Початкова сторінка

МИСЛЕНЕ ДРЕВО

Ми робимо Україну – українською!

?

АЭС: безопасность и человеческий фактор

Пресс-конференция в МИД СССР

Любая весть из Чернобыля не оставляет нас равнодушными, идет ли речь и возвращении жителей, эвакуированных из 30-километровой зоны [1], или пуске молчавших несколько месяцев первого и второго блоков станции, о награждении героев, проявивших самоотверженность в ликвидации последствий аварии, или о концерте, сборы от которого переданы в фонд Чернобыля.

Состоявшаяся 16 января в пресс-центре МИД СССР встреча с руководителями Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) была для советских и иностранных журналистов не только своеобразным актом отмены чрезвычайного положения, но и началом не менее важной работы мировой прессы по освещению совместных усилий государств в укреплении системы безопасности мировой атомной энергетики.

Генеральный директор МАГАТЭ X.Бликс сообщил, что, как и в первый приезд, состоявшийся восемь месяцев назад, делегации МАГАТЭ были показаны все объекты Чернобыльской АЭС. В первую очередь, заметил он, нас, конечно, интересовали вступившие в строй первый и второй блоки станции. Мы посетили их во время работы агрегатов на полном ходу и получили от главного инженера АЭС подробную информацию о всех изменениях, внесенных в технологию, а также в системы безопасности. Вывод, который я сделал вместе с коллегами – моим заместителем Л.Константиновым (СССР) и руководителем отдела ядерной безопасности МАГАТЭ М.Розеном (США), нас удовлетворил. Практически все наши предложения, все рекомендации МАГАТЭ относительно дополнительных мер безопасности энергетических реакторов полностью учтены.

Доктор М.Розен остановился на некоторых оценках технического и радиационного состояния сооружений Чернобыльской АЭС. По его мнению, третий блок станции, находящийся в непосредственной близости от аварийного блока, может быть пущен после завершения дезактивационных работ во второй половине текущего года. Мы находились, сказал он, в непосредственной близости от четвертого блока, заключенного в бетонный саркофаг, и констатировали, что выбросы радиоактивности здесь составляют всего три милликюри в день [2], что в десять раз меньше уровня, образуемого в результате нормальной эксплуатации АЭС.

Нам сообщили, сказал М.Розен, что принятые здесь дополнительные меры обеспечения безопасности приведут к некоторому повышению расходов на получение одного киловатт-часа электроэнергии и это вызвало у нас чувство удовлетворения, ибо речь идет о цене жизни, или, как у вас сейчас говорят, о человеческом факторе. В этой же связи, подчеркнул он, мы высоко оценили усилия советских инженеров, нацеленные на более строгие регламенты работ персонала атомной станции.

Затем были даны ответы на вопросы журналистов.

Представитель японского телевидения поинтересовался, существует ли возможность того, что в ближайшем будущем 30-километровая зона вокруг АЭС будет заселена.

Отвечая на этот вопрос, генеральный директор МАГАТЭ сообщил, что на Украине 24 поселка уже прошли дезактивацию и могут принять людей. Два поселка уже заселены. Продолжается дезактивация населенных пунктов в Белоруссии. Однако в рамках 10-километровой зоны не предусматривается пока быстрое возвращение жителей [3]. Что же касается обстановки за пределами 30-километровой зоны, то можно с уверенностью сказать, что уровень загрязнения в этом районе весьма низкий [4]. На АЭС и вокруг нее работа по дезактивации практически завершена.

Был задан вопрос об уровне загрязнения воды и земли как в рамках 30-километровой зоны, так и за ее пределами. Отвечая на него, X.Бликс подчеркнул, что здесь показатели весьма обнадеживают. Они гораздо ниже имеющихся лимитов. А еще важнее, заявил он, нам представляются те меры, которые были приняты для обеспечения того, чтобы весенние паводки не привели к увеличению уровня радиации. Для этого возведены многочисленные дамбы.

Журналисты интересовались системой безопасности на четвертом блоке. М.Розен заверил их, что она обеспечена на высоком уровне надежности.

Отвечая на вопрос корреспондента швейцарского радио о мерах, которые принимаются по охране здоровья населения, участники пресс-конференции сообщили, что медицинский контроль установлен над большим количеством людей. Он будет продолжаться и впредь. Обсуждается необходимость созвать международное совещание экспертов, чтобы разработать методологию медицинского контроля.

Международное сотрудничество на уровне МАГАТЭ, которое вступило по инициативе СССР в новый этап, заявил X.Бликс, принесло хорошие плоды. Государства-участники извлекли из аварии соответствующие уроки, проявили интерес к выработке режима безопасности на АЭС. Разработаны две международные конвенции, которые, кстати сказать, СССР одним из первых ратифицировал.

На вопрос, «Считаете ли вы реальным наше существование без ядерного оружия?», генеральный директор МАГАТЭ сказал:

– Хотя наша организация занимается мирным использованием атомной энергии, она накопила солидный опыт, который может пригодиться и для успеха переговоров в области разоружения. Я оптимист, и считаю, что сейчас важен каждый встречный шаг на пути к безъядерному веку. Чернобыль в каком-то смысле может быть здесь примером и нового мышления, и взаимного доверия, которое было нами так ярко продемонстрировано в последние месяцы в области безопасной эксплуатации атомной энергетики.

Участники яресс-конференции ответили на другие вопросы журналистов.

В этот же день X.Бликс отбыл из Москвы. (ТАСС)

Правда, 1987 г., 17.01, № 17 (25004).

[1] Звернемо увагу, що на той час збирались проводити реевакуацію населення.

[2] Ми вже знаємо, як вони були на ЧАЕС у травні і «не помітили» рівнів радіації у сотні Р/годину. Брехунам не можна вірити ні в чому.

[3] 10-кілометрова зона забруднена плутонієм, і жити там не можна буде ніколи. Але фахівці-професіонали говорили нам, що просто слід трохи перечекати. А потім ображаються, що їх називають брехунами і відмовляються їм вірити…

[4] Як потім з'ясувалося, він є неприпустимо високим у дуже багатьох місцях за межами 30-км зони, зокрема в Народицькому районі та Могильовській області.