Початкова сторінка

МИСЛЕНЕ ДРЕВО

Ми робимо Україну – українською!

?

Копія пропозицій Новоросійського і Бессарабського генерал-губернатора М.С. Воронцова 1833 року з вдосконалення вітчизняного мореплавства та залучення на флот вільних матросів

Отд. 1, Ст. 2 № 91318 генваря 1833, Одесса.

Его Сиятельству графу Е.Ф. Конкрину

Милостивый Государь, Граф Егор Францович!

Ваше Сиятельство во все время управления Министерством финансов обращали особенное внимание к распространению и усовершенствованию национального судоходства. Все меры были приняты к достижению успеха в сем важном предмете, и наконец последовало учреждение матросских цехов, в самом благом намерении доставить российским кораблям своих матросов. Между тем попечительное правительство устроило училище мореплавания для образования шкиперов и предположило учредить таковое же училище в Херсоне. Оно далее еще простерло свое решительное предприятие, воспретив иметь на русских кораблях все число иностранных матросов.

Но что же произошло из всех таковых общеполезных распоряжений. Я постараюсь, хотя кратко, изложить последствия, которые мы видели на опыте.

В матросские цехи записались только 60 человек и то в одной Одессе. Люди, записанные один раз в подушный оклад, боятся записываться еще в цех, ибо знают, что при сем случае, не обойдутся без поборов на содержание цеховой управы, и что вместо зависимости от одного мещанского общества, они будут зависеть еще и от цеха. Впрочем, чтобы поощрить кого либо к делу новому, существенные выгоды коего еще не испытаны и неопределительны, надобно давать какие либо права, облегчения и преимущества; но в положении матросских цехов ничего нет, чтобы могло особенно заохотить людей записываться в звание цеховых матросов.

Изучение мореходства чрезвычайно полезно; но надобно принять в уважение следующие обстоятельства: 1, Какое небольшое число людей может быть образовано в одном или двух училищах, в сравнении с самою потребностию в русских шкиперах и матросах; 2-е, Сколь мало есть охотников обучаться в отдалении от родины и в разлуке с своими семействам, и 3, Могут ли молодые люди, кончившие курс учения, быть принимаемы на купеческие суда прямо шкиперами по одним теорическим сведениям, без практической опытности.

В начале 1832 года таможенное начальство начало наблюдать, чтобы русские суда непременно имели положенную часть своих матросов; но от сего произошло следующее: матросов иностранных сажали на суда вместо пассажиров, а под видом матросов, только для выхода из порта нанимали русских каменьщиков и плотников. Из сего оказалось, что настоящих матросов у них нет и что помянутое решительное постановление, сколь оное ни полезно, не может быть приведено в действие без особенных мер, предварительно принятых.

Ваше Сиятельство изволите знать, что берега Днепра в Херсонской и Екатеринославской губерниях заселены людьми, имеющими не только склонность, но страсть к мореходству. Вода есть их стихия, и они с малолетства находятся на байдаках и лодках в безпрерывном занятии судоходством.

После сего доказательства, что в здешнем крае так много жителей, любящих занятие на воде, надобно спросить, где же сии тысячи матросов, и почему они чуждаются мореходства. Вся деятельность их ограничивается в каботажном судоходстве из одного нашего порта в другой, по причинам, о которых я ниже сего буду говорить.

1. Никто, состоящий на рекрутской очереди, не увольняется обществом на долговременную отлучку, а как большая часть семейств состоит на близкой, или хотя несколько отдаленной очереди, то дозволение сие дается весьма редко и немногим.

2-е. При получении плакатного паспорта на два или один год, желающий отлучиться должен заплатить всю недоимку, какую угодно будет обществу насчитать на него, а с тем вместе обезпечить платеж будущих податей на несколько лет, равно отбывание квартирной повинности и других личных земских обязанностей. Сии затруднения полагают совершенную преграду для людей неимущих, хозяин же зажиточный не пойдет искать счастия на море, оставив дома все свое состояние.

3. Русские матросы, в случае несогласия с шкипером или хозяином судна, или при неудовлетворении их вполне жалованьем, не находят в наших портах суда и расправы. Им предоставляют жаловаться присутственным местам, когда у них не только нет способов к начатию тяжбы, но без занятия нет и средств к пропитанию, тем более, что для выхода в город им нужно оставить службу и выдержать на свой счет карантинный термин.

и 4. Русские шкипера, взяв своих матросов, должны ответствовать за невозвращение их в наши порты. Сие обстоятельство крайне тягостно, ибо каким образом может отвечать шкипер за поступки своих матросов в иностранных землях. С другой стороны сколь мала потеря для целого Государства, есть ли несколько матросов и останется за границею.

