Початкова сторінка

МИСЛЕНЕ ДРЕВО

Ми робимо Україну – українською!

?

Трагедия “Чэлленджера”: расследования завершены, сомнения остаются

Полковник М.Ребров.

[А у самих що робиться]

Журнал «Тайм» назвал минувший год роковым для американской космонавтики. Трагедия «Чэлленджера», в результате которой погибли семь человек и два спутника. Неудачный пуск с авиабазы Вандеберг (штат Калифорния) двух ракет «Титан», которые несли военные спутники-шпионы. Взрыв ракеты «Дельта» с метеорологическим спутником на мысе Канаверал… Заканчивался этот перечень вопросом: «Кто же виноват: техника или политика?»

Сегодня можно восстановить весь ход событий январской трагедии 1986 года на протяжении 74 роковых секунд.

Сохранилась запись переговоров экипажа с Землей. Они начались приблизительно в 8 часов 36 минут утра, когда семеро астронавтов заняли пилотские кресла в кабине «Чэлленджера», и закончились за две минуты до старта корабля, в 11 часов 38 минут.

…Прошли заключительные команды. «Чэлленджер» ещё находится на стартовом сооружении. Через полсекунды после включения твердотопливных ускорителей (ТТУ) между внешним топливным баком и нижним стыком правого ТТУ появилось облачко чёрного дыма. Этот черный дым и был сигналом того, что горят материалы гермосистемы. Но на это не обратили внимания.

Корабль начал набирать высоту. Через 59 секунд, пройдя «зону возмущений» и испытав максимальные динамические нагрузки, «Чэлленджер» развил большую скорость. В этот момент у нижнего стыка появилась вторая яркая белая вспышка. Струи пламени попали в зону крепления нижней части ТТУ с внешним топливным баком.

Короткие 13 секунд, и крепление не выдерживает. Поврежден и сам топливный бак. Огромная ракета-ускоритель на скорости 3000 км/час начала разворачиваться вокруг единственно оставшегося переднего крепления. Через доли секунды следует удар головной части ТТУ о центральный резервуар. И тут же хвостовая юбка бьет по правому крылу орбитального летательного аппарата. Пламя прожигает обшивку челночного корабля. Топливный бак поврежден. Кислород смешивается с водородом и происходит неизбежное – взрыв. Электронные хронометры фиксируют точное время длительности этой трагедии: 73.226 сек.

Последняя информация с «Чэлленджера» поступила на 308 тысячных долей секунды позже. Однако это не помешало комментатору НАСА, ведущему стартовый репортаж, невозмутимо продолжать:

– Одна минута пятнадцать секунд… Одна минута двадцать пять секунд… Скорость 884 метра в секунду (3182 км/час). Высота 16.6 километра…

А в это время с контрольных экранов без всякого предупреждения была изъята вся оперативная информация. Взлетом «челночных кораблей» управляет ЭВМ. Командир корабля, что бы ни случилось, полностью лишен возможности вмешаться в ход процесса. После включения ТТУ выключить их уже невозможно. Экипаж привязан к ускорителям на все время их работы. Если полет проходит по штатной схеме, через 130 секунд ТТУ сбрасываются, если режим нарушен, то…

В США существует правило, по которому руководители НАСА даже в случае крупной катастрофы должны встретиться с представителями прессы не позднее, чем через 20 минут. На этот раз разъяснений пришлось ждать более 7 часов. Но и тогда Джесси Мур, тот самый, кто отдал приказ о запуске, заявил журналистам, что не располагает ни малейшей информацией [1].

Теперь, когда приподнята завеса тайны над глубинными причинами трагедии «Чэлленджера», ее последствия предстают во всей их неумолимой жестокости. Происшедшее не было вызвано какой-то непредвиденной неполадкой или роковой случайностью. Оно стало неизбежным логическим следствием излишней амбициозности всей этой космической программы, основанной на спешке, недоработке, игнорировании вопросов безопасности.

Утром в день старта представитель фирмы «Рокуэлл» Роберт Глейшер заявил Арнольду Олдрину, одному из руководителей НАСА, что его корпорация «снимает с себя ответственность за безопасность полета». Но это никого не обеспокоило. Старт не отменяли, и участники 55-го пилотируемого полета США ушли навстречу своей судьбе.

В атмосфере безысходности, превалирующей в американской пилотируемой программе, подчеркивает «Сьянс э ви», официальные лица начинают говорить о дурном глазе, потусторонних силах и даже о диверсиях. С точки же зрения помощника директора по космическим исследованиям Федерации американских ученых Джорджа Пайка, все, что произошло, связано с проблемой контроля качества. «Мы нуждаемся в том, – заявил Пайк, – чтобы конгресс провел разбирательство. Следует искать не отпечатки пальцев какой-то нечистой силы, а просто пересмотреть собственные действия».

В то время как гражданские лица озабочены тем, что сокращается число сотрудников, отвечающих за контроль качества, и выражают беспокойство по поводу ущерба, нанесенного США, Пентагон встревожен иным. Прекращение полетов космических кораблей многоразового действия приведет к задержке в осуществлении программы «звездных войн». «Америка в нокауте, – писал «Нувель обсерватёр». – Горечь поражения тем более сильна, что США лишены теперь ракеты на несколько месяцев и, следовательно, начинают значительно ослабевать в военной и коммерческой областях».

