Початкова сторінка

МИСЛЕНЕ ДРЕВО

Ми робимо Україну – українською!

?

Капитан с “Припяти”

В.Лукьянченко

Человек и его дело

На ночном небе разгоралось зарево: теплоход «Припять-6», рассекая темную воду Днепра, подходил к Черкассам.

В рулевой рубке собралась вся команда. Причаливание, будь оно и тысячным по счету, всегда волнующе: ранним утром, поздним вечером или солнечным днем город, даже знакомый, предстает в новых красках. У рулевого устройства стоял стажер В.П.Гаврик. На судах принято совмещение профессий [1]. Даже капитан по совместительству – помощник механика. Единственный «несовместимый» специалист – это кок.

Капитан Н.А.Рубис, кавалер ордена Трудового Красного Знамени, более 40 лет проплавал на Днепре, 20 из них – капитаном. Сейчас он стоял возле стажера. Связались по рации с дежурным диспетчером грузового порта.

– Для вас есть 25 контейнеров груза.

– Подходите к причалу. За два часа разгрузим.

В порту кипела работа. Громадные краны переносили контейнеры, черпали жменями-ковшами песок, щебенку. Капитан взял ручку управления. Аккуратно подвел бак к пристани, дал возможность пришвартоваться.

Ровно через два часа «Припять-6» отошла от пристани. В темной рубке (так легче смотреть на ночной Днепр) в кресле рулевого сидел капитан, вглядываясь в мигающие по курсу буи. Предстояло пройти самый сложный участок реки от Черкасс до Канева. Тут Днепр узкий и извилистый. Для большого теплохода с грузом 750 тонн это непросто. Нельзя резко тормозить, поворачивать. Но вот трудные минуты позади. Капитан откинулся в кресле…

Почти всю жизнь прожил он под Чернобылем. Отстроил дом, посадил сад, вырастил четверых детей. Думал, выйдя на пенсию, работать в саду. И вдруг – авария на АЭС. Семью эвакуировали. Работал до самозабвения, а из головы не выходили мысли о своих. Каждый раз с особым волнением подходили к Кременчугу. Здесь теперь находилось управление Чернобыльской ремонтно-эксплуатационной базы. И вот однажды заместитель директора Ю.К.Гирич объявил, что в Днепропетровске их ожидают квартиры, есть разрешение на вывоз имущества.

Какое было счастье ехать с семьей на новую квартиру. Теперь он работал спокойно: жена устроена, младшие дети – в школе, а старшие, семейные, тоже получили квартиры…

Яркий свет полоснул рубку. Это зашел стажер Гаврик:

– Нарушилось крепление навесного генератора. Пойду отлажу.

Капитан внимательно посмотрел на будущего механика теплохода. Скоро рассвет, а он не спит. Не привык еще к новому укладу жизни – 12 лет трудился на суше, в ремонтной бригаде. А на воде свои порядки. Река, конечно, не море. Но и на Днепре хватает сложных ситуаций. Особенно в бурном и своенравном Кременчугском водохранилище.

Как-то «Припять-6» шла обычным рейсом. Сияло солнце, ничто не предвещало изменений погоды. До шлюза было три часа хода. Вдруг резко подул холодный ветер, полил дождь. Волны поднимались все выше и выше. Нужно было срочно уходить в убежище. Капитан взял управление теплоходом, приказал всем одеть спасательные жилеты, связать контейнеры толстым стальным тросом.

В лоцманской карте Кременчугского водохранилища написано, что вход в порт-убежище Адамовку при штормовых ветрах опасен. Но идти дальше на ощупь было еще опаснее. При первой же посадке на мель волны разнесут судно в щепки. Капитан крепко держал в руках рычаги управления, всматриваясь до боли в пелену дождя. Лишь на мгновение показался маяк на краю дамбы – и этого было достаточно.

Скоро теплоход стал идти спокойно: дамба прикрыла его от неистовых трехметровых волн. Груз, судно и люди были в безопасности.

…За кормой остался шлюз, пройдено Каневское водохранилище. Впереди – Киев. Теплоход сияет чистотой. Команда с волнением смотрит на проплывающую за бортом столицу. Вот и грузовой порт. Не долго простоит тут «Припять-6». Ровно столько, сколько понадобится для разгрузки и погрузки. А потом опять пойдет по Днепру, развозя контейнеры с промышленными товарами.

Правда Украины, 1986 г., 23.10, № 243 (13513).

[1] Бо не вистачає людей на заповнення всього штатного розкладу.