Початкова сторінка

МИСЛЕНЕ ДРЕВО

Ми робимо Україну – українською!

?

Деякі відомості про школи в селах Попельнастівської волості

Жахалова Н. В.

Деякі відомості про земську школу та школи грамотності в селах Попельнастівської волості.

Приговор Попельнастовской волости, волостнаго схода, 1-го мирового участка

1874 года Декабря 11 дня, Попельнастовский волостной сход, быв сего числа на сходе в числе 72 домохозяев выборных, имеющих право голоса на волостном сходе, где, между прочим, имели суждение о том, что общественный дом, в котором помещается приходское училище, совершенно не удобен для училища, во первых: – стар, во вторых совершенно тесен, так что ученики не могут поместиться в оном по тесноте, почему мы находим необходимым выстроить новый дом для приходского училища, на что назначаем сто руб. серебром, при чем просим нашим приговором пособия от земства с тем, что все необходимыя и натуральныя повинности, как мазка, кровля и проч. будет отбываемо от нас крестьянами; почему приговорили: настоящий приговор наш представить в Верхнеднепровскую уездную земскую управу и просить распоряжения о вспомоществовании на постройку дома в с. Попельнастом для приходскаго училища, вмещающего в себе примерно до 60 мальчиков, – в сем и подписуемся: Попельнастовский сельский староста К.Алейник и 72 крестьянина. Печать сельского старосты с. Попельнастой

Что действительно настоящий приговор волостным сходом Попельнастосвкой волости постановлено с общего согласия во всем правильно, в том Попельнастовское волостное правление подписью и печатью свидетельствует. Декабря 11 дня 1874 г. Волостной старшина Гладир. Волостный писарь Пузинов. Печать Попельнастовского волостного правления

Постановления Верхнеднепровского VІ чрезвычайного уездного земского собрания.
18 и 19 генваря 1875 года. – Кременчуг, 1875, с. 37-38.

Примітка: за підсумками розгляду приговору (звернення) Попельнастівського волосного сходу земські збори Верхньодніпровського повіту більшістю голосів (15 проти 12) постановили: "дать Попельнастовскому обществу в безвозвратную ссуду из 400 ассигнованных на народное образование, в помощь для постройки школы триста руб. под условием отчетности" (там же с. 14). Ця школа, будівництво якої здійснене за рахунок земських сум, згодом згадується як земська школа або училище.

Вже в 1878 році у звіті земським зборам члена повітової училищної ради Василя Абази про результати перевірки 11 шкіл північної частини Верхньодніпровського повіту про нововідкриту у селі Попельнастому школу повідомлялося наступне:

Попельнастовская школа. Помещение то-же, что и в прошедшем году: большое на 70-80 учеников, довольно теплое и светлое; на половине учителя в нынешнем году прибавлена новая печь, вследствие чего и последняя стала очень удобна.

Испытание произведено 11 апреля.

Посещало школу: в 1-м отделении 24 мальчика, 1 девочка, во 2-м 24 м., 6 д. и в 3-м 14 м., 2 д., всего 62 мальчика и 9 девочек; на испытании присутствовало в 1 отд. 11 м., 1 д. во 2-м – 14 м., 4 д. и в 3-м – 6 м. и 1 д., всего 31 м., 6 д. По закону Божию (занимался св. Рубанистый) пройдена сполна установленная программа; 1-е отделение хотя и отвечает на все вопросы, но очень слабо, не иначе, как по наводящим вопросам и некоторым подсказывании; 2-е отд. кроме двух очень слабых, дает весьма удовлетворительные, достаточно усвоенные ответы по истории новаго завета; 3-м отделением очень хорошо и толково разсказывается история ветхаго завета.

По русскому языку чтение 1-го отд. весьма не дурно с остановками на некоторых знаках препинания; значение последних усвоено достаточно; передача прочитанного слаба, но объяснения явлений передается вполне толково; под диктовку фраза: "наступила весна и теплое время", – написана почти безошибочно, а у двоих даже с двоеточием над буквою е в слове тëплое. 2-е отд. читает очень хорошо и также передает прочитанное (кроме одного); ответы по вопросам естествоведения (в пределах книги для чтения Водовозова) смелы, бойки и вполне разумны; имеет первоначальныя сведения из географии. Под диктовку написано было с 3-4 ошибками и с некоторыми знаками следующее: "для того, чтобы окончить свое учение мы должны посещать школу еще один год, а затем, надо надеяться, порядочно будем знать русскую грамоту".

