Початкова сторінка

МИСЛЕНЕ ДРЕВО

Ми робимо Україну – українською!

?

Совещание в ЦК КПСС

Повышать технический уровень и надёжность энергетического оборудования, качество его эксплуатации

Опережающему наращиванию энергетического потенциала нашей страны отводится особая роль в осуществлении стратегических задач ускорения социально-экономического развития общества, выдвинутых апрельским Пленумом ЦК и 27 съездом партии. Основные направления дальнейшего совершенствования топливно-энергетического комплекса определены Энергетической программой СССР. В ней предусматривается значительное увеличение выработки электроэнергии, коренная реконструкция энергетических объектов, проведение активной ресурсосберегающей политики, обеспечение устойчивого снабжения теплом и электроэнергией народного хозяйства и населения.

Выполнение всего намеченного будет прежде всего определяться техническим уровнем и надежностью энергетического оборудования, создаваемого машиностроителями. Как известно, наши электростанции оснащены исключительно отечественным оборудованием. А это в свою очередь означает, что повышение уровня и качества продукции эпергомашиностросния является важнейшей общегосударственной задачей.

Однако в работе по реализации Энергетической программы возникают определенные трудности. В прошлом году не были выполнены планы ввода новых энергомощностей. По-прежнему немало нареканий на качество и надежность оборудования, еще много случаев отказов, аварийных остановок энергоблоков на электростанциях, перебоев в энергоснабжении, медленно сокращается доля устаревшей техники в структуре энергетической базы.

Эти вопросы были в центре внимания совещания, состоявшегося 25 апреля в ЦК КПСС. В нем приняли участие руководители, ученые и специалисты научно-исследовательских и проектных институтов, конструкторских бюро, производственных объединений и предприятий машиностроения и энергетики, а также руководители постоянных органов Совета Министров СССР, ГКНТ, Госстандарта, Госплана и Госснаба СССР, министерств и ведомств, секретари крайкомов и обкомов партии, ответственные работники ЦК КПСС.

Сообщения сделали министр энергетики и электрификации СССР А.И.Майорец, министр энергетического машиностроения СССР В.М.Величко, председатель Госстандарта СССР Г.Д.Колмогоров.

Выступивший на совещании кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС, секретарь ЦК КПСС В.И.Долгих подчеркнул, что за последние пятилетки в электроэнергетике произошли существенные количественные и качественные изменения. Мощность электростанций возросла в сравнении с 1970 годом в 1.9 раза. Выработка электроэнергии увеличилась более чем в 2.1 раза. Вместе с тем достигнутый уровень и темпы развития электроэнергетики в современных условиях нельзя признать достаточными. В ряде районов страны испытывается острая нехватка генерирующих мощностей, что снижает надежность энергоснабжения народного хозяйства. Потребности экономики в электроэнергии в обозримом будущем будут резко возрастать. Без этого не достигнуть планируемых темпов роста производительности труда, улучшения условий быта и труда.

В этих целях необходимо сосредоточить внимание на таких основных направлениях, как более полное использование мощностей электростанций, техническое перевооружение и реконструкция энергетических объектов, ускорение ввода в действие новых энергоблоков.

В последнее время работа по вовлечению в хозяйственный оборот недоиспользуемых энергомощностей активизировалась. В 1986 году их задействовано в размере 4.5 млн. киловатт. Эту линию надо настойчиво продолжать и ввести до конца пятилетки еще 16 млн. киловатт.

Для повышения надежности и экономичности работы электростанций предстоит выполнить большой объем работ по их техническому перевооружению и реконструкции. За период до 2000 года потребуется модернизировать энергоагрегаты суммарной мощностью почти в 1.8 раза больше, чем за прошедшие 15 лет. В текущей пятилетке необходимо осуществить модернизацию оборудования на 25 млн. киловатт и реконструировать на 7 млн. киловатт.

Однако и при этом остается острая необходимость значительного увеличения ввода новых энергоагрегатов. Предусмотрено построить и сдать в эксплуатацию в текущей пятилетке около 90 млн. киловатт энергомощностей, что в 1.7 раза превышает фактический объем прошлого пятилетия.

Одной из центральных задач является более полное обеспечение электроэнергетики оборудованием высокого качества и надежности, ускорение создания новых высокоэффективных энергоагрегатов. Пока эти вопросы решаются не в полной мере. Допущенные отставания ввода в действие энергомощностей во многом связаны с несвоевременной поставкой оборудования. В прошлом году для пусковых объектов энергетики его недопоставлено на 74 млн. рублей.

