Початкова сторінка

МИСЛЕНЕ ДРЕВО

Ми робимо Україну – українською!

?

26.04.1991 Панорама “особой зоны”

Ю.А.Израэль, председатель Государственного комитета СССР по гидрометеорологии

факты, анализ, прогноз

В 1990 г. в дополнение к ранее проведенным работам Госкомидрометом СССР совместно с Мингео СССР, Минздравом СССР, АН СССР, Государственной комиссией Совета Министров СССР по продовольствию и закупкам, Гражданской обороной СССР и соответствующими республиканскими организациями РСФСР, БССР и УССР продолжались работы по детализации радиационной обстановки, систематическому сбору и анализу данных на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению.

В 1990 г. с использованием аэрогаммаспектрометрической съемки и наземных методов обследования проведено дополнительное уточнение радиоактивного загрязнения территорий Тульской, Калужской, Орловской, Рязанской, Белгородской, Липецкой, Воронежской, Ленинградской, Тамбовской, Курской областей и трех районов Смоленской области РСФСР, Киевской, Житомирской, Ровенской, Черниговской, Черкасской, Винницкой и Черновицкой областей УССР, Гомельской, Минской, Брестской и Могилевской областей БССР. Эти работы подтвердили измеренное ранее положение изолиний плотности загрязнения местности цезием-137 40 Ки/кв.км и 15 Ки/кв.км, представленных ранее на картах по состоянию на начало прошлого года (см. публикацию в «Правде» от 17.04.90), несколько уточнили положение изолинии 5 Ки/кв.км на территории Орловской, Тульской, Калужской и Черновицкой областей, а также изолинии 1 Ки/кв.км на других территориях. Уточнение изолинии 1 Ки/кв.км планировалось и ранее – ведь крупномасштабная авиационная съемка, проведенная еще в начале мая 1986 г., показала, кроме существенно загрязненных областей, зоны слабого загрязнения, значительно ниже установленного в то время критерия, и поэтому такое уточнение было проведено позже в связи с огромными площадями загрязнений на уровне 1 Ки/кв.км.

Измерения с целью уточнения и детализации данных проводились на территориях БССР, УССР, РСФСР и ГССР (Грузинской республики). На территории БССР и УССР выявлены лишь несущественные изменения. Так, на территории БССР дополнительно выявлены пятна с плотностью загрязнения 1 Ки/кв.км в Витебской области (4 населенных пункта с загрязнением более 1 Ки/кв.км), несколько уточнена конфигурация изолинии 1 Ки/кв.км в Минской, Брестской, Гродненской, Гомельской и Могилевской областях.

Схема Калужско-Тульско-Орловской зоны…

Схема Калужско-Тульско-Орловской зоны загрязнения цезием-137.

Особое внимание было уделено многим областям РСФСР. В связи с объявлением Съездом народных депутатов РСФСР радиоактивно загрязненных в результате чернобыльской катастрофы районов РСФСР зоной национального экологического бедствия и поручением обсудить на ближайшей сессии Верховного Совета РСФСР союзно-республиканскую программу ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в Брянской, Калужской, Орловской, Рязанской, Смоленской, Тульской, Курской, Липецкой, Белгородской, Воронежской и других областях РСФСР Госкомгидрометом СССР совместно с Мингео СССР и другими ведомствами были проведены уточнения или дополнительные съемки радиационной обстановки и плотности загрязнения радиоактивными изотопами в этих областях, а также в Ленинградской, Тамбовской областях и Краснодарском крае. Что касается Брянской, Тульской, Орловской, Калужской областей, то детальные съемки здесь проводились и ранее (см. «Правда» от 20 марта 1989 г., «Наука и жизнь» № 9, 1990 г.), а детальные данные по Брянской области, г.Плавску и ряду городов Тульской области сообщались ещё в мае 1989 г. Но и здесь потребовались некоторые уточнения. А изолиния в 1 Ки/кв.км в этих и других областях будет уточняться и далее.

Площади некоторых наиболее загрязнённых областей РСФСР цезием-137 с различными плотностями по результатам обследования на декабрь 1990 г. приведены ниже.

