Початкова сторінка

МИСЛЕНЕ ДРЕВО

Ми робимо Україну – українською!

?

15.01.1988 В Политбюро ЦК КПСС

Политбюро ЦК КПСС на заседании, состоявшемся 14 января, рассмотрело в порядке контроля вопрос о выполнении ранее принятых решений партии и правительства по развитию агропромышленного комплекса Нечерноземной зоны РСФСР. В ходе обсуждения, в котором приняли участие первые секретари областных комитетов партии, отмечалось, что осуществление намеченных мер оказывает положительное влияние на развитие этого важного экономического района страны. На развитие и укрепление материально-технической базы и социальной сферы направлены значительные ресурсы. В результате приостановлен имевший место на протяжении ряда лет спад производства сельскохозяйственной продукции [1].

Вместе с тем Политбюро считает, что коренного перелома в развитии агропромышленного производства Нечерноземной зоны не произошло. Сельское хозяйство многих областей и АССР региона не обеспечивает устойчивого развития, вкладываемые государством и колхозами крупные средства не дают должной отдачи. Особую тревогу вызывает положение дел в хозяйствах Владимирской, Ивановской, Калининской, Кировской, Костромской, Рязанской, Смоленской, Ярославской, Новгородской, Псковской областей.

Подчеркивалось, что дальнейшее усиление роли агропромышленного комплекса Нечерноземной зоны РСФСР в устойчивом наращивании продовольственного фонда страны является задачей большого политического, общегосударственного значения. Большое внимание обращено на необходимость в ближайшее время добиться обеспечения населения этого района основными продовольственными продуктами за счет собственного производства [2]. Предусмотрено усилить темпы социального преобразования села Нечерноземья, с тем чтобы в 1995 году обеспечить каждую сельскую семью отдельным жилым домом с надворными постройками, иметь в сельских населенных пунктах достаточное количество школ, детских учреждений, объектов здравоохранения, культуры, торговли и быта.

Признано необходимым, начиная с этого года, осуществить широкую программу дорожного строительства, усилить темпы газификации сел, расширить применение электроэнергии на производственные и бытовые нужды. Намечено разработать комплексную программу социального и экономического развития Нечерноземной зоны РСФСР на 1988-1995 годы, приоритетного выделения для ее реализации капитальных вложений [3], материально-технических ресурсов. Определены меры по дальнейшему совершенствованию управления агропромышленным комплексом Нечерноземной зоны РСФСР.

Рассмотрен ход выполнения постановления ЦК КПСС от 14 июля 1986 г. «О результатах расследования причин аварии на Чернобыльской АЭС и мерах по ликвидации ее последствий, обеспечению безопасности атомной энергетики» и других решений партии и правительства по данному вопросу [4].

Отмечено, что за истекший после аварии период в этом направлении реализован комплекс крупномасштабных мероприятий. В сжатые сроки возведено уникальное укрытие разрушенного энергоблока. Введены в эксплуатацию все три оставшиеся энергоблока [5]. Завершается строительство первой очереди нового города энергетиков – Славутича. Решены важные вопросы, связанные с совершенствованием организационного и технического уровня атомной энергетики. По этим проблемам принят ряд крупных решений правительства.

В районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению, проведена дезактивация городов, сел и деревень. Реализуются крупные меры по охране здоровья проживающего здесь населения, оказанию ему необходимой медицинской помощи. Развернул работу Всесоюзный центр радиационной медицины. В результате проведения большого объема дезактивационных работ уровни радиации на территории электростанции, в ее помещениях снижены до размеров, обеспечивающих безопасность работы обслуживающего персонала. Проведенные детальные обследования людей показали, что каких-либо отклонений в их здоровье, связанных с радиацией, не наблюдается.

Все эвакуированное население на новых местах размещения трудоустроено и обеспечено жильем. В этих целях построено более 21 тысячи индивидуальных жилых домов, около 800 объектов социально-бытового и культурного назначения, выделено 15 тыс. квартир. Выплачено разного рода компенсаций и льгот на сумму более 900 млн. рублей. Прямые затраты на ликвидацию последствий аварии составили около 4 млрд. рублей, а с учетом потерь, связанных с сокращением объемов производства продукции в этих районах, и других расходов – около 8 млрд. рублей.

Выполнение в короткие сроки беспрецедентных по своим объемам и технической сложности работ по устранению последствий аварии стало возможным благодаря высокому патриотизму и самоотверженности рабочих, ученых, инженерно-технических работников, служащих, воинов Советской Армии. Ярким свидетельством сплоченности и коллективизма советских людей стало перечисление ими в фонд Чернобыля около 540 млн. рублей.

Политбюро определило дальнейшие задачи по ликвидации последствий аварии, предложило Минатомэнерго СССР и другим министерствам и ведомствам сконцентрировать усилия на обеспечении полной безопасности атомных станций [6]. Особо подчеркнуто, что развитие атомной энергетики в нашей стране должно базироваться на качественно новой технической основе, абсолютно надежных инженерных и конструкторских решениях, высокой технологической дисциплине в коллективах АЭС. Важное значение обращено на необходимость усиления работы с кадрами.

Политбюро одобрило подготовленные в соответствии с Законом СССР о государственном предприятии (объединении) предложения о порядке избрания советов трудовых коллективов, проведения выборов руководителей предприятий. Отмечено, что проведение выборов советов трудовых коллективов и руководителей должно обеспечивать привлечение к управлению производством работников, обладающих профессиональной компетентностью, высокими морально-политическими качествами, способных обеспечить сочетание интересов общества, коллектива и каждого труженика.

Политбюро одобрило итоги беседы М.С.Горбачева с Генеральным секретарем ЦК Коммунистической партии Чехословакии М.Якешем. С удовлетворением подчеркнуты общий подход КПСС и КПЧ к основным проблемам социалистического строительства, единство взглядов по коренным вопросам внешней политики. Новые широкие возможности для развития всестороннего советско-чехословацкого сотрудничества открываются в связи с курсом на перестройку, демократизацию, ускорение научно-технического и социального прогресса в обеих братских странах.

На заседании Политбюро ЦК КПСС обсуждены также некоторые другие вопросы развития советской экономики, претворения в жизнь внешнеполитического курса нашей страны.

Правда, 1988 г., 15.01, № 15 (25367).

[1] Ворога знову, як і в 1941 році, вдалося зупинити тільки під Москвою.

[2] Вперше після Хрущова начальство вирішило добитись, щоб селянин годував себе сам, а не купував їжу за кордоном. Але це йому не вдалося.

[3] Країна, де пріорітетними вважаються не комп'ютери, а коровники, може відстати у розвитку.

[4] Ця постанова – секретна, ніколи не друкувалась і оце допіру через півтора роки після прийняття комуністична влада офіційно визнала, що вона таку постанову прийняла; б) були ще інші постанови на цю тему – ще більш секретні.

[5] Не зауважив переможного рапорту про введення 3-го блоку,

[6] Якщо потрібно ставити подальші задачі – значить, попередня робота визнана незадовільною.