Чтение 3-го отделения очень хорошо: ровное, плавное, выразительное; передача прочитанного подробна до мелочей (читалась повесть о том, как поссорился Иван Иванович…), довольно сложныя явления природы передаются с полной точностью; сведений из всеобщей и в особенности русской географии, а также русской истории имеется достаточно. Известное стихотворение Некрасова "Сеятель" написано было очень скоро с 2-3 ошибками, а у двоих безошибочно.

По арифметике в 1 отд. пройдено до 10; умственныя задачи разрешаются вяло и слабо, разложение хорошо; во 2 отд. пройдено до 50 и умственныя задачи, в особенности на меньшия числа (до 30), решаются удовлетворительно; 3-е отделение прекрасно решает письменныя задачи на 4 действия именованных чисел и имеет понятие о дробях (правильная, не правильная и смешанная дробь; обращение не правильной в смешанную и наоборот; увеличение дроби с увеличением числителя и уменьшение ея с увеличением знаменателя; не изменяемость дроби от помножения одним и тем-же множителем числителя и знаменателя; приведение двух дробей к одному знаменателю; сложение и вычитание дробей); кроме того имеет понятие о линиях, некоторых геометрических фигурах, плоскости и объеме; вычисляет плоскость квадрата и прямоугольника и объем куба.

По русской грамматике знают главныя части речи и падежи; производят этимологический разбор не трудных предложений.

Вообще успехи 3-го отделения Попельнастовской школы, наравне с тем-же отделением Богодаровской выходят из ряда всех, остальных школе северной половины уезда, как это доказал публичный экзамен на льготу по воинской повинности, произведенный Училищным советом в полном его составе 18 Мая в г. Верхнеднепровске в здании земского дома.

К крайнему сожалению нелепая молва, ходившая среди крестьян с. Попельнастаго, что окончивших курс "заберут на войну", заставила большинство отцов, взять своих сыновей почти среди курса, а затем уже под конец его из числа 7 долженствовавших держать экзамен выбыло еще 4.

Весь успех училища должен быть приписан исключительно добросовестности опытной в деле преподавания учительницы Погорлецкой, в виду того, что местное крестьянство относится к школе далеко не с тем сочувствием какого следовало-бы желать и посещение школы учениками, весьма неисправное, усиливается еще весенними разливами, прерывающими сообщения между окраинами села и его центром.

Кстати, сделаю не лишенное интереса замечание из своей пятилетней практики по обязанности члена Училищнаго совета: я убедился, что особенным несочувствием к школе отличаются крестьяне бывших военных поселений; свежо ли среди них воспоминание о кантонистских и иных школах времен поселения, где грамота насаждалась жестокими розгачами или другая причина – сказать не могу, только школы в бывших помещичьих имениях пользуются несравненно большим сочувствием и поддержкой населения (Богодаровка, Алферово, Николаевка (Широкая), Николаевка (Остроградскаго), Троицкое и пр.).

А что может хорошая школа в один год сделать из крестьянского мальчика, в этом я убедился как нельзя лучше в нынешнем году. Около 15 октября в Попельнастовское училище поступил сын моего прикащика, 10-ти летний мальчик Марк Бычков; в день отправления он положительно не умел еще говорить и производил одни лишь малопонятные членораздельные звуки, если впрочем не считать уменьем говорить полный лексикон самых отчаянных ругательств, в знании которых он смело мог поспорить с каждым опытным в этом деле крестьянином; они были заучены им вследствие постоянной практики просто как ряд звуков, имеющих особенное значение в повседневной жизни. Во время произведенного мною испытания, т.е. через 7 месяцев, этот самый Марк Бычков порядочно читал и разсказывал прочитанное, объяснил значение некоторых знаков препинания, был одним из написавших диктовку без одной ошибки и давал удовлетворительные ответы на вопросы относящиеся к знанию трех царств природы. Хотя он почти весь учебный курс находился при школе, но каких-же трудов прежде всего стоило научить его говорить и затем особенное рвение он проявлял только ко всевозможным шалостям, вследствие которых раз чуть было не утонул, но никак не к учению.

