Початкова сторінка

МИСЛЕНЕ ДРЕВО

Ми робимо Україну – українською!

?

В зеркале аварии

А.Богачук. (Корр.«Правды»). Донецкая область

Крепить порядок на производстве

Чуть раскачивается, постукивает на опорных роликах штанга канатно-кресельной дороги, позвякивает под сиденьем стержень противовеса. Изредка проплывает над головой светильник, и опять первозданная тьма уклона, на кровлю которого давит почти километровая толща горных пород. Путь от западного крыла «Ясиновской-Глубокой» до шахтного ствола займет не меньше часа. Так что есть время мысленно возвратиться в забой, к месту взрыва, что унес человеческие жизни.

Мертвых не воскресить. И не утихла еще боль утраты. Но остался трехтысячный шахтерский коллектив, который живет, трудится, побеждает. Какие выводы сделали на шахте «Ясиновская-Глубокая»?

Григорий Есаулков и Виктор Кривовязов только что закончили нарезку ниши для комбайна в верхней части лавы. Оба на шахте далеко не новички, они поднялись на вентиляционный штрек и первым делом посмотрели на шкалу газоанализатора. Содержание взрывоопасного рудничного газа не превышало допустимой нормы. На смену заступало ремонтное звено, и все механизмы в забое остановили на профилактику.

Что ж, беда научила горняков осмотрительности, неукоснительному соблюдению правил безопасности. Но авария в то же время и закалила шахтерский коллектив. Ни один человек из бригады после гибели товарищей не подал на расчет, не покинул своего коллектива. Мне вспоминаются слова ветерана шахтерской гвардии дважды Героя Социалистического Труда Е.Дроздецкого из Кузбасса. «Человеку под землей, – наставлял Егор Иванович молодых горняков, – больше всего нужна вера в товарища, который в трудную минуту придет на помощь и никогда не оставит в беде». Видно, крепко верят на «Ясиновской-Глубокой» шахтеры друг другу. Верят в себя, в своих командиров. Верят, что любую аварию можно предупредить.

Рассказывает Александр Ярошенко – ветеран труда, бригадир:

– Контроль за состоянием рудничной атмосферы мы ведем теперь одновременно в самых уязвимых точках, в том числе на вентиляционном штреке, то есть на выходе из лавы. Приборы контроля установлены и на угольном комбайне. Как только содержание метана превысит полпроцента, двигатели комбайна автоматически отключатся. За тридцать лет я много повидал на шахте и могу с уверенностью сказать: аварии можно избежать, если о безопасности заботятся все – от рядового горняка до директора шахты…

Вместе с первым секретарём Макеевского горкома партии А.Винником и генеральным директором объединения «Советскуголь» Г.Лисовым мы побывали в тупиковой выработке, где роковым декабрьским утром [1986 г.] прогремел подземный взрыв. Теперь о нем напоминают лишь сохранившиеся кое-где остатки распластанной в клочья вентиляционной трубы, по которой в забой нагнетался свежий воздух. Заметим, кстати, что среди главных виновников взрыва был электрослесарь В.Тягунов, который грубо нарушил правила безопасности [1]. Взрывная волна выбила стальную крепь, местами обрушила кровлю выработки, сорвала конвейерную ленту, на десятки метров разметала пусковую аппаратуру. В довершение всех бед, взрыв метана повлек за собой подземный пожар. Один из лучших на шахте добычной участок № 7, оказавшийся в зоне взрыва, на месяц выбыл из строя.

Рассказывает председатель совета трудового коллектива шахты «Ясиновская-Глубокая» Иван Дидык, вожак очистной механизированной бригады участка № 4:

– Бригада Александра Ярошенко – наши давние друзья и партнеры по соревнованию. Когда случилась у них авария, мы, конечно, не могли оставаться в стороне. С остановкой седьмого участка шахта ежедневно давала меньше на четыреста тонн коксующихся углей лучших марок. Словом, работать предстояло за себя и за попавших в беду товарищей. Так и записали в решении партийного собрания. Только в январе дополнительно к заданию мы выдали свыше трех тысяч тонн топлива – больше половины месячного плана соседнего аварийного участка.

Инициативу коммунистов бригады И.Дидыка – работать за себя и за товарищей первыми поддержали горняки восьмого участка. И это вполне закономерно: добычную бригаду здесь возглавляет коммунист Николай Фролов, который два года назад вместе с группой горняков перешел из бригады И.Дидыка на отстающий участок. С отставанием давно покончено, а за три первых месяца бригада Н.Фролова записала на сверхплановый счет четыре с половиной тысячи тонн угля.

А как работает сегодня коллектив седьмого участка? Горняки знают: с переходом на глубокие горизонты растет газообильность пластов, повышается опасность внезапных выбросов угля и газа. На седьмом участке, где случилась авария, каждая тонна угля приносит в забой восемнадцать кубометров взрывоопасного метана. Иными словами, работы на большой глубине требуют интенсивного проветривания горных выработок.

Каждую минуту вентиляторы «Ясиновской-Глубокой» нагнетают под землю почти двадцать тысяч кубометров свежего воздуха. В пересчете на сутки это составит цифру почти астрономическую. И все-таки воздуха иной раз не хватает. Это вынуждает сдерживать добычу топлива, в интересах безопасности менять режим работы агрегатов. И тут от горняков требуются поистине виртуозное мастерство, умение маневрировать, безукоризненное владение современной техникой.

Рассказывает электрослесарь Иван Маркусевич, секретарь партийного бюро участка № 7:

Каждый третий у нас в бригаде – коммунист, каждый второй – комсомолец. Так что опереться есть на кого. Задание двух лет пятилетки мы обещали выполнить к 70-летию Великого Октября и в прошлом году создали хороший задел. Уже в феврале занесли на сверхплановый счет около трех тысяч тонн угля. Если говорить о традициях коллектива, я подчеркнул бы прежде всего верность долгу и верность слову…

В шахте нет цветов солнечного полудня. Здесь всё на контрастах, как на черно-белом негативе: тьма и свет, черный с искрящимися блестками пласт и белозубые улыбки горняков. Все здесь словно на полюсах, все полной мерой – только мужество и верность долгу, либо презренная трусость случайного под землей человека, который сам сбежит, не дожидаясь беды. И нет между ними ни полутонов, ни «золотой середины»…

Взаимовыручка, решимость всего коллектива противопоставить стихии волю и организованность, дисциплину и мастерство помогли горнякам выстоять, побороть беду. И снова горит звезда на копре «Ясиновской-Глубокой».

Правда, 1987 г., 13.05, № 133 (25120).

[1] Стрілочник! Стрілочник в усьому винен! Шерше ля strilotschnik!

Я хотів був дати для статті традційну рубрику «І тут, і всюди – скрізь погано», але, перечитавши її ще раз уважно, прийшов до висновку, що і тут, і всюди – скрізь добре. Видно, прочухан, який отримав А.Богачук від начальства («За последней чертой» під 4.01.1987 р.), справив вплив на його світогляд.