Республика 1-5 (*) Ки/кв.км 5-15 Ки/кв.км 15-40 Ки/кв.км Более 40 Ки/кв.км
РСФСР, кв.км 39280 5450 2130 310
БССР, кв.км 29920 10170 4210 2150
УССР, кв.км 34000 1990 820 640
Всего по СССР 103200 17610 7160 3100

(*) Подлежит уточнению по результатам наземного обследования в 1991 г.

Надо отметить, что в результате детального обследования в 1990 г. перечисленных выше областей (кроме четырех указанных в таблице), как и ожидалось ранее, радиоактивное загрязнение характеризуется невысокими уровнями.

Новыми по сравнению с опубликованными в прошлом году данными (см. «Наука к жизнь» № 9, 1990 г. и новая опубликованная в 1990 г. «Гидрометеоиздатом» книга «Чернобыль: радиоактивное загрязнение природных сред») являются зоны загрязнения с уровнями 1-2 (и до 3) Ки/кв.км, выявленные в Рязанской и Ленинградской областях. Очень небольшие зоны загрязнения с такими уровнями выявлены в Белгородской, Липецкой, Тамбовской и Воронежской областях.

Схема Брянско-Гомельско-Могилёвской и…

Схема Брянско-Гомельско-Могилёвской и Киевско-Житомирской зон загрязнения цезием-137.

В связи с тем, что наземное обследование Рязанской, Липецкой, Белгородской, Тамбовской, Курской и Воронежской областей РСФСР и Черниговской области УССР из-за сжатых сроков обследований было недостаточным, приведенные на карте изолинии запаса цезия-137 на этих территориях следует считать предварительными по загрязнению 1-5 Ки/кв.км. Их уточнение будет проведено в 1991 г. после завершения наземных работ. На территории Краснодарского края и Черноморского побережья (на территории Грузинской республики) обнаружены отдельные зоны с плотностями загрязнения цезием-137 в Краснодарском крае до 1 Ки/кв.км, в ГССР – 1-1,5 Ки/кв.км в районе гг.Батуми, Сухуми и в нескольких населенных пунктах, плотность загрязнения местности цезием-137 в Сочи составляет 0,4-1,4 Ки/кв.км, уровни радиации в настоящее время находятся на уровне глобального фона: 10-15 мкр/ч.

Итак, площади загрязненных территорий цезием-137 с различными уровнями на территории РСФСР, УССР и БССР по результатам обследований на декабрь 1990 г. приведены в таблице:

Область 1-5 (*) Ки/кв.км 5-15 Ки/кв.км 15-40 Ки/кв.км Более 40 Ки/кв.км
Брянская, кв.км 7120 2820 2130 404
Тульская, кв.км 9700 1100 - -
Калужская, кв.им 1350 3560 - -
Орловская, кв.км 8840 180 - -

(*) Подлежит уточнению по результатам наземного обследования в 1991 г.

В ходе выполненных в 1990 г. обследований подтверждено, что территории с плотностью загрязнения стронцием-90 свыше 3.0 Ки/кв.км и плутонием-239, -240 свыше 0,1 Ки/кв.км локализованы в основном в зоне отчуждения и эвакуации (см. карту). Следует коснуться некоторых особенностей загрязнения стронцием и плутонием территории БССР. Загрязнение территории республики стронцием-90 носит более локальный характер по сравнению с загрязнением цезием-137. Пятна с уровнем загрязнения почвы стронцием-90 выше 3 Ки/кв.км в зоне, где проживает население, обнаружены в Хойникском районе Гомельской области. На территории республики встречаются отдельные небольшие участки с плотностью загрязнения стронцием-90 от 1 до 3 Ки/кв.км (Ветковский, Добрушский, Чечерский районы Гомельской области, Чериковский и Краснопольский районы Могилевской области), расположенные к северу от основной зоны.

Плотность загрязнения почвы плутонием-239, -240 выше 0,1 Ки/кв.км обнаружена в основном в зоне отселения. На территории Брагинского, Хойникского и Наровлянского районов уровни загрязнения плутонием местами достигают 0.06 Ки/кв.км, есть отдельные локальные пятна до 0.1 Ки/кв.км.

