Початкова сторінка

МИСЛЕНЕ ДРЕВО

Ми робимо Україну – українською!

?

Под панцирем из металла и бетона

С.Прокопчук, А.Саваян. (Спец.корр.«Труда»). Киев – Припять

Чернобыльская АЭС: эхо события

В ближайшее время завершатся работы по захоронению четвёртого, аварийного блока и энергопуску первого реактора

Громада металла, на минуту зависнув на головокружительной высоте, плавно опускается на аварийный блок АЭС. Заполняются последние метры пустот перекрытия «саркофага». Поистине ювелирной точностью и хладнокровием надо обладать машинисту крана-исполина, чтобы мягко уложить на 60-метровой отметке многотонные конструкции, которым предстоит навечно заковать вырвавшийся из повиновения атом! Но именно таким мастерам своего дела, как машинист Валерий Иванякин, бригадиры Александр Родионов и Степан Зуев, инженеры Никифор Страшевский и Владимир Блохин из строительного управления № 605, устраняющего последствия аварии в самом пекле особой зоны, доверено выполнить эту задачу.

На лице высокого, подтянутого Виктора Хапренко – тень усталости. В особой зоне он уже два месяца. О чем же сейчас думает заместитель начальника стройуправления, которое оказалось на этой трудной передовой?

– Спасибо нашим мужественным людям. За их самоотверженность и великую верность долгу…

Такое же чувство торжества победы на «четвертом» и благодарности ее творцам владело нами, когда мы стояли у металлической стены, которая отделяет теперь третий блок от аварийного, защищая людей от радиации, когда провожали взглядом вереницу «КрАЗов», везущих груды металлолома, которому уготована судьба быть тоже захороненным в «саркофаге». И это, не забудем, лишь малое дополнение к тем более чем 250 тысячам кубометров бетона и тысячам тонн металлопроката, что замуровали аварийный реактор.

Б эти спрессованные пять месяцев поединка с невидимым и неосязаемым врагом родился опыт, который имеет немалую цену. Прежде всего – наше открывшееся умение без лишних бумаг и многословия решать сложнейшие организационные и технические задачи. Можно привести сотни примеров того, как один-два телефонных звонка заменяли переговоры, длящиеся в обычных, не экстремальных условиях слишком долго. Ликвидация последствий аварии дала пример дисциплины и исполнительности людей, оперативной концентрации сил и материально-технических средств всех братских республик, умелого маневрирования ими.

– Вот бы с такой же собранностью работать всегда, – слышали мы от собеседников в Чернобыле, Припяти, Киеве, везде, где в последнее время довелось побывать.

…В корпусе и вокруг третьего блока, как и рядом с четвертым, продолжается мужественная, тяжелая работа. Дезактивируют помещения и оборудование, завершают бетонированную защиту. Там, где в майские дни из-за опасной радиации приходилось передвигаться лишь бегом, обстановка более или менее нормализовалась, хотя и по сей день не терпит беспечности. Многие из тех, с кем мы встречались здесь, решили остаться на АЭС, пока последствия аварии не будут полностью ликвидированы.

– Как можно оставить станцию, не увидев финал своей работы? – говорили нам оператор бетононасоса молдаванин Юрий Цыганув, главный инженер участка Геннадий Иванов с Ленинградской АЭС.

– Мы гордимся, что нам выпало продолжить дело своих товарищей, – добавил бетонщик Амаяк Шахбазян из треста «Ереванстрой». – Вахту мы приняли от бригады Сергея Цаканяна, которая отлично работала: они, как эстафету, передали нам атмосферу взаимовыручки, профессионализма и крепкой рабочей дружбы.

Станция постепенно возвращается в строй действующих. Полным ходом идет сборка контрфорсной стенки – сложнейшей многосекционной металлоконструкции, которая послужит дополнительным защитным экраном с одной из сторон захороняемого реактора. Эти, а также другие меры по созданию безопасных условий для эксплуатации остальных трех энергетических блоков позволят коллективу АЭС быстрее вывести на рабочие режимы и второй реактор.

– Через несколько недель, – сообщил нам заместитель начальника стройуправления В.Хапренко, – мы полностью сможем передать эксплуатационникам третий блок, где они тоже развернут подготовку к пуску.

Много сделано в Киевской области для обеспечения жильем эвакуированных из Припяти и Чернобыльского района. За неполных два последних месяца возведено 53 новых поселка – около восьми тысяч домов усадебного типа. В порядке компенсации, в том числе за жилье и имущество, оставленные в ныне закрытой зоне, людям выплачено из различных источников уже свыше 250 миллионов рублей.

– И это без учета единовременной помощи, оказанной профсоюзами и Красным Крестом, – уточняет Иван Плющ, председатель Киевского облисполкома. – То есть каждая семья из Чернобыльского и других районов эвакуации получила, кроме новой крыши над головой, от 12 до 15 тысяч рублей.

Особой заботой, как уже писалось в газетах, окружило государство и припятцев – жителей города энергетиков, тех, кто работал и работает непосредственно на атомной станции. Для семей эксплуатационников в Киеве и Чернигове выделено более восьми тысяч квартир. Большинство их заселено.

А недавно принято решение о возведении на берегу Днепра, в районе села Неданчичи Черниговской области, нового города энергетиков на 30 тысяч человек. Он должен быть сооружен за два года. Там прекрасное место, неподалеку железная дорога, по которой за 30-40 минут можно будет добраться на работу. Но все эти шаги, конечно, ни в коей мере не снимают с повестки дня те социально-бытовые и кадровые вопросы, которые Минэнерго СССР, советские, хозяйственные и профсоюзные органы Украины обязаны незамедлительно решать там, где продолжается самоотверженная борьба с последствиями аварии, где тысячи людей делают все для того, чтобы как можно быстрее страна получила электроэнергию.

Труд, 1986 г., 28.09, № 226 (19973).