Не улучшается положение дел и в текущем году. Минэнергомашем сорваны сроки поставки для ряда пусковых объектов паровых турбин, котлов, подогревателей, трубопроводов и другой продукции. Минэлектротехпромом задерживается изготовление и отгрузка турбогенераторов, электрических панелей, электродвигателей.

Машиностроительными министерствами не обеспечивается комплектная поставка оборудования. Многие заводы не поставляют оборудование укрупненными узлами и блоками, значительная часть его поступает россыпью, что приводит к дополнительным затратам трудовых и материальных ресурсов.

Коренным образом следует изменить отношение к вопросам повышения технического уровня энергооборудования. Многие виды его не отвечают современным требованиям по экономичности, надежности и долговечности. Большой ущерб обеспечению устойчивого энергоснабжения народного хозяйства, своевременного ввода новых мощностей наносит низкое качество поставляемого на объекты энергетики оборудования. Оно нередко поступает на стройки с заводскими дефектами, конструктивными недоработками. Особенно неблагополучно обстоит дело с качеством изготовления оборудования на ряде заводов Минэнергомаша СССР, Минхиммаша СССР, Минэлектротехпрома СССР и Минприбора СССР.

За технический уровень и надежность энергетического оборудования наряду с машиностроительными министерствами несут ответственность и министерства-заказчики – Минэнерго СССР и Минатомэнерго СССР, которые также допускают много недостатков в этом важном деле. При разработке технических заданий на создание новых энергоагрегатов они должны полнее учитывать последние достижения науки и техники. Научно-исследовательским и проектным институтам этих министерств необходимо работать в более тесном контакте с институтами, конструкторскими бюро и предприятиями машиностроения.

На многих электростанциях неудовлетворительно организовано хранение энергооборудования, значительная часть его из-за отсутствия необходимых складских помещений содержится под открытым небом, что нередко приводит к его порче. В процессе эксплуатации все еще допускаются нарушения технологических регламентов, низкая культура производства, ошибки при обслуживании оборудования. Все это приводит к снижению его надежности и экономичности.

Машиностроители и энергетики должны сделать все необходимое для претворения и жизнь ответственных задач по развитию, укреплению и повышению эффективности энергетического хозяйства страны.

На совещании выступили президент Академии наук СССР Г.И.Марчук, министры СССР О.Г.Анфимов, Н.Ф.Луконин, В.М.Лукьяненко, генеральный директор Сумского НПО «Насосэнергомаш» Ю.П.Назаренко, директор Ровенской атомной электростанции В.А.Коровкин, генеральный директор Всесоюзного энергетического института имени В.И.Ленина И.М.Бортник, секретарь парткома Ленинградского объединения «Электросила» А.Н.Егоров и другие.

С речью на совещании поступил член Политбюро ЦК КПСС, секретарь ЦК КПСС Л.Н.Зайков.

Партия, ее Центральный Комитет, Политбюро ЦК, сказал он, постоянно держат руку на пульсе важнейшего сектора экономики, каким является топливно-энергетический комплекс.

На днях страна торжественно отметила 117-ю годовщину со дня рождения Владимира Ильича. Снова и снова возвращаясь к гениальному ленинскому наследию, нельзя сегодня не напомнить его мысль о том, что топливо – а в нашем нынешнем понимании – топливно-энергетические ресурсы – это хлеб для промышленности. Не случайно поэтому Коммунистическая партия вслед за Продовольственной программой приняла Энергетическую программу страны [1]. Сейчас, на этапе перестройки, наряду с продовольственной и жилищной проблемами, вопросами социального обустройства жизни нашего человека, развитием производства товаров народного потребления и услуг она является одной из первоочередных задач, требующих неотложного решения.

Сегодняшнее совещание дало всем нам возможность лучше почувствовать обстановку в нашей энергетике. Вывод напрашивается однозначный: дела идут очень непросто, положение весьма напряженное. Это наглядно подтвердила прошедшая зима. И дело не в том, что она была суровой.

Из-за дефицита электроэнергии, резких перебоев в энергоснабжении пришлось переводить многие предприятия на скользящие графики. И в то же время многие энергоагрегаты на ряде электростанций работали не в полную силу. А это – следствие и низкого качества оборудования и небрежности при его монтаже и ремонте, нарушений правил эксплуатации. Если сказать кратко, это неотвратимая расплата за брак в работе.