На остальной территории республики плотность загрязнения почвы плутонием находится в основном на уровне глобальных выпадений – 0.0016 Ки/кв.км.

На территории УССР отдельные пятна повышенного загрязнения стронцием-90 (от 1 до 3 Ки/кв.км) расположены к западу от 30-километровой зоны и практически совпадают с зоной отселения, хотя и захватывают несколько населенных пунктов (см. карту).

Как это отмечалось и ранее, на загрязненных территориях существуют «накопленные» локальные пятна загрязнения цезием-137 размерами несколько квадратных метров или десятков квадратных метров, расположенные под водостоками, в понижениях рельефа, местах складирования золы и навоза и т.д., где происходит концентрирование радионуклидов и в которых плотность загрязнения может быть выше значений, характерных для прилегающих территорий. Эти локальные «точки» могут достаточно эффективно ликвидироваться (и ликвидируются) местными службами при дезактивации. Эти пятна могут быть выявлены только при детальных наземных измерениях, которые и проводятся силами Госкомгидромета СССР и республик с участием организаций других министерств и ведомств.

Представленные карты подготавливались в рамках реализации Государственной союзно-республиканской программы неотложных мер на 1990-1992 гг. по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в обеспечение выполнения постановления Верховного Совета СССР от 25 апреля 1990 г. «О единой программе по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и ситуации, связанной с этой аварией», рассмотрены и утверждены 26.12.1990 Межведомственной комиссией по радиационному контролю природной среды при Госкомгидромете СССР с участием представителей местных советских органов и общественных организаций. Карты построены на основе синтеза данных аэрогаммаспектрометрической съемки и наземных обследований. При построении карт учтены результаты анализа на содержание цезия-137 около 100 тыс. дополнительных проб почвы. Карты направлены в республики, областные центры и заинтересованные организации, массовым тиражом уже выпущены Главным управлением геодезии и картографии, опубликованы в республиканских и областных газетах.

Кроме общей съемки территории и населенных пунктов в 1990 г., Госкомгидрометом СССР совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами и в соответствии с Государственной программой проводилась подворная радиационная паспортизация населенных пунктов (около 500 тыс. подворий), расположенных в контролируемой зоне (с плотностью загрязнения по цезию-137 от 5,0 до 40 Ки/кв.км, как это предусмотрено правительственным поручением № ПП-36202 от 06.09.1990). Полученные материалы обобщаются и анализируются непосредственно в республиках. Что касается многочисленных просьб местных советских органов и населения о проведении детальных наземных обследований населенных пунктов на территориях с плотностью загрязнения около или несколько выше 1 Ки/кв.км по цезию-137, то эта задача также выполняется, но полностью это может быть реализовано в период 1991 – 1992 гг. после выполнения основной задачи, поставленной Верховным Советом СССР по подворной паспортизации населенных пунктов, расположенных в контролируемой зоне. Общее количество обследованных подворий достигло в настоящее время около 1 миллиона.

Таким образом, планы радиационных съемок, обусловленных Программой, в 1990 г. выполнены. Было определено, что миграция радиоактивности невелика – разнос ветром не меняет положение изолиний, однако может несколько увеличить радиоактивность в воздухе.

На территориях, подвергшихся влиянию аварии на Чернобыльской АЭС, содержание радионуклидов в приземном слое атмосферы тщательно измеряется. По данным регулярных наблюдений, даже на наиболее загрязненных территориях (30-километровая зона ЧАЭС, гг.Припять и Чернобыль) концентрации радиоактивных веществ в атмосферном воздухе (в том числе наиболее «критичного» при ингаляционном поступлении плутония) в 1990 г. были на два-три порядка ниже установленных Нормами радиационной безопасности НРБ-76/87, однако несколько выше фоновых значений (за счет ветрового подъема): соответственно в других зонах, с меньшими уровнями загрязнения, содержание радионуклидов в атмосферном воздухе в десятки раз ниже, чем в ближней зоне аварии, и соответствуют фоновым значениям.

Вертикальная миграция радионуклидов за счет проникновения внутрь в зависимости от видов почв происходит до глубины 20-25 см, но основная часть загрязнения (80-90%) находится в 5-сантиметровом слое почвы.

