Початкова сторінка

МИСЛЕНЕ ДРЕВО

Ми робимо Україну – українською!

?

Что показал взгляд сверху

Г.Алимов

Проведены специальные исследования территории, прилегающей к Чернобыльской АЭС

Специалисты объединения «Аэрогеология» Мингео СССР, Института атомной энергии им.И.В.Курчатова и Института физики Земли АН СССР провели совместное комплексное обследование 12 тысяч квадратных километров вокруг атомной электростанции. Закончился первый этап этих работ. Наш корреспондент встретился с главным геофизиком Московской опытно-методической космоаэрогеологической экспедиции объединения «Аэрогеология» доктором технических наук, лауреатом Государственной премии СССР Э.Я.Островским.

В: Эмиль Яковлевич, почему именно ваша организация привлечена к этим работам?

О: Мы располагаем наиболее современными аэрогаммаспектрометрическими комплексани. В обычное время они используются для поисков полезных ископаемых – золота, нефти, алмазов… Перед нами была поставлена задача провести съемку территории, отстоящей от АЭС на десятки километров. Цель – дать полную картину, сложившуюся на сегодня. До нас ситуацию изучали специалисты разных направлений. Естественно, у них были разные методики и масштабы оценки явления. Сейчас мы предприняли попытку посмотреть на ситуацию одним взглядом и выдать результаты по различным элементам, которые, вырвавшись в атмосферу после аварии, могли осесть на землю.

В: Как проводились исследования?

О: Данные собирали как с высоты, так и непосредственно на земле. Направления наших полетов на вертолете были увязаны с той метеорологической обстановкой, которая развивалась с 27 апреля, т.е. сразу после аварии. Таким образом, выявлялись районы, где теоретически могли выпасть «грязные» осадки. Такие участки, выявляемые в процессе аэросъемки, тут же брали на заметку. Затем по нашим следам отправлялись в полет сотрудники Института атомной энергии с дозиметрической аппаратурой на борту вертолета. Они определяли центры аномальных участков сначала с воздуха, потом садились и отбирали пробы так, чтобы не нарушить структуры грунта. Далее уже на полупроводниковых детекторах проводились высокоточные спектральные анализы: где и сколько содержится различных радионуклидов… Словом, мы давали относительное их распределение, а они – абсолютное их содержание.

В: Можно назвать точно площадь этих работ?

О: Квадрат 110 на 110 километров с центром в Припяти. Летали из Чернигова. Приборы настраивали над Киевским морем. Вода в нем, кстати, исключительно чистая [1]. Потом курс – «на площадку». Летали в направлении с юга на север и обратно на высоте 170 метров со скоростью 150 километров в час.

В: Сколько в общей сложности времени заняли исследования?

О: Начали их 5 июля, а 20 августа о результатах было доложено Правительственной комиссии.

В: И к каким же выводам вы пришли?

О: Установлено: радиационная обстановка в районе исследования улучшилась. Достаточно точно были выявлены и количественно оценены ареалы распространения радионуклидов.

Результаты наших работ позволят более эффективно прогнозировать дезактивационные, реэвакуационные и агротехнические мероприятия. Работа получила высокую оценку комиссии.

В: Исследования будут продолжены?

О: Да. В сентябре аэросъёмкой будет покрыто еще примерно 10 тысяч квадратных километров.

Известия, 1986 г., 3.09, № 246 (21688).

[1] Ще б пак! З висоти 170 метрів можна зафіксувати тільки гама-випромінювання, а яке може бути випромінювання від забрудненої води?

Див. також про цю роботу «Де чатують невидимки» під 21.10.1986 р.