Початкова сторінка

МИСЛЕНЕ ДРЕВО

Ми робимо Україну – українською!

?

Слухи с «черного хода»

Беседу вела Т.Гачос.

На фронтах идеологической борьбы

Так ли безобидны слухи, анекдоты, которые мы, не предполагая ничего плохого, порой передаем друг другу? На этот и другие вопросы нашего корреспондента отвечает кандидат исторических наук А.Б.Дубинин, заведующий кафедрой Московского государственного института международных отношений.

В: Однажды в автобусе услышала разговор двух женщин о том, что, мол, вот-вот будет повышен пенсионный возраст. К оживленной их беседе быстро присоединились и некоторые другие пассажиры… А мне на память пришли слова известного философа Монтеня, который еще в 16 веке пытался «нащупать» механизм распространения слухов: «Сначала личное заблуждение становится общим, а затем уже общее заблуждение становится личным. Вот и растет эта постройка, к которой каждый прикладывает руку…». Но так ли невинна эта «постройка»?

О: Волна слухов об увеличении пенсионного возраста поднималась последнее время четырежды [1]. И, как правило, либо накануне очередной сессии Верховного Совета СССР, либо перед внесением каких-нибудь изменений в пенсионное законодательство. Не обходится без них и сегодня. И хотя для подобных слухов нет оснований, они, к сожалению, вызывают у людей нервозность, неуверенность, а кое у кого даже и враждебность. А это как раз и является одной из частных целей наших идеологических противников, ведущих против мира социализма психологическую войну.

Вот какое определение дает американский исследователь Лайнбарджер «пропаганде посредством распространения слухов»: «Это планомерное использование слухов для воздействия на ум и чувства данной группы людей с определенной, имеющей общественное значение целью – военной, экономической или политической». И пусть никого не удивляет, что с вашего примера я перевел разговор к теме психологической войны. Повторяю: одна из целей ее организаторов на Западе – вызвать, в частности в нашей стране, настроения неуверенности в завтрашнем дне, ощущения беспокойства, нестабильности.

Вашингтонские специалисты по психологической войне подсчитали, что «вовремя» распущенные провокационные слухи экономического содержания могут привести к падению производительности труда на 22-25 процентов. Соответствуют ли эти выкладки действительности? Думаю, это зависит от нас самих. Там, где мы не будем проявлять должной гражданской, идейной бдительности, эти расчеты в той или иной степени могут оправдаться.

Разумеется, слухи – это лишь один из каналов так называемой «черной» пропаганды, к которой чаще всего прибегают организаторы психологической войны. Пропаганды, «упакованной» таким образом, чтобы создавалось впечатление, будто ее источник находится внутри той аудитории, на которую она ведется. В ход идут и анекдоты определенного содержания, и дезинформация через радиоэфир, и культивирование так называемых «оппозиционных» или «диссидентских» групп. Руководство психологическими операциями подобного толка сосредоточено в руках разведывательных ведомств Запада.

В: И все-таки, Анатолий Борисович, каким образом «черная» пропаганда связана с экономическим ущербом? Как сомнительная информация может его вызвать?

О: В последние годы мне не раз доводилось бывать в нашей Средней Азии. И я обратил там внимание на такую черту передач зарубежных «радиоголосов» на местное население. Откровенной антисоветчины в отличие от былых времен почти нет. Но «голоса» без устали, на все лады повторяют, что правоверные мусульмане обязаны неукоснительно соблюдать уразу – пост. Во время этого поста правоверный от утренней зари до вечернего заката не должен брать в рот ни крошки пищи, ни капли влаги. Представьте: на производстве человек обязан работать с полной отдачей. Он же, хочет того или нет, думает лишь о том, что поздним вечером сможет как следует поесть и утолить жажду. И наедается без меры. Хороший ли у него после этого будет сон? И какой он работник назавтра? И так изо дня в день немудреным способом человек на месяц выводится из строя как активный работник.

Другой пример. В начале 80-х годов четыре месяца подряд все подрывные «радиоголоса» буквально надрывались, извещая нас, что, дескать, такого-то числа в Эстонии состоится всеобщая забастовка. Это был, разумеется, чистейшей воды злонамеренный вымысел. Но расчет делался на эффект: а вдруг что-то за этим и последует… Наступил объявленный день, ничего похожего не произошло. «Голоса» объявили, что забастовка перенесена на другой срок…

Кто-то может сказать: такие выходки рассчитаны на простаков, и о каком тут эффекте может идти речь? Но, во-первых, разве уж так мало среди нас людей доверчивых? И, во-вторых, разве не они прежде всего, вняв «чужим голосам», дезинформируют и сбивают с толку, пусть и на время, своих близких, друзей, сослуживцев?