Смыв радионуклидов с поверхности почвы, хотя и незначительный, но происходит: это является источником загрязнения поверхностных вод – рек и водоемов. В связи с этим проводится непрерывный контроль загрязнения воды.

В реках, протекающих через зону, загрязненную в 1986 г. в результате аварии на Чернобыльской АЭС, в 1990 г. концентрации цезия-137 уменьшились по сравнению в 1989 г., а концентрации стронция-90 остались примерно на том же уровне. В р.Припять (г.Чернобыль) концентрация цезия-137 составляла 6.6 ПКи/л, а стронция-90 – 22 ПКи/л (1 ПКи/л = 10-12 Ки/л).

В реках, протекающих через Калужско-Тульское цезиевое пятно (Ока, Плава, Упа, Жиздра), концентрации цезия-137 колебались в пределах (1-6) ПКи/л, а через Брянско-Могилевско-Гомельское пятно (Сож, Ипуть, Беседь) – в пределах (1-50) ПКи/л (допустимые концентрации ДКб в соответствии с нормами радиационной безопасности НРБ-76/87 – 1,5.10-8 Ки/л, или около 15000 ПКи/л).

В среднем в реках европейской части СССР (без рек, протекающих через загрязненные зоны) концентрация стронция-90 в 1990 г. сохранилась на уровне предыдущего года и составила около 0,65 ПКи/л. В Киевском водохранилище (южная часть) концентрации составляли 5 ПКи/л для цезия-137, 9 ПКи/л – для стронция-90, еще ниже по течению р.Днепр в Каховском водохранилище концентрации цезия-137 были уже меньше 1 ПКи/л, но концентрации стронция-90 уменьшились незначительно – (2-9) ПКи/л. Примерно на этом же уровне сохранялись концентрации стронция-90 в остальных водохранилищах каскада (ДКб в соответствии с Нормами радиационной безопасности НРБ-76/87 – 4.10-10 Ки/л, или 400 ПКи/л). Общая активность донных отложений (во всех водохранилищах Днепровского каскада) за счет загрязненных илов – около 6.000 кюри при среднем объеме водохранилищ 43.8 куб.км.

Средняя концентрация цезия-137 в водах северо-западной части Черного моря составляла 1,3 ПКи/л (по сравнению с 4.3 ПКи/л в 1986 г.), а стронция-90 – 0,74 ПКи/л.

Заторные ледовые условия на р. Припять в январе с.г. [1991 г.] привели к резкому подъему воды (на 1.5-2.0 м у г.Чернобыля) и подтоплению более 30% пойменных территорий реки. Максимальные концентрации стронция-90 в районе г.Чернобыль возросли почти в 10 раз – до 100-160 ПКи/л, но оставались ниже ДКб (400 ПКи/л). Прогностические оценки возможного содержания и измерения стронция-90 в Киевском водохранилище в районе г.Киев показали, что его концентрация повысится до 20-30 ПКи/л, что в 3-5 раз выше обычного (но в 10-20 раз ниже допустимых норм).

Своевременный прогноз Укргидромета (за неделю) указанного явления и необходимая информация позволили подразделениям МО СССР и Укрглавречфлоту принять энергичные меры по разрушению ледовых заторов, и уровни воды, а с ними концентрация радиоактивности резко пошли вниз. За период затопления с участка поймы было смыто около 60 Ки стронция-90, т.е. около 0,5% находящегося на пойме. Наблюдавшееся явление говорит о том, что контроль за ледовой обстановкой в пойменных участках загрязненной территории требует особого внимания.

С нашей точки зрения все поручения об «экологическом» картировании должны в конечном итоге учитывать наличие и подвижность различных радионуклидов в различных средах, способность их концентрирования при различных условиях в различных местах, их биологическую доступность, позволяющую в конечном счете определить расчетным путем (в сочетании с экспериментальными подтверждениями) эквивалентную дозу облучения для человека, а при разработке законов о защите природы – для любых живых организмов. К сожалению, таких карт пока не существует (их разработка поручена АН СССР и ряду других ведомств), и даже нет разработанной концепции такого картирования.