Горячие дебаты по поводу риска, роковых случайностей, самоуспокоения, неоправданной спешки и т.п. поставили под сомнение способность США вести «космическую конкуренцию с Европой». Решение президента начать строительство нового челночного корабля вместо погибшего «Чэлленджера», казалось, положило конец обсуждениям ситуации [2]. Ведь были объявлены ассигнования на продолжение работ. Стоимость нового «челнока» оценивается в 2-3 млрд. долларов, а доработки существующих кораблей – 526 млн. долларов.

Однако, Пентагон тревожит тот факт, подчеркивает «Крисчен сайенс монитор», что, оправляясь после несчастного случая, НАСА проявляет признаки чрезмерной сдержанности: «Космос – это новый рубеж. Он, безусловно, связан с опасностями. В какой-то момент произойдет еще одна катастрофа «Шаттла». Но это не должно останавливать программу».

Стало быть, любой ценой, вопреки здравому смыслу [3].

Обозреватели отмечают, что Белый дом уж очень неопределенно высказался относительно того, кто и как оплатит новый корабль. Сенаторы и члены палаты представителей, занимающиеся вопросами космоса, заявили, что Рейган хочет сделать это за счет самого НАСА. Ход хитрый. Он приведет к сокращению финансовых поступлений Национальному управлению и откроет Пентагону возможность играть более важную роль в программе «Спейс Шаттл». Словом, это означает: когда «челноки» возобновят полеты, то половина их будет проводиться исключительно в военных целях.

Вслед за этим последовало назначение четырех представителей Пентагона на высшие посты в НАСА. «Потребности министерства обороны в отношении челночного корабля таковы, – отметил Уэйн Биддл, – что в предстоящие годы будет трудно разделить военные и гражданские программы».

Генерал-лейтенант Дж.Абрахамсон, руководитель программы «звездных войн» администрации Рейгана, давая показания в конгрессе, признал, что «Шаттл» широко используется для достижения целей СОИ [= стратегической оборонной инициативы]. «Сегодняшние и будущие наши потребности оправдывают создание пятого челночного корабля, и конгресс должен санкционировать эту акцию», – заявил генерал.

Шеф Пентагона Уайнбергер убеждал конгрессменов и сенаторов, что ограниченность числа кораблей многоразового действия делает их плохо приспособленными для решения «главной задачи». Что это за задача – Пентагон не скрывает.

В отношении программы «звездных войн» администрация США демонстрирует ту же спешку, то же стремление скрыть неудачи и раздуть успехи, то же безразличие к предостережениям трезвомыслящих политических деятелей и специалистов против милитаризации космоса. А они предупреждают о том, что весь этот авантюризм может обернуться глобальной катастрофой, по сравнению с которой трагедия «Чэлленджера» – лишь крупинка в песчаной буре.

Итак, расследование трагедии завершилось. Составлено «обстоятельное дело», включающее 250 страниц текста, схемы, фотографии. Комиссия изучила свыше 6 000 документов, опросила 160 человек, сделала обобщающие выводы. Вроде бы все ясно.

Недавно НАСА приняло решение захоронить обломки «Чэлленджера» в двух старых ракетных шахтах на мысе Канаверал, неподалеку от стартового комплекса. Решение Национального управления вызвало тревогу общественности: не отразится ли это на уточнении обстоятельств трагедии. Адвокат Рональд Крист, представляющий интересы семей двух погибших астронавтов, заметил, что к изучению обломков «Чэлленджера» не были допущены «независимые эксперты». «Преждевременное уничтожение вещественных доказательств, – указывает Р.Крист, – повлечет определенные осложнения». Но кое-кому это на руку. Отсюда и спешка. Слепотой компьютера стараются прикрыть лицемерие политиков, дабы форсировать работы по СОИ.

Вдова американского астронавта Р.Макнейра, погибшего при взрыве в небе над Флоридой, возбудила судебный иск против корпорации «Мортон тайокол», производящей твердотопливные ускорители. Она заявила в интервью газете «Хьюстон кроникл», что возмущена допущенным вопиющим пренебрежением нормами безопасности при подготовке космических кораблей к полету, ставшим одной из причин гибели экипажа.

Уже называются сроки новых полетов. Они, конечно же, будут. Штурм космоса не остановить. Но американские астронавты требуют извлечь урок из прошлого, установить все причины случившегося, прежде чем они еще раз «сядут на бомбу замедленного действия». Так назвал программу «Спейс Шаттл» бывший астронавт Уолтер Ширра.

Красная звезда, 1987 г., 27.01, № 21 (19208).

[1] От бачите – не тільки у нас інформація затримується. А на 30 хвилин чи на 60 років (про голод 1933 р.) – то вже не принципово.

[2] Ох уж мені ця демократична дрібнота! Подивились би краще на миролюбивий СРСР – там не розмінювались на якісь один чи два кораблі, а одразу заклали цілий флот з 20 (двадцяти!) кораблів типу «Буран». Це з'ясувалось в часи «пєрєстройкі»; напевно, вони і зараз догнивають десь під Москвою.

[3] Це тільки в СРСР добудова третьої черги ЧАЕС велася відповідно до здорового ґлузду.