Початкова сторінка

МИСЛЕНЕ ДРЕВО

Ми робимо Україну – українською!

?

10.08.1987 Крушение

М.Крюков. г.Каменск-Шахтинский. 9 августа

Подробности / [І тут, і всюди – скрізь погано]

Как уже сообщалось, на станции Каменская произошла железнодорожная катастрофа. Наш корреспондент передает:

Земля на этой части станционных путей смешана с разбросанными страшной силой рельсами, с раздробленными в щепы шпалами. Громоздятся друг на друге исковерканные железные остовы грузовых вагонов-зерновозов.

Они «вцепились», впаялись друг в друга. Их с большим трудом удается растаскивать и вывозить.

Электровоз, который вел грузовой состав, тоже исковеркан. Ночью 7 августа на большой скорости он врезался в хвост пассажирского поезда номер 335 «Ростов – Москва» и буквально накрыл собой вагоны. Последние два вагона – номер 14 и номер 15 – были мгновенно смяты, вагон номер 13 поврежден. В результате катастрофы погибли десятки человек…

Через несколько часов после крушения в Каменск-Шахтинском уже действовал штаб но ликвидации аварии. К станции двинулись бульдозеры, тракторы. Первыми прибыли машины «скорой». Врачи оказывали срочную помощь пострадавшим.

– Сразу же в горкоме партии, горисполкоме зазвонили телефоны, – рассказывает первый секретарь Каменского горкома партии Н.Дубовицкий. – Звонили доноры, студенты строительных отрядов, рабочие предприятий, спрашивали, чем они могут помочь. Приходили целыми группами. Помощь многих очень пригодилась…

В городской гостинице «Донец», где разместился штаб и устраивают приезжих, нам показали большой список фамилий жителей. Они предлагали кров для родственников погибших.

При нас пришел в штаб рабочий дорожно-ремонтного строительного управления № 4 Валентин Шатоха.

– Обязательно поселите кого-нибудь у меня. Сколько нужно будет, столько пусть и живут.

Дежурит сейчас в штабе секретарь горисполкома Б.Шачнин. Рядом с ним – заместитель начальника горотдела милиции по политчасти А.Поцелуев, председатель городского комитета народного контроля И.Боярко и другие. У каждого свои обязанности. Беспрерывно звонят телефоны.

Звонок из города Новошахтинск. Взволнованный голос спрашивает, нет ли среди погибших Бори Ефремова? Вместе с другими ребятами он ехал в туристическую поездку в Москву. Оба – и Шачнин, и Поцелуев – просматривают списки. Ждут другие дела, но они не спешат. Как бы не ошибиться. Понятно, что на другом конце провода ждут с замиранием сердца ответа. Шачнин наконец с облегчением говорит в трубку: Бори Ефремова и группы мальчиков в этом поезде не было. Снова и снова звонки…

Б.Шачнин показывает длинный список фамилий. Их больше четырехсот.

– Это те, кто продолжил путь в Москву. Переписали всех. Методом исключения легче искать…

Движение на станции Каменская еще не открыто. День и ночь не прекращаются восстановительные работы. Нужно вывезти отсюда и зерно, тысячи тонн которого рассыпаны на путях. Люди стоят в цепочке, передают друг другу ведра с зерном. Грузят в вагоны. Отправляют отсюда на хлебоприемные пункты. Работают молча, с каким-то ожесточением, не замечая усталости. Сейчас здесь трудятся бригады с химкомбината «Россия» и производственного объединения «Химволокно». Заместитель председателя горисполкома А.Уланов и инструктор горкома партии А.Дейнека рассказывают, как быстро, единодушно откликнулись на случившуюся беду жители города, рабочие местных предприятий. Например, сделали заявку в швейное производственное объединение на 15 человек. Прибыло более пятидесяти. Те, кто остался на рабочих местах, трудятся за двоих [1]. На расчистке завалов на станции работает много молодежи. Пришел на помощь городу Каменский зональный штаб студенческих строительных отрядов. Ребята из Ростовского института инженеров железнодорожного транспорта, Новочеркасского политехнического института, Дагестанского политехнического института, Ростовского института народного хозяйства работают одержимо. На высоте оказались местные медики. Им большую помощь оказывают врачи, прибывшие из Ростова.

Едем на другой конец города. Тут сейчас самое скорбное место. Но об этом надо говорить. Хотя бы потому, что несколько человек – родственники погибших сказали нам: «Пишите и о наших слезах. Пишите для тех, по чьей вине происходят аварии. Пусть знают, какой ценой приходится потом расплачиваться».

Там, где мы сейчас находимся, идет опознание погибших. Не у всех ведь удалось обнаружить документы.

Рая Долгова живет в Ростове, работает в ателье «Пушинка». К ней приезжала погостить сестра с мужем и двумя детьми. И вот вся семья погибла…

Конечно, утешениями не поможешь. Но что-то делать, помогать пострадавшим, их родственникам и друзьям все же можно и нужно. Над каждым организуется «шефство», к нему «прикрепляется» кто-либо из местного актива. Берет на себя город и значительную часть практических забот.

Интересуюсь судьбой локомотивной бригады. Машиниста выбросило из кабины. Он доставлен в больницу. Помощник тоже жив.

Вечером в 20 часов очередной раз состоялось заседание правительственной комиссии. Ведет заседание ее председатель, заместитель Председателя Совета Министров СССР Г.Ведерников [2]. Уточняется, что сделано за день. Какие возникли проблемы. Как их быстрее решить. Разговор идет строгий, по-деловому четкий.

После заседания комиссии короткая беседа с Г.Ведерниковым. Отвечая на вопросы, он сказал:

– Кто виноват в аварии, как она стала возможна, на это ответит следствие. Что касается остального, вы видите – принимаются все меры, чтобы помочь тем, кого постигло несчастье, чтобы быстрее восстановить движение через станцию.

В Ростовский обком партии звонил Михаил Сергеевич Горбачев [3]. Интересовался подробностями аварии. Спрашивал, какая помощь оказывается семьям погибших. Просил уделить этому особое внимание.

…Город Каменск-Шахтинский продолжает нести свою скорбную вахту. Жители его действуют самоотверженно. В тяжелую минуту мы чувствуем плечо друг друга.

Правда, 1987 г., 10.08, № 222 (25209).

[1] Ясна річ, за ті ж самі гроші.

[2] Урядова комісія на рівні чорнобильської – заступника премьєра, і менша від комісії по «Нахімову».

[3] На ЧАЕС він прецінь не подзвонив. Можливо, не знав номеру, а можливо, боявся, що з телефонної трубки вискочить радіація – не знаю точно.