Постановления Верхнеднепровского ХІІІ очередного уездного земского собрания. 17-23 сентября 1878 года. – Кременчуг, 1879, с. 207-210.

Крім того наприкінці століття за опікою Верхньодніпровського відділення Катеринославської єпархіальної училищної ради в цілому ряді сіл Попельнастівської волості почали діяти школи грамоти: з 1894 року – в селі Хорошевому, де навчалося 29 хлопчиків і 3 дівчинки, з 1897 року – в сільці Григорівці (36 хлопчиків і 3 дівчинки), з 1900 року – в сільці Маркізівці (35 хлопчиків і 3 дівчинки) та у селі Попельнастому (46 хлопчиків і 3 дівчинки). Дещо пізніше були відкриті початкові школи також при сільцях Миколаївці і Олександрівці (Докторовій).

Цікаво також, що не дивлячись на належність до шкіл духовного відомства, серед учителів грамоти Попельнастівської волості у цей час згадуються виключно особи, походженням із селян: у Хорошевому – Степан Загреба, в Григорівці – Марко Шуть, у Маркізівці (вона ж Лозоватка) – Лука Вірка, у Попельнастому – Юліан Стрєльцов. Функціонування поширених у цей час церковно-прихідських шкіл у селах волості не зафіксовано (Отчет епархиального училищного совета о состоянии школ церковно-приходских и грамоты в Екатеринославской епархии за 1901 год. – Екатеринослав, 1902, с. 42-45).

У 1903 році (23 жовтня) при огляді церков єпархії з одночасною ревізією земських і церковних шкіл у головних селах Попельнастівської волості побував новопризначений Єкатеринославський епіскоп Сімеон (Покровський), що за посадою виконував обов’язки Голови Катеринославської єпархіальної наглядової ради церковних шкіл. Зазвичай, якщо у церкві одночасно перебували учні земських і церковних шкіл, владика розпочинав іспити з перших, а потім переходив до перевірки учнів церковних шкіл. Із стислих записів про підсумки відвідин преосвященним території краю, маємо наступні відомості про стан справ з освітою у селах Попельнастівської волості:

Попельнастое. Местная земская школа, за переводом священника, осталась без законоучителя, поэтому Его Преосвященство прослушал только чтение старших учеников по славянски и по русски. Старшие ученики местной школы грамоты (всех 42 души) читали по славянски из евангелия о путешествии двух учеников в Еммаус довольно хорошо, только погрешности против ударений портили впечатление; по русски читали ст. "Подвиг Ивана Сусанина" вполне хорошо, даже выразительно, что не часто можно услышать в школах. Храмовой праздник (26 сентября), тропарь и сведения об Иоанне Богослове знали хорошо, очень хорошо также изложили историю Преображения Господня, перечислили и другие праздники; титулы Царствующаго Дома знали очень твердо. В среднем отделении читали символ веры, за немногими исключениями, правильно, заповеди тоже, только в чтении 5 и 10 сделаны ошибки, но другие ученики поправили; младшие ученики знали, кроме немногих, молитвы: за Царя, Святому Духу, Господню, Достойно есть, Богородицу.

Хорошее. Земская школа [11] и школы грамоты местная (29 душ) и Маркизовская (22 души) подверглись испытанию в церкви. Сначала Его Преосвященство прослушал чтение старших учеников земской школы по славянски и по русски, затем предложил им вопросы о царях еврейских, чем прославился Соломон, когда и почему разделилось царство, на которые ответа не последовало; второгодники заповеди знали. Старшие ученики Маркизовской школы и по славянски и пo русски читали слабо, храмовой праздник (21 мая) знали, тропарь прочитали, сказали, что бываетъ 21 ноября, перечислили сентябрьские праздники и прочитали тропарь Рождества Богородицы. Второгодники обеих школ читали символ веры и заповеди нередко с ошибками; в первых отделениях обеих школ немногие знали молитву Господню и Достойно есть. Заведующий заявил, что ученики поздно собираются, например в Маркизовской школе прием учеников продолжается еще доселе.

Отчет Екатеринославского епархиального наблюдательного совета
церковных школ за 1903-1904 учебный год. – Екатеринослав, 1905, с. 7.

11. Про влаштування земської школи безпосередньо у селі Хорошевому нам не вдалося знайти конкретних відомостей. Збереглася хіба що згадка за 1893 рік про пожертвування гласним земських зборів Чибