Початкова сторінка

МИСЛЕНЕ ДРЕВО

Ми робимо Україну – українською!

?

19. Лист голови ВПЦР М. Н. Мороза до патріарха Грузинської автокефальної Церкви Леоніда

9 вересня 1921 р. [датується за змістом документа. – ред.]

«Докласти Ц[ерковній] Раді 4/VIII [1921 р.]» [підпис М. Мороза]

«Мати на увазі 12/VIII [1921 р.]» [підпис М. Мороза]

Святейшему Леониду [1] Патриарху Грузинской Автокефальної Церкви

Ваше Святейшество!

Украинская Православная Автокефальная Церковь обращается в лице Вашего Святейшества к своей сестре по Христу Грузинской Православной Авиокефальной церкви с усердной просьбой оказать ей великую братскую услугу: божественною благодатью своего священства хиротонисать для нея епископов.

Тяжела была судьба Украинской Православной Церкви в прошлом. Зти горькую судьбу Украинской Церкви всем сердцем может почувствовать только родная сестра ея по своей тяжелой доле – Церковь Грузни, которая разделяла с нею всю неправду и неволю под московским самодержавцем и всю тягототу его. Было время, когда Украинская Православная Церковь была фактическя автокефальною, имела своего голову – митрополита Киевского и всея Руси-Украины, когда Москвы еще не существовало. До Московских стран и до самой Москвы православная вера дошла непосредственно из Киева и потому церковь Московская есть дочь церкви Киевской.

Но когда дочь – Московская церковь правдами и неправдами московских царей-самодержцев, приобрела большую физическую силу (ибо моральною и научною силою она никогда не отличалась), она насильно подчиннла себе свою родную матерь – церковь Киевскую, да еще с помощью светской власти [2].

Это была такая неправда и такое коренное нарушение и церковных канонов (см. пр. 8-е III-го Вселенского Собора [3], пр. 30 Апост[ольское] [4] и др.) и христианской морали, какое на протяжении всей истории православной церкви случилось еще только один раз и опять со стороны церкви Российской – это уничтожеиие автокефалии и насильное подчинение себе церкви Грузинской, еще более древней, чем церковь Украинская [5].

Росийская самодержавная власть, которая все время так гордилась своим благочестием, оставила православие только на своем знамени, а на самом деле не считалась ни с каким благочестием, ни с какими канонами, ни даже с христианскою моралью, а только с своею ненасытностью и несла национальную и церковную смерть тем народам, какие имели несчастье подпасть под ея самодержавную опеку, как прекрасно изобразил это наш национальный гений позт Шевченко в своей позме «Кавказ» [6].

Великая революция 1917 года уничтожила Московское самодержавне, освободила из-под него народы, но осталась Московская церковная власть, такая же жадная, как и бывшая царская, а только прикрывшись патриаршеством ищет нових способов для закреплення под своей духовною властью православных народов, освободившихся из-под власти царской.

Православная Церковь Грузин весьма счастлива тем, что в этот исторический момент Российской революции в лице Вашего Святейшества и Вашего предшественника покойного патриарха Кириона [7] имела епископов – великих борцов за свою автокефальность, и благодаря этому уже совсем сбросила с себя иго подчиненности Московскому патриарху и вполне восстановила свою автокефалию со своим епископатом во главе.

В Украинской же Церкви борьба за свое освобождение проходит далеко труднее и сейчас достигла наибольшего напряжения. Речь в том, что за время долгаго (250 лет) подчинению Московскому самодержавию епископат на Украине создавался целиком пропитанний московско-царскою идеологиею, в такой же идеологии долго воспитывалось и духовенство и вообще интеллигенция Украины, и потому не только все епископы Украины в момент революции остались приверженцами старого царского режима, но и на всех главных церковно-гражданских местах были и остаются противники автокефалии Украинской Церкви, и борьба с ними для ослабленной долгою неволею Украинской церкви очень трудна.

Церковно-освободительное движенне на Украине возникло еще в начале революции, когда представители народа на епархиальных съездах виразили желание возродить автокефальную Украинскую церковь и для этой цели созвать Всеукраинский Церковный Собор. Собор этот был созван в 1918 году но, во-первих, все епископы Украины единодушно стали за подчинение Украинской церкви Московскому патриарху, а во-вторых подошли неблагоприятные для освобождения Украинской Церкви политические события, и Собор этот был обращен в способ церковной санкции старой подневольной церковной жизни на Украине.