И потом, надо отметить: за последние десятилетия наши идейные противники многому научились. Прошли времена, когда их пропаганда велась примитивно. Мне памятна выставка США в Москве в Сокольниках 1959 года: нелепые тексты на витринах, еще более нелепые разъяснения гидов, скандальный вояж тогдашнего вице-президента Никсона на московский Центральный рынок и его попытка всучить колхознику из торговых рядов доллары… Все это ушло. Западные пропагандисты стали действовать тоньше, изощреннее, прицельнее.

В: И, видимо, кто-то направляет, координирует всю эту подрывную работу, кто-то «запускает» слухи первым?

О: В американском ЦРУ, например, существует специальное подразделение, сотрудники которого занимаются фабрикацией сплетен и слухов, отработкой механизма их распространения [2]. Такой механизм действует и среди аккредитованных в нашей стране буржуазных журналистов. Кое-кто из них в определенный день «дежурит» в местах массового скопления людей – в очередях, в общественном транспорте, улавливая информацию или тенденцию, пригодную для фабрикации слухов. Затем материал подвергается, так сказать, первичной антисоветской обработке и передается либо в вашингтонскую штаб-квартиру «Голоса Америки», либо в Мюнхен – на радио «Свобода», либо в другие соответствующие ведомства.

На психологическую войну на Западе работает и целая сеть антисоветских исследовательских центров, научных заведений, различных фондов, Один из таких центров находится под Парижем. Он специализируется на сочинении антисоветских анекдотов. Я не ханжа, знаю и люблю анекдоты веселые, остроумные, над которыми не грех посмеяться. Но в данном случае речь идет о продукции совершенно определенного рода. Именно из таких заведений к нам ползут все эти «Василии Ивановичи», «чукчи» или нынешние злопыхательские «хохмы» по поводу чернобыльской трагедии [3].

А печально известная антисоветская организация НТС (Народно-трудовой союз) и ее издательства «Грани», «Посев» выпускают целые сборники анекдотов «армянского радио».

Повторяю, я ни в коем случае не берусь утверждать, что все анекдоты и слухи – «оттуда». Однако то, что нацелено на подрыв нашего морального духа, нашей трудоспособности, дружбы народов СССР, имеет вполне определенный источник – подрывные центры империалистических разведслужб. А те, кто некритически относится к их продукции, становятся невольными и бесплатными распространителями враждебной информации.

И в этой связи хотелось бы подчеркнуть следующее. Не так страшно, что в нашей огромной стране находятся отдельные отщепенцы, которые под личиной «диссидентов» сознательно продаются идеологическому противнику, служат ему. Обиднее, хуже другое – что значительно больше находится людей политически наивных, с низкой политической культурой, бездумно воспринимающих идущую с Запада по разным каналам «черную» пропаганду, а затем столь же бездумно распространяющих заведомо ложную информацию и слухи подрывного свойства.

В: Как же бороться с этой лживой молвой?

О: Главное наше оружие в этой борьбе, разумеется, гласность [4]. Для ее развития у нас сегодня многое сделано и делается. Кроме того, думается, важно учить людей политической культуре. Делать это повседневно, не пренебрегая никакими мелочами. Во многих трудовых коллективу проводятся вечера вопросов и ответов, дни открытого письма. Традиционными стали политдни, «круглые столы» по злободневным вопросам. Такая работа ведется и в РСФСР, и на Украине, и в Белоруссии, Грузии, Эстонии, других республиках. Очень важно, чтобы на сплетни, слухи с «черного хода» оперативно реагировали не только наши средства массовой информации, но и в каждом трудовом коллективе. И тогда любой зловредный слух постигнет участь мыльного пузыря.

Правда Украины, 1986 г., 17.12, № 288 (13558).

[1] Звернемо увагу на те, що історик у цивільному веде підрахунок цих хвиль. Отже, мав рацію Віктор Суворов, коли в своєму романі «Выбор» змалював, як цілих чотири служби незалежно подають товаришу Сталіну відомості про чутки, поширювані в СРСР.

[2] Ну, ясно: відповідний совєтський відділ зветься «кафедрою» в МІМО.

[3] Наприклад, що гербом України є двоголовий хохол, або: «Українці була гарні люди, але вони вірили, що радіацію можна змити водою» (з енциклопедії 22 століття).

[4] Не арешти й судові переслідування, як можна було б подумати. Пєрєстройка!

Мій збірник документів є проявом тієї гласності, яку так необережно і безпотребно накликав на себе «фахівець» в діагоналевих галіфе. Я пропоную пану А.Б.Дубініну, якщо він ще не виїхав на постійне проживання до Америки, висловитись з приводу співвідношення чуток і дійсності на даному конкретному матеріалі.