Початкова сторінка

МИСЛЕНЕ ДРЕВО

Ми робимо Україну – українською!

?

Ток «малой» энергетики

В.Горохов. Генеральный директор объединения «Электроагрегат». г.Курск

Экономия – резерв экономики

Почти каждый день приходится читать письма из различных республик и областей с просьбой отгрузить вне фондов хотя бы одну передвижную электростанцию, на выпуске которой специализируется наше предприятие.

Некоторые снабженцы приезжают в Курск с заданием – «без передвижки домой не возвращаться». Особенно возрастает поток писем и «толкачей» зимой, когда чаще выходят из строя линии электропередачи, и потребители остаются без источников питания. Так, за последние три года в районах Курской области были сотни внезапных отключений электроэнергии. Такая же картина наблюдается в соседних областях Центрального Черноземья, в других регионах страны. Потому и приходится слышать: «Эх, была бы в резерве передвижная электростанция, стихия не нанесла бы столь ощутимого ущерба…»

А пока их, этих электростанций, нет, колхозы и совхозы теряют из-за перебоев в энергоснабжении немало продукции ферм. Сейчас за дояркой закреплено по 50 и более коров – попробуй выдоить их вручную. Промышленному предприятию, стройке или, скажем, школе, больнице тоже нелегко.

Словом, нужды тех, кто обращается к нам с просьбами, мы понимаем, и рады бы помочь. Но приходится отказывать, ибо продукции выпускаем ровно столько, сколько значится потребителей в утвержденном Госпланом списке. Это в основном лесозаготовители, строители транспортных магистралей или газопроводов, геологи и нефтяники. Так называемая «малая» или передвижная энергетика применяется там, куда невозможно, экономически невыгодно тянуть ЛЭП, – в районах Сибири, Крайнего Севера, Дальнего Востока. В центральную же часть страны выделяется станций в десятки раз меньше, чем требуется.

В чем же дело? Почему образовался дефицит? Причин много. Расскажу о них по порядку. Для изготовления передвижных электростанций и электроагрегатов нужны двигатели внутреннего сгорания, некоторые виды синхронных генераторов, поставляемых по кооперации. Вот тут-то складывается впечатление, что никто всерьез стандартизацией не занимается.

Возьмем изделия в диапазоне до 100 киловатт. Госплан СССР выделяет для них 14 типоразмеров дизельных двигателей, выпускаемых пятью министерствами. А ведь если к делу подойти по-хозяйски, достаточно было бы одного, максимум двух типоразмеров. Положение усугубляется еще и тем, что двигателей каждого типа выделяется в ограниченном количестве. Тут уже не до унификации, приходится брать и то, что давно морально устарело. Похожая картина с электроагрегатами мощностью в 30 киловатт.

В подотрасли вынуждены использовать шесть совершенно различных типов двигателей внутреннего сгорания с разными размерами цилиндровой группы, разными габаритами, весом, сроком службы и так далее. Такая «стандартизация» заставляет изготовителей вместо одной базовой конструкции электроагрегата в 30 киловатт создавать шесть, усложняя тем самым производство и снижая его эффективность. Трудно не только нам, но и потребителям из-за отсутствия взаимозаменяемых запасных частей, плохого снабжения ими. К тому же, скажем, дизели ЯАЗ-204 Ярославского моторного завода давно устарели. Снимать же их с конвейера не собираются, а наши предложения на сей счет не слышат.

Сейчас объединение создает новую серию передвижных электростанций и агрегатов на базе унифицированного семейства дизелей Владимирского тракторного завода. Эти машины будут надежнее. При их изготовлении рассчитываем экономить ежегодно свыше шести тысяч тонн черных металлов, около десяти тысяч тонн дизельного топлива.

Казалось бы, преимущества очевидны. Одно плохо: владимирский завод, создавший семейство дизелей, пригодных и для передвижных электростанций, и для компрессоров, и для других целей, входит в Министерство тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, которое отвечает лишь за производство сельхозмашин. А обеспечение народного хозяйства современными экономичными общепромышленными дизелями – дело для отрасли второстепенное.

В связи с этим не понятна роль соответствующих отделов Госплана СССР, органов Госстандарта СССР. Они, конечно же, знают о дефиците двигателей, понимают значение стандартизации для его преодоления. Но почему же годами ничего не предпринимают?

Теперь – о генераторах. Давно разработана их общесоюзная серия, но до сих пор продолжается выпуск устаревших изделий, на которые много нареканий. Слишком велика номенклатура машин. Например, изготовлением генераторов мощностью до тысячи киловатт занято более десяти предприятий.

Нет четкой, хорошо отлаженной системы и в использовании научных, а также инженерно-технических кадров. В нашей подотрасли имеется 10 самостоятельных НИИ и КБ, но нет единого технического центра, который координировал и направлял бы их работу. А он необходим.

Правда, 1986 г., 18.05, № 138 (24760).

Оце перша стаття із серії зібраних мною матеріалів, які характеризують стан енергетичного господарства СССР.