С большим удовлетворением я прочел, что народные депутаты УССР в Законе УССР «О правовом режиме территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению…» (статья 10) записали, что обеспечение населения Украины информацией о радиоактивном состоянии территории осуществляет Совет Министров Украинской ССР.

Это еще одно свидетельство логичности цепочки в передаче информации населению. Вспомним критику в адрес Госкомгидромета СССР и республик и работающих вместе с ним ведомств о том, что ими не предоставлялась информация населению. Еще раз подчеркиваю, что полная информация своевременно предоставлялась правительственной комиссии, союзным, республиканским, областным властям, а именно они и должны были принимать решения и информировать население. В отношении Госкомгидромета СССР это записано и в соответствующих директивных документах (передача Госкомгидрометом СССР информации местным властям и Гражданской обороне и от них – передача населению. (Распоряжение Совета Министров СССР № 2153 от 09.10.70).

И еще несколько слов о принятых и формулируемых законах о Чернобыле.

Если исходить из принятых «Критериев проживания населения в районах, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС», то за основу всей классификации территорий и опасности проживания на ней должна быть принята только доза облучения. А в принятых законах основной упор делается на классификацию территории (и связанную с ней степень опасности) по плотности загрязнения территории долгоживущими радионуклидами [1].

Конечно, это в какой-то степени является подтверждением доверия к данным и картам, над созданием которых работал Госкомгидромет СССР с рядом других ведомств, в том числе и республиканских, но тем не менее такой подход не совсем логичен, т.к. неоднозначно определяет разделение территорий по опасности проживания и ведения хозяйства на ней. Ведь известно, что на территориях с равной плотностью загрязнения в связи с различными свойствами почв, миграцией радионуклидов, особенностями поведения и работы населения дозы, получаемые людьми, могут сильно различаться. С этой точки зрения плотности загрязнения местности могут использоваться при классификации только как вспомогательный фактор. И это должно быть записано в законе.

И еще один вопрос, вытекающий из принятых или готовящихся законов о Чернобыле. Это – частота, точность и объем необходимых измерений. Несмотря на огромный объем проводящихся измерений, он еще более возрастет, особенно при введении нижних, часто научно необоснованных пределов измерений.

Например, понижение значений, необходимых для измерения плотности загрязнения местности плутонием до 0,005 Ки/кв.км (Закон УССР «О правовом режиме территории…», статья 2, п.3), связывается в законе, в частности, со свойствами почв, способствующими высокой миграции радионуклидов (в данном случае плутония) в растения; что необоснованно, т.к. плутоний имеет крайне низкую способность миграции в растения, а его критический путь попадания в человеческий организм – через органы дыхания (с аэрозольными частицами), именно такое поступление и нормируется. Отмечу, что с течением времени частицы плутония прочнее связываются с почвой и опасность их ветрового подъема уменьшается. Так, в 1990 г. в 30-километровой зоне – в г.Припять наблюдались концентрации плутония-239,-240 в воздухе 7.3.10-19 Ки/л, в г.Чернобыль – 2.2.10-19 Ки/л (при допустимом значении ДКб = 3.10-17 Ки/л).

Другим примером является выбор минимального значения плотности загрязнения почвы стронцием-90 в 0.02 Ки/кв.км для определения зоны усиленного радиоэкологического контроля – величины, которая является ниже глобального загрязнения территории стронцием-90 от испытательных ядерных взрывов в атмосфере в 60-х годах (эти значения без «чернобыльского» загрязнения составляют у нас в стране в настоящее время 0.03-0.035 Ки/кв.км), и при таком подходе вся территория УССР (а может быть, и СССР?) подпадает под зону усиленного радиоэкологического контроля независимо от чернобыльской аварии.

Недостаточно обоснован и ряд других цифр.

Все это повлечет огромное количество ненужных измерений, затрату сил и средств, которые можно направить на действительно необходимые дела.

По-видимому, в соответствии с новым законодательством основная нагрузка по измерениям ляжет на республики (в том числе и утверждение и экспертиза полученной информации), и только координация общих по проблеме вопросов будет осуществляться из центра.

Мы также понимаем, что все, даже законы могут со временем улучшаться, и хотелось бы надеяться, что эти замечания в будущем будут учтены и тем более – при разработке и принятии союзного закона (во втором чтении) (ведь принято решение сблизить в этом вопросе союзное и республиканское законодательства).