Надо откровенно признать, что в развитии энергетики в прошлом был допущен большой застой, топтание на месте. Словом, Энергетическую программу нам надо основательно двинуть вперед.

Решение этой очень важной народнохозяйстпснной задачи складывается из трёх главных направлений. Первое – это технический уровень проектов и создаваемого оборудования. Второе – качество изготовления и монтажа техники для нужд энергетики. И третье – качество эксплуатации энергоблоков, неукоснительное соблюдение технических условий и требований. Проводить в жизнь эффективные меры в этих направлениях надо вместе, комплексно. Только такой подход к делу может определить высокий уровень развития отечественной энергетики.

«Вопросы качества сама жизнь поставила в повестку дня. Поставила остро, очень остро в центр перестройки», – подчеркивал М.С.Горбачев.

Акцептирую ваше внимание именно на этом вопросе прежде всего потому, что сегодня нужно всем – и тем, кто проектирует и создаст новую технику, и тем, кто ее эксплуатирует, – четко представлять главное: без перестройки работы и самого мышления невозможно рассчитывать на успех.

Ядро перестройки в развитии энергетики, ее главная задача состоит в бескомпромиссном искоренении любых проявлений ведомственного подхода. И чем скорее мы изживем его из практики работы, тем быстрее будет решена общегосударственная задача обеспечения устойчивого энерго- и теплоснабжения народного хозяйства. Дальнейший качественный подъём энергетики, успех выполнения Энергетической программы страны возможны только при согласованных действиях машиностроителей и их смежников, энергетиков и строителей. Разумеется, что такая организация работы предполагает резкое повышение ответственности каждой отрасли, каждого трудового коллектива за конечные результаты.

Возьмем машиностроение. Ему принадлежит подлинно ключевая роль в наращивании энергетического потенциала страны. Мы по праву считаем, что многие виды отечественных паровых и гидравлических турбин, генераторов, реакторного оборудования, котлов не уступают, а по ряду параметров и превосходят лучшие зарубежные образцы. В стране сложились авторитетные школы в области энергетического машиностроения и электротехники.

Почему же тогда в последнее время наша наука не всегда успевает за темпами роста технического прогресса в мировой энергетике? Причин несколько. Во-первых, мы отстаем в степени автоматизации энергоустановок, во-вторых, – в техническом уровне так называемого вспомогательного оборудования.

В мире идет революционный процесс сплошной электронизации, а мы на своих электростанциях никак не можем отказаться от примитивнейших самописцев, громоздких щитов с допотопными приборами. Сегодня правомерно поставить в качестве первоочередной задачу – переложить функции управления энергоблоками на плечи вычислительной техники, обеспечить работу энергоблоков в автоматическом режиме. Это повысит и надежность работы электростанций.

Еще об одном вопросе перспективного характера. Речь идет о развитии нетрадиционных способов получения энергии. Работа эта ведется, но далеко не теми темпами, которые нам нужны [2]. Слишком медленно новые разработки материализуются в конкретном оборудовании. По-прежнему разобщены усилия исследователей и разработчиков, много параллелизма в их деятельности.

Вот здесь-то и должны сказать свое веское слово научно-технические советы министерств, бюро Совета Министров СССР по машиностроению и топливно-энергетическому комплексу. Принципиальную позицию должен занимать и ГКНТ.

Нам как воздух нужна здоровая, творческая конкуренция разработчиков новой техники. Пора покончить с монопольным положением отдельных институтов и конструкторских бюро в создании важнейших видов оборудования. Конкурсное проектирование должно заканчиваться изготовлением опытного образца с тем, чтобы в народное хозяйство поступало оборудование, созданное на основе использования передовых достижений науки и техники.

Но самый смелый проект, самая передовая конструкция могут быть дискредитированы, если на производстве процветает штурмовщина и безответственность, не соблюдается технологическая и трудовая дисциплина. Это особенно проявилось с введением государственной приемки продукции. Вскрылись низкое качество нормативной и технической документации, массовые нарушения её требований. Дали себя знать запущенность подготовки производства, инструментального хозяйства и метрологического обеспечения, слабость заводских служб технического контроля. На многих предприятиях не были отработаны системы ответственности и стимулирования за качество труда. Никаких поблажек, никакого снисхождения бракоделам не должно быть.

Министерство, продолжал далее Л.Н.Зайков, не случайно называют штабом отрасли. А штаб – это «мозговой центр», это образец организованности. К сожалению, многие министерства пока далеки от этого. Следует быстрее наводить порядок. Надо заставить каждого работника аппарата перестроиться и сполна выполнять возложенные на него обязанности, прибавить в работе. Необходимо, чтобы специалисты министерства четко знали положение на местах, умели выделять важнейшее звено, смелее внедряли экономические методы управления.

