Початкова сторінка

МИСЛЕНЕ ДРЕВО

Ми робимо Україну – українською!

?

Подводная вахта на АЭС

Юрий Новиков, спецкор «Вечернего Киева». Чернобыль – Киев.

Чернобыль сегодня: репортаж с места событий

Взоры многих людей прикованы сегодня к Чернобылю. С огромным интересом следят они за тем, как ведутся работы по ликвидации последствий аварии на атомной станции, как налаживается жизнь в тридцатикилометровой зоне.

Водолаз Юрій Новиков

Водолаз Юрій Новиков.

Работают на ЧАЭС и киевляне. Среди них – водолазы экспедиционного отряда подводно-техническкх работ ОСВОД УССР. Вместе с тружениками атомной станции они принимают активное участие в эксплуатации и техническом обслуживании гидротехнических сооружений АЭС, дающим воду первому и второму энергоблокам. Недавно на одной из вахт в составе водолазной станции работал на Чернобыльской атомной журналист «Вечернего Киева» Юрий Новиков, имеющий соответствующую водолазную квалификацию. Начинаем публиковать его репортажи.

…Общежитие, где на время вахты должны разместиться командированные на атомную электростанцию киевские водолазы, находилось в Чернобыле по улице Кирова. Наш водитель хорошо знал этот адрес и уверенно вел машину к месту назначения.

Людно сегодня в Чернобыле, в этом небольшом живописном городке, расположенном в тридцатикилометровой зоне. Сегодня его обживает многочисленная армия строителей, представителей многих предприятий и организаций страны, принимающих участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. В дни вахты к их услугам здесь столовые, кинотеатр, ателье бытовых услуг, почта, телеграф, и на днях открылся продовольственный магазин. Но об этом разговор будет отдельный.

Нам же, вновь прибывшим на вахту, ЧАЭС предоставила отдельную квартиру со всеми удобствами, талоны на бесплатное трехразовое питание, обеспечила дозиметрами-накопителями индивидуального пользования.

Кое-кто может подумать, что нас пригласили сюда для выполнения каких-то чрезвычайных работ. Это не совсем так. Водолазы и раньше были на станции своими людьми. Обследовали гидротехнические сооружения, которых здесь немало, участвовали в их профилактике и ремонте, словом, выполняли обычную работу. И вот подводники понадобились вновь – это подтверждение тому, что Чернобыльская атомная выходит на свой рабочий режим.

Разумеется, в те дни, когда на АЭС шел бой с вырвавшимся из-под контроля атомом, киевским водолазам из экспедиционного отряда подводно-технических работ ОСВОД УССР приходилось выполнять и роль подводных дозиметристов, спускаться на дно пруда-охладителя, проверять уровень радиации и на многих других подводных объектах. За выполнение этой операции правительственной комиссией, была объявлена благодарность водолазному специалисту отряда П.П.Попову, врачу-физиологу В.И.Голованю, личному составу водолазной станции старшины С.К.Марца.

Да, работа водолаза, как правило, связана с особо тяжелыми условиями труда. А здесь, на ЧАЭС, и подавно. Немало было сделано водолазным врачом отряда кандидатом медицинских наук В.И.Голованем для того, чтобы максимально обезопасить водолаза, работающего в условиях повышенного радиационного фона. Сам Владимир Иванович не раз спускался под воду, в числе первых проторил путь для последующих водолазных спусков.

И вот настал первый рабочий день в гидроцехе ЧАЭС.

– Ребята, предстоит работа…

Начальник цеха В.М.Бузарев коротко ввел нас в курс дела. Нужно было проверить состояние плавучей насосной станции. Она долго бездействовала, и, естественно, всасывающие устройства-патрубки могло уже замыть грунтом.

– В общем, берите с собой дозиметриста и – вперед. Машина уже ждет, – подытожил он.

И вот автомобиль с громоздким водолазным снаряжением подкатил к насосной станции. Через несколько минут под воду пойдет Павел Сутрин, а пока вместе с Николаем Кошмяком помогаю ему влезть в гидрокомбинезон, загерметизироваться, включиться в аппарат, надеть тяжелые свинцовые калоши. Ведь Павлу предстоит протиснуться под плавающую платформу насосной станции, найти на ощупь всасывающие устройства, определить, в каком они состоянии…

Тем временем дозиметрист доложил: обстановка нормальная.

…- Ну как? – задали мы первый вопрос, как только сняли с Сутрина мокрый скафандр.

Отдышавшись, вытерев рукавом раскрасневшееся лицо, по которому сбегали струйки пота, он наконец сказал, что всасывающие патрубки под угрозой замыва. Значит, плавучую насосную станцию придется перевести в более глубокое место. Выходит, мы не зря работали.

Ощущение того, что мы здесь нужны, что вместе с эксплуатационниками станции, строителями делаем общее дело, придавало силы. А они так были нужны в этой нелегкой и подчас изнурительной водолазной работе.

Был такой случай. Мы прибыли на третью береговую насосную станцию. Здесь забились решетки приемных камер. Значит, без водолазов не обойтись. Вот где пришлось попотеть, и не только нам. Все это время нам помогал машинист станции Виталий Курский. Молодой человек, круглолицый, с детским румянцем на щеках. Оказалось, что он наш земляк. На Чернобыльскую атомную пришел сразу же после армии. Желающих работать машинистом было немало, но ему, вчерашнему воину, отдали предпочтение. Вместе с женой и ребенком В.Курский живет пока у своих родителей в Киеве…

– Мне обещали дать квартиру в Славутиче, – делится своими планами Виталий. – Работа на АЭС мне очень нравится, а из Славутича ездить сюда можно будет на электричке: это всего сорок минут.

Немало интересных людей работает на АЭС. Есть они и в гидроцехе. Большинство, что хочется особо отметить, припятчане: старший мастер В.Е.Полищук, машинист земснаряда Сергей Лукьяненко… Дни работы в гидроцехе были наполнены дружбой и взаимопомощью. Здесь без этого нельзя.

Возможно, кому-то спуски под воду представляются этакой увеселительной прогулкой в экзотическое царство Нептуна. Для нас же это была напряженная работа, полная всяких неожиданностей, сопряженная с риском.

…Это случилось на одной из береговых насосных станций АЭС. Предстояло обычное профилактическое обследование гидросооружения. Следуя к неработающей приемной камере по уже «утоптанному» маршруту, водолаз в темноте неожиданно потерял ориентировку, иначе говоря, заблудился. И тут его подхватил мощный поток воды, швырнул на приемную решетку работающий соседней камеры. Как ни пытался он вырваться из цепких объятий стихии, его каждый раз еще сильнее присасывало к решетке. В это время помпа безостановочно подавала воздух, по телефону попавшего в переплет водолаза подбадривали товарищи.

И вот, наконец, общими усилиями водолаз был освобожден из подводного плена. А на следующий день он снова, как ни в чем ни бывало, пошел под воду.

Мы видели, как здесь самоотверженно трудятся! В трудное время в жизни ЧАЭС свела здесь людей судьба. Украинцев и русских, белоруссов и казахов, грузин и армян… Знаю по себе и своим товарищам: чем труднее нам давались подводные километры на АЭС, тем памятней становились дни, проведенные на чернобыльской земле.

Вечерний Киев, 1987 г., 9.03, № 56 (12971).