Початкова сторінка

МИСЛЕНЕ ДРЕВО

Ми робимо Україну – українською!

?

Спасло лишь чудо

Корр. ТАСС М.Князьков для «Известий»

[А у самих що робиться]

Нью-Йорк. (Корр. ТАСС М.Князьков для «Известий»). Экипаж космического корабля многоразового использования «Колумбия» чуть было не постигла такая же трагическая судьба, как и экипаж «Чэлленджера». Американцы с ужасом узнали об этом из только что обнародованных документов специальной президентской комиссии по расследованию катастрофы «Чэлленджера», в результате которой семь членов его экипажа погибли.

Утром 6 января, когда с космодрома на мысе Канаверал должна была стартовать «Колумбия», ничто вроде не предвещало неприятностей. Продолжался предстартовый отсчет времени. Но неожиданно, всего за 31 секунду до запуска двигателей, было отмечено резкое падение температуры двигателя. Старт отменили.

Когда специалисты начали выяснять причины случившегося, они ахнули: экипаж «Колумбии», как оказалось, отделяла от верной гибели всего 31 секунда. Дело в том, что незадолго до старта кто-то из обслуживающего персонала по ошибке слил из топливных баков космического корабля 18 тысяч фунтов жидкого кислорода. Как заявляют специалисты, если бы «Колумбия» все-таки взлетела, ей просто не хватило бы топлива, чтобы дотянуть до орбиты. Спасло лишь чудо: сливаемый жидкий кислород охладил двигатель, и падение температуры было зарегистрировано.

Эксперты Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) США объясняют эту ошибку, чуть было не ставшую роковой, переутомлением обслуживающего персонала космического центра на мысе Канаверал. Что ж, в этом есть доля истины. Сотрудники центра, которым было поручено следить за двигателем, заканчивали третью ночную смену кряду, причем продолжительность каждой из них составляла 12 часов. Этим лишь подтверждается тот очевидный факт, что руководство американской космической программы осуществлялось без должного чувства ответственности, в спешке, в условиях неразберихи и пренебрежения элементарными нормами безопасности.

Впрочем, и этому есть свое объяснение: у НАСА был, да у остается такой могущественный погоняла, как Пентагон. Из года в год в Вашингтоне составлялись плотные графики запусков «шаттлов» для доставки на орбиту сверхсекретных пентагоновских грузов. В результате в общем-то экспериментальные корабли, требующие особого внимания в плане обеспечения безопасности, были превращены в нечто вроде космических грузовых такси для военного ведомства США. По существу это и было самой серьезной ошибкой Вашингтона.

…Через три недели после того, как чудом спаслась «Колумбия», взорвался «Чэлленджер».

Известия, 1986 г., 8.08, № 220 (21662).