Сейчас повсеместно в трудовых коллективах идет обсуждение проекта Закона СССР о государственном предприятии (объединении). Следует использовать эту крупную политическую кампанию для повсеместного наведения порядка на производстве.

Очень важно также хорошо подготовиться и к переходу на полный хозяйственный расчет и самофинансирование. Работа в условиях полного хозрасчета несовместима с низким качеством, так как потери от брака будут бить не только в целом по экономике предприятия, но и затрагивать интересы каждого труженика.

Особо пристального внимания требует обеспечение высокого качества и надежности оборудования для атомной энергетики. Чернобыль еще долго будет в памяти людей. Из драматизма его уроков мы обязаны сделать исчерпывающие пыводы. В первую очередь для практической работы по созданию новых и обслуживанию действующих АЭС. Здесь не должно быть никаких послаблений.

Теперь о техническом обновлении парка энергетического оборудования действующих станций. Как известно, уже в текущем пятилетии на электростанциях страны намечено заменить значительное количество устаревших, малоэкономичных уставовок. Работы начаты. Но настораживает тот факт, что энергетики под флагом реконструкции по-прежнему заказывают машиностроителям отжившее свой век оборудование 50-60-х годов. Такого рода практика несовместима с перестройкой, она дискредитирует нашу политику в области научно-технического прогресса.

Более предметно проблемами ускоренного развития энергетической базы страны обязаны заниматься и центральные экономические ведомства. С чем мы сталкиваемся на практике? В планах продолжается несбалансированность сроков ввода энергетических объектов с поставками оборудования и выделением соответствующих ресурсов. На строительных площадках Минэнерго находится немало неустановленного и просто излишнего оборудования, в то же время машиностроителям планируют изготовление аналогичной техники.

Более энергичные действия в реализации Энергетической программы обязаны проявлять постоянные органы Совета Министров СССР, министерства энергетики и электрификации СССР, атомной энергетики СССР.

На январском Пленуме ЦК КПСС особо подчеркнута роль человеческого фактора в ускорения социально-экономического развития страны. Стремительный рост единичных мощностей энергетического оборудования, непрерывное насыщение его электронными системами требуют от кадров высокой компетентности, разносторонних знаний, высокого чувства ответственности, постоянного самосовершенствования.

Возрастающие задачи по развитию энергетики вносят серьезные коррективы в практику работы крайкомов и обкомов КПСС по осуществлению партийного руководства деятельностью научных и конструкторских организаций, промышленных и энергетических предприятий, всех трудовых коллективов, принимающих участие в реализации Энергетической программы. Партийные комитеты обязаны исходить из того, что единство слова и дела – незыблемая норма нашей жизни. Это требование должно быть в основе всей организаторской и политической работы по реализации плановых заданий, восполнению отставания, допущенного в первом квартале.

Работа в марте показала, что у нас есть реальные возможности выйти на рубежи текущего года и пятилетки в целом. Надо меньше искать причин срывов на стороне, меньше выдвигать взаимных претензий, а сообща браться и решать возникающие проблемы. Это относится в первую очередь к министерствам, другим центральным ведомствам. Это касается также местных советских и партийных органов.

Центральный Комитет партии рассчитывает на то, что итоги настоящего совещания дадут дополнительный импульс практической работе машиностроителей, энергетиков, специалистов смежных отраслей по ускорению развития энергетики. Нам надо, товарищи, активнее, смелее, по-деловому перестраиваться, чтобы сделать более прочной и устойчивой энергетическую базу нашей экономики, а саму экономику – более эффективной. Это, пожалуй, главный вывод, который вытекает из сегодняшнего обсуждения.

В работе совещания приняли участие заместители Председателя Совета Министров СССР Ю.Д.Маслюков, И.С.Силаев, Б.Л.Толстых, Б.Е.Щербина, заведующие отделами ЦК КПСС А.И.Вольский, И.П.Ястребов.

Правда, 1987 г., 26.04, № 116 (25103).; Правда Украины, 1987 г., 28.04, № 98 (13666).

[1] Ці програми були відчайдушною, але невдалою спробою змінити систему планування і управління економіки, але п'ятирічних планів вони не замінили.

[2] Гатити мільярди у потокове будівництво АЕС – і клопоту менше, і надійніше.