Но православний народ Украины этого Собора, руководимого врагами Украинской Церкви, не признал за настоящий Украинский Собор, и его постановления церковью Украины не приняты, а в последнее время с ним не считается и епископат. Собор этот дал украинскому народу только один опыт, что борьбу за освобождение Украинской Церкви и ее автокефалию нужно начинать не сверху – не с Всеукраинского Собора. а снизу – с организации украинских приходов (парахвій).

И вот весной 1919 гола в Киеве и его окрестностях начали засновываться (!) украинские приходы, отдельние от российских, а закон про отделение церкви от государства создал очень благоприятные условия для безпрепятственного открытия этих приходов [8]. Украинские приходы составили из себя Союз приходов, каковой из своих представителей создал свой высший орган управления – Всеукраннскую Православную Церковную Раду для организации украинских приходов по всей Украине. В основу устава украинских приходов положено стремление к автокефалии украинской церкви, к соборноправности и употреблению родного языка в богослужении.

Местный Киевский Епископат отнесся к учреждению украинских приходов и деятельпости Всеукраинской Церковной Рады крайне враждебно, протестовал против предоставления светской властью украинским приходам церквей, несмотря на просьбы ни разу никто из епископов не служил в украинских церквах и с благословения епископов велась враждебная украинской церкви агитация среди населення. Когда же осенью 1919 года Киев захватили остатки российской армии – деникинцы, епископы показали вполне свое лицо – все церкви от украинцев были отобраны и все украинские священники были запрещены в богослужении. Когда деникинцы были изгнаны из Украины, и с ними бежали все правящие епископы, оставив в епархиях только своих викариев, церкви украинцам били возвращены, с украинских священников запрещение было снято, но когда весною 1920 года пронеслась весть про наступленне на Киев монархической армии Врангеля и поляков, священники украинских приходов опять были запрещены в богослужении.

Так целый год Всеукраинская Церковная Рада все средства употребляла для соглашения с местными епископами и в ответ получала только упреки, угрозы и, наконец, запрещением богослужения священникам [сделала] попытку вовсе потушигь украинское церковно-освободительное движение. Тогда Всеукраинская Церковная Рада на пленарном заседании своем 5 мая 1920 г. поставила ребром вопрос про дальнейшее отношение свое к местному царскоу епископату и решила, что под управлением своих врагов Украинская церко составившаяся из украинских приходов, больше оставаться не может и провозгласила украинскую церковь автокефальною, кневских епископов, противников автокефалии, отколовшимися от украинской церкви, и потому объявила автокефальную украинскую церковь вдовствующей, а своим священникам предложила не обращать внимания ни на какие запрещения российских епископов, клевретов Московского патриарха, прервать с ними сношения, и продолжать исполнение своих пастырских обязанностей. Об этом событии Всеукраинская Церковная Рада оповестила весь украинский православный народ своим первым посланием (послание при этом прилагается) [текст відсутній].

Оставшись без епископов Всеукраинская Церковная Рада стала принимать меры к тому, чтобы создать для своей церкви свой епископат: и тогда уже глаза и надежды украинской церкви обращены были к единоверной братской Грузинской церкви, тем более, что и в Киеве сделалось известным истинное архипастырское отношение архипастырей Грузин к украинской церкви в пределах Грузинского патриархата, но крайне тяжелые условня современной жизни долго не давали возможности иметь сношення с Грузией. Поэтому Всеукраинская Церковная Рада все это время принимала все меры к приисканию себе епископов из тех, что живут в пределах России и Украины.

Она вела переговоры со всеми епископами-украинцами но безрезультатно. Правда, два из них откликнулись более сочувственно на ее обращения: Парфений, управляющий Полтавской епархией, на обращенной к нему записке Церковной Рады написал даже весьма определенную резолюцию (резолюция прилагается) [текст відсутній], а епископ Антонин (живущий в Москве) частним письмом уведомил Раду о своей готовности послужить возрождению Украинской Церкви.

Но дальше добрых пожеланий Украинской Церкви они не пошли, и когда Киевский Епархиальный Собор, созванный Всеукраинской Радой 22 – 26 мая сего года, избрал архиепископа Парфения митрополитом Киевским, а епископа Антонина его заместителем, и тот и другой от принятия этого избрания уклонились, ссылаясь на старость и болезнь. Из всех этих сношений Рада вивела только тот горький опыт, что среди местных епископов нет истинных борцов за автокефалию и освобождение украинской церкви, и она до сих пор остается вдовствующей.