Предоставление информации Госкомгидрометом СССР и республик республиканским, областным и районным властям налажено; как уже отмечалось, карты – результаты съемки плотности загрязнения местности радионуклидами за 1990 г. – опубликованы в республиканских и областных газетах, данные паспортизации подворий передаются потребителю на местах.

Конечно, несмотря на это, органы Госскомгидромета СССР (в республиках) получают много писем по вопросу о радиационной обстановке на территории населенных пунктов. В ответах даются подробные данные по плотности загрязнения почвы радионуклидами и разъяснение о правилах проживания на загрязнённых территориях.

Так, с началом еженедельного публикования информации о радиационном гамма-фоне в 52 населенных пунктах БССР в республиканских газетах много получено писем с просьбой включить в газеты информацию о фоновых значениях в других конкретных городах. В ответ на эти письма граждан в настоящее время еженедельно публикуется только в газетах информация о гамма-излучении в 73 населенных пунктах Белоруссии.

В крупных городах уровни радиации практически совпадают с фоновыми значениями: Киев, Минск, Славутич, Б.Церковь – до 0,015, Житомир – 0,013 мр/час.

Я уже говорил о доверии и интересе к нашей информации. Еще раз, как и в прошлых публикациях, повторю, что объемная и необходимая для принятий решений информация с первых дней после аварии предоставлялась Госкомгидрометом СССР и республик, всеми ведомствами, кто работал вместе с нами по измерениям и исследованию радиоактивного загрязнения природной среды, в правительственную комиссию, в союзные, республиканские, областные органы, многочисленные министерства и ведомства, после снятия грифа с информации она полностью публикуется в широкой научной и массовой печати (ряд материалов был опубликован и в 1986-1988 гг.).

К сожалению, не все уже проявляют интерес к результатам даже обобщенных исследований. Например, на запрос правительственной комиссии по ликвидации последствий чернобыльской аварии о распространении книги «Чернобыль: радиоактивное загрязнение природных сред», только что выпущенной «Гидрометеоиздатом» (в этой книге собраны все научные и многие оперативные данные за 4 года), УССР запросила 30 экземпляров этой книги, БССР – всего 20 (!).

И последнее – о прогнозах.

Очевидно, что загрязнение в зоне Чернобыльской АЭС будет стойким и длительным, ведь оно связано с долгоживущими радионуклидами. Так, в зоне «отчуждения» (30-километровой зоне) загрязнение определяется периодом полураспада плутония-239 (24 тыс. лет). И хотя в настоящее время частицы плутония прочнее связаны с почвой, меньше вероятность их ветрового подъема, все равно, пока люди не смогут физически снять слой почвы с плутонием и убрать его, эта зона останется зоной отчуждения. Что касается территорий, загрязненных стронцием-90 и цезием- 137, то, казалось бы, здесь ситуация определяется периодом полураспада этих радионуклидов (28-30 лет). Однако измерения указывают на то, что «эффективное» загрязнение местности, например, цезием (включая его доступность для растительности) за счет заглубления и связывания с почвой будет уменьшаться за счет распада и физико-химических и биологических механизмов вдвое по разным данным примерно за 7-10 лет или 10-15 лет (агромелиоративные и дезактивационные работы могут несколько ускорить этот процесс). Мощность дозы при той же плотности загрязнения цезием уменьшается за счет заглубления (миграции) цезия в глубь почвы (на 20-30 и более сантиметров).

Таким образом, измерения указывают на стабилизацию радиационной обстановки в зоне поражения “чернобыльской» радиоактивностью, даже на некоторое уменьшение воздействия радионуклидов на человека и живые организмы, но не на благополучие этой обстановки.

Очевидно, нужно быть готовым и к весьма длительной борьбе – в течение десятков лет – за безопасное хозяйствование и проживание в районах существенного поражения «чернобыльской» радиацией (за пределами зоны отчуждения).

Правда, 1991 г., 26.04, № 100 (26548).

[1] Тобто агітація АН Білорусії зробила-таки свій вплив. Українська академія наук нічим таким похвалитись не може.