Тщательные распросы и изыскания утвердили во мне следующую мысль, которая охраняя с одной стороны казенную выгоду, представлять с другой надежду на востановление у нас своих мореходцев. Я пониманию, что каждого матроса не нужно учить навигации и астрономии; надобно только, чтобы он, сверх той опытности, какую приобретает с малолетства на своих речных лодках и байдаках, узнал все то, что делается на большом корабле и привык к одинокой беззаботной жизни матроса. Руководствуясь сим разсуждением, весьма полезно было бы принять следующие меры:

1. Учредить на первый раз в двух городах, как то Алешках [9] и Никополе вообще матросские общества, так, что бы каждый тамошний мещанин принадлежал к цеху вольных матросов и непременно исполнял сию обязанность.

2. Таковых мещан освободить от податей, военного постоя, земских денежных и личных повинностей и от рекрутского набора.

[3. В замен того все молодые не женатые тамошние мещане от 15 до 20 лет должны поступить на службу в Черноморский флот, а из женатых и тех, кои имеют от 20 до 35 лет взять 10-го человека на ту же службу. В последствии из каждых 40 душ мужеского пола, один человек от 15 до 20 лет поступает всякий год также на службу в Черноморский флот. Все сии люди продолжают 5 лет учение мореходству и потом отпускаются обратно в прежнее сословие с патентом названия опытного вольного матроса. Люди сии должны быть употребляемы на службу на казенных судах, имеющих плавание всякий год и особенно зимою, что для них послужит лучшею школою] [10].

4. Все мальчики, принадлежащие к семействам вольных матросов, должны отныне по крайней мере два года обучаться грамоте, арифметике и закону Божию в народных или приходских училищах, кои на сей конец должны существовать в означенных городах.

5. Вольные матросы, получив один раз патент от морского начальства на свое звание, могут получать по таковому патенту заграничные паспорты от всех портовых начальств в Российской Империи, а также переменять сии паспорты во всех наших заграничных миссиях и консулатах; те же вольные матросы, кои еще не служили во флоте и не имеют патентов, должны получать без денежно заграничные паспорты от гражданских губернаторов тех губерний, к коим они принадлежат, с сроком не далее двух лет. Впрочем ежели кто либо пожелает для скорейшего получения паспорта, поступить на службу во флот без очереди, тот должен быть принимаем безпрепятственно на положенный 5 летний срок.

6-е. Не подвергать шкиперов ответственности за невозвращение в Россию всех взятых ими отсюда матросов, но вменять им только в обязанность, об отлучке матросов давать знать консулам нашим, если они находятся в тех портах, в коих отстанут от корабля матросы российско подданные.

и 7. В случае предъявления в каком либо нашем порте споров между шкипером и матросами, а также взаимных претензий их, портовое начальство учреждает тотчас третейский суд из чиновника от карантина, одного депутата от наличных шкиперов и одного по выбору матросов, для разбора и разрешения таковых споров и претензий. На решение сего суда можно только приносить частную жалобу генерал губернатору, но решение неотложно, по состоянию оного, приводится в исполнение.

Настоящее предположение мое, я препровождал предварительно на соображение г-на адмирала Грейга, дабы положительно знать, не встретятся ли какие либо препятствия по флотскому ведомству к исполнению предлагаемых мною мер.

Алексей Самойлович возвратив составленный мною проект, решительно одобрил оный и сообщил некоторые дополнения в разсуждении употребления вольных матросов на флоте. Соображаясь с сими дополнениями, я составил следующее правило:

1. Из вольных матросов составить отдельные роты или артели. Одна или две артели могли бы быть прикомандированы к каждому экипажу, под начальством особых офицеров.

2. Людей сих преимущественно употреблять на малых и транспортных судах, на коих служба более уподобляется купеческому судоходству.

и 3. В выдаваемых патентах объяснять, учился ли матрос и способен ли управлять рулем и бросать лот, или имеет только сведения для простого матроса необходимые. Таковое обстоятельство возбудит между ими соревнование во время нахождения их на флоте и в последствии более прилежным и усердным даст право на лучшее жалованье при найме на купеческие суда.

Предавая мнение мое на благоуважение Вашего Сиятельства, имею честь быть с истинным почтением и совершенною преданностию.

Вашего Сиятельства

покорнейший слуга

№ 913 18 генваря 1833, Одесса

ДАОО, ф. 1, оп. 191, спр. 29 (1833), арк. 13-19.


Примітки

9. У матеріалах справи, з якої залучено цей документ, зберігається також список вільних матросів містечка Олешки (59 осіб) від 21 грудня 1834 року. – Упорядники (далі – Уп.).

10. Цей абзац в копії документа перекреслено. – Уп.