Для обеспечения себя епископатом Киевский Епархиальный Собор избрал из видных своих деятелей несколько кандидатов в епископы и поручил Всеукраинской Церковной Раде принять меры к их хиротонии, но они еще не высвячены, ибо от российских епископов, кроме запрещения и отлучения, они ничего не могут ожидать, и Украинская церковь до сих пор остается без епископов.

А между тем, церковное освободительное движение на Украине приняло огромные размеры: украинские приходы открылись уже во всех значительных городах Украины, из городов движение пошло на села и среди селян вызвало сильный интерес, сотни сельских приходов уже присоединились к союзу Украинских приходов и признали Всеукраинскую церковную Раду, и тысячи приходов находятся на пути к присоединению. Из Киевской епархии движение перебросилось на все епархии Украины и приняло действительно всеукраинский характер.

С другой стороны, и епископы – клевреты Московского патриарха на Украине стали организовываться на борьбу с этим движением: в феврале этого года из них был учрежден патриархом «Синод епископов Украины», который лишил сана всех украинских священников, а Всеукраинскою Церковную Раду и всех, кто с нею в единении, отлучил от церковного общения. Этот «Синод» патриарха Московского на Украине поставляет епископов-россиян почти на каждый уезд. Епископы – патриаршие клевреты, ездят по селам, и пользуясь своим саном, и приниженным ими сельским духовенством ведут сильную агитацию против украинскаго церковного движения, устраивают торжественные службы, сьезды духовенства и темного селянства.

Народ украинский видит неправду в агитации патриарших клевретов и с своей стороны собирается на Волосные, Уездные Церковные Съезды, выносит постановления об уничтожении старых враждебных украинской церкви церковных учреждений – епархиальных и приходских советов, благочиннических миссионерских округов и др„ а взамен их учреждает приходския, волосныя, уездныя и губернския Рады.

Борьба между наличным епископатом Украины, упорно отстаивающим свое подчинение Московскому патриарху, и украинским народом, стремящнмся к автокефалии, приняла упорный и всеукраинский характер. Но в этой борьбе Украинская церковь не имеет главной церковной силы, какою так злоупотребляет епископат противоукраинский, не имеет своего епископа, и потому в этой неравной борьбе изнемогает. Необходима братская сочувствующая рука единоверной автокефальной церкви, которая бы поддержала украинскую церковь в эту трудную минуту и уравняла б средства борьбы. 1 – 14 октября сего года Всеукраинской Церковной Радой созывается Всеукраинский Церковный Собор, и участие в этом Соборе своих украинских епископов, борцов за автокефалию и освобождение украинской церкви крайне необходимо.

Скорбная история Украинской православной церкви знает уже один случай в своей жизни, когда почти все епископы Украины после Брестскаго Собора 1596 года отошли к унии с Римом, и Украинская православная церковь целых десять лет страдала без епископа, пока не послал Господь на Украину патриарха Иерусалимского Феофана, который, согласно ходатайства украинского народа рукоположил в Киеве митрополита и 5 епископов для Украинской Церкви в 1620 году. Эта история с Украинской церковью теперь повторяется: все наличные епископы Украинской церкви отошли до подчинения Московскому патриарху. Украинская автокефальная православная церковь осталась без епископа и ожидает братской помощи от первосвятителя единоверпой автокефальной церкви, который оказал бы ей ту великую услугу, котору некогда оказал ей незабвенный патриарх Иерусалимский Феофан.

Ваше Святейшество! Очи и вся надежда Украинской автокефальной церкви обращается теперь к Вам, к братской и по вере, и по тяжкой доле Грузинской автокефальной Церкви. Восполните своєю апостольскою благодатью оскудение сей благодати у Вашей сестры и низведите божественную благодать епископства на избранных автокефальною Киевскою церковью вполне достойних епископского сана священнослужителей. Эта братская услуга со стороны Грузинской церкви послужит наилучшим залогом для тесной братской любви и взаимопомощи двух братских свободных автокефальных Церквей – Грузинской и Украинской, обьединению которых препятствовала до сих пор тяжкая неволя.

Изложивши в главных чергах тяжелые обстоятельства борьбы за автокефалию украинской церкви, Всеукраинская Православная Церковная Рада считает за великую честь через своих уполномоченных протоиерея Стефана Орлика и священника Павла Погорилка представить приветствие Киевского Епархиального Собора Вашему Святейшеству и возглавляемой Вами Церкви (приветствие прилагается) [текст відсутній].

Уполномоченные протоиерей Стефан Орлик и священник Павел Поторилко являются к Вам вместе с тем и кандидатами в украинские епископы, избранные на Киевском Епархиальном Соборе. Всеукраинская Православная Церковная Рада на основании постановления Киевского Епархиального Собора усерднейше просит Ваше Святейшество об их хиротонии. Документы их и относящиеся к этому делу постановления Киевского Собора при сем прилагаются [текст відсутній].

