиологии, экспериментальной радиологии, эпидемиологии и профилактики лучевых поражений.

Что уже конкретно удалось сделать? Медицинские обследования прошли все эвакуированные, бригады врачей были также направлены на места, где можно было ожидать воздействия радиации. Все, кто в этом нуждался, были госпитализированы и прошли курс лечения. Особое внимание обращено на обследование детей. Все полученные данные заложены в ЭВМ для дальнейшего контроля.

– Я далек от мысли, – заключает Анатолий Ефимович, – что все опасности уже позади. Сейчас очень важно продолжать жесткий контроль за состоянием окружающей среды, за чистотой продуктов и воды. Предстоящий весенний паводок и осенний урожай, конечно же, потребуют особого внимания. Так что дел у нашего центра впереди еще немало.

Фото спец.корр.«Правды» А.Назаренко

Правда, 1986 г., 15.12, № 349 (24971).

[1] Завошне – це помилкове написання назви с.Замошня на лівому березі р.Уж в 22 км на південний захід від ЧАЕС. На моїй карті Київської області 1992 р. це село позначене як нежиле. Отже, якщо туди й повертались люди – хоча б заради переможних рапортів для «Правди» – то зрештою його довелось покинути. Можливо, насправді йшлося про реевакуацію с.Черемошня Поліського району (про це див. «Четыре месяца спустя» під 2.09.1986 р.).

Нівецьке – село в 8 км на захід від Замошні. На карті показано як жиле.