Початкова сторінка

МИСЛЕНЕ ДРЕВО

Ми робимо Україну – українською!

?

Вслед за рекордом – авария

Н.Кривомазов, В.Черепанов. (Корр.«Правды»). Челябинская область.

Чрезвычайная ситуация / [І тут, і всюди – скрізь погано]

Новогодняя ночь на Магнитогорском металлургическом комбинате была переполнена тревогами и самоотверженной работой сотен людей, спешивших на помощь девятой домне.

С нее во время пуска рухнул один из четырех воздухонагревателей. Многотонная махина из металла и кирпича обрушилась на рельсы и погубила двух железнодорожников.

Мало того, что домна осталась без системы жизнеобеспечения, – железнодорожные пути оказались обрезанными. А ведь по ним идет круглосуточное обслуживание других домен, каждая из которых заполнена раскаленным металлом. Нужно было придержать ход этих печей, не допустить еще большей беды.

Уже к часу ночи один из путей был освобожден от завалов. На 40-метровой высоте работали газорезчики Р.Нуриев, А.Углицкий, В.Кузменко и В.Шестаков. Они резали остатки броневого кожуха. Люди растаскивали завалы, освобождали от шлака заждавшиеся домны. Уже к полудню работа первых восьми печей полностью нормализовалась. И только девятая задавала вопрос: как же это могло случиться?

Государственная комиссия, возглавляемая заместителем министра черной металлургии СССР Б.Ашпиным, нашла «хрупкий разрыв на обшивке воздухонагревателя».

После ремонта воздухонагреватель положено разогревать обычными дровами, постепенно.

Показалось, что долго, двадцать суток, и решили форсировать процесс путем увеличения подачи газа, резкого повышения температуры. И так действовали не год, не два – с 1973 года.

Были и другие исключения из правил, ставшие местной нормой. В броне обшивки аппарата № 30 вырезали отверстие. По завершении работ эти дыры положено заваривать новыми листами. Сделали проще: поставили старые.

При разогреве воздухонагревателя обязательно оцепление, чтобы поблизости не было ни единого человека. Если же предусмотрены транспортные операции на рельсах, то и они должны быть состыкованы с графиком пуска. Местный график вновь оказался усеченным, не предусматривал такого сцепления обстоятельств.

Как видим, разговор не столько о ЧП на Магнитке, сколько… об обязательном соблюдении инструкций, точном следовании закону, о соблюдении необходимых формальностей, при которых легкомысленное «творчество», необдуманная самодеятельность станут немыслимыми и невозможными.

Иногда говорят, что порой героизм проявляется в окопах, вырытых разгильдяйством и безответственностью. К ним плюсуется желание удивить звонкой цифрой, бодрым рапортом. Вот и на девятой печи при форсировании пуска агрегата попросту забыли про здравый смысл. Нельзя в угоду плану и даже рекорду жертвовать гораздо более ценным.

В последний день ушедшего года металлурги Магнитки отрапортовали о своем рекорде – выплавлено 16 миллионов тонн стали! Одна Магнитка дает металла больше, чем иные страны. Мы не стали передавать это сообщение в редакцию, поскольку валовая цифра – это еще не все. Да, рекорд, да, славно поработали, но к качеству металла много еще претензий. Может быть, как говорится, лучше меньше, да лучше? И тем не менее кое-кому показалось, что и этого «вала» – мало.

Главному сталеплавильщику Магнитки позвонили из «Союзметаллургпрома». Главный инженер С.Афонин просил: нужно еще 17 тысяч тонн стали, чтобы министерские цифры года сходились «тютелька в тютельку».

– Столько не сможем, – был ответ. – И так уже вышли на рекорд отрасли.

Больше этой неожиданной «прибавкой» заниматься было некогда – грянул взрыв.

Правда, 1987 г., 11.01, № 11 (24998).