Голова Всеукраинской Православной Церковной Рады [М. Мороз] (підпис)

[протоиерей В. Липкивский] (підпис)

[Г. Вовкушевский] (підпис)

члены:

[протоиерей Н. Шараивский] (підпис)

[В. Чеховский] (підпис)

Секретарь [Ив. Тарасенко] (підпис)

9 сентября 1921 г. Город Киев № 4042

Ф. 3984. – Оп. 1. – Спр. 24. – Арк. 1 – 4. Машинопис, незначні правки чорнилом [9].


Примітки

1. Леонід (Лонгін Окропирідзе, рік народж. невідомий – 1921) – католікос Грузинської Автокефальної Церкви. Народився в Тифліській губернії. У 1887 р. прийняв чернечий постриг. Після закінчення Київської Духовної Академії 1888 р. працював інспектором училищ “Товариства відновлення православного християнства на Кавказі”. З 1892 р. був настоятелем Зедазнійськогомонастиря. У 1893 р. – настоятель Хірського Стефанівського монастиря, член Грузинсько-Імеретинської синодальної контори. У 1898 р. – єпископ Горійський, з 1900 р. – Імеретинський. У 1908 – 1913 роках посідав Гурійсько-Мінгрельську кафедру. Після вбивства католікоса Киріона II заступив його у 1919 р. – до грудня 1921 р. Помер за загадкових обставин.

2. Мається на увазі акт 1686 р.

3. 8-е правило III Вселенського Собору:

“Єпископ Регіній… і єпископи Кіпрської області Зенон і Євагрій доповіли нам справу, яка відбувається всупереч ухвалам церковним і правилам св. апостолів… стародавнього заводу не було до того, то з якої речі єпископ м. Антіохії настановлював єпископів на Кіпрі… Отож зверхники у св. церквах Кіпру хай мають свободу без обмежень і без утисків… і згідно з стародавнім звичаєм, самі висвячують собі… єпископів. Того самого повинні дотримуватись і в інших областях…”

4. 30-е апостольське правило:

“Якщо якийсь пресвитер, зневажаючи свого єпископа, окремо скликатиме збори, і новий вівтар поставить, не викривши перед судом, що той єпископ щось зробив проти благочестя і правил, то хай буде видалений, як властолюбець, бо він викрадач влади”.

5. Перші відомості про проповідь християнської віри належать до першої полові IV ст., коли полонянка Ніна з Каппадокії схилила до своєї віри царя Міріяна з родиною. На прохання охрещених візантійський імператор Константин І Великий вислав духовенство з єпископом Іоанном на чолі. Це і започаткувало християнську Церкву в Іверії.

6. Поему “Кавказ” написано Т.Г. Шевченком 18 листопада 1845 р. у м. Переяславі, присвячено Якову де Бальмену.

7. Киріон (Георгій Іеронімович Садзагелов, 1854 – 1919) – католікос Грузинської Автокефальної Церкви, церковний історик. Закінчив Тифліську семінарію. У 1876 р. всгупив до Київської Духовної Академії, де займався церковною історією Грузії, кандидат богослов’я (1880). У 1902 р. – єпископ Балтський, вікарій Подільської єпархії, з 1907 р. – єпископ Ковельський. З 1908 р. перебував на покої в Курязькому монастирі, потім – в Санаксарському. На соборі новопроголошеної Автокефальної Грузинської Церкви в 1917 р. першим католикосом було обрано Георгія Садзагелова, який взяв ім’я Киріон II (Киріон І – католикос грузинський, домігся незалежності своєї церкви від Вірменської у 596 р.). Вбитий за таємничих обставин у 1919 р.

8. Повна назва документа: “Декрет про свободу совісті, церковні та релігійні товариства”. Відомий як “Закон про відокремлення церкви від держави та школи від церкви” від 23 січня 1918 р. В Україні набув чинності з 22 січня 1919 р.

9. Зберігся також автограф листа, написаний В. Липківським, і його копія українською мовою. Ф. 3984. – Оп. 1. – Спр. 53. – Арк. 19 – 24, 3 – 6.

Подається за виданням: Перший всеукраїнський православний церковний собор УАПЦ. – Київ-Львів, 1999 р., с. .


Примітки

Подається за виданням: Перший всеукраїнський православний церковний собор УАПЦ. – Київ-Львів, 1999 р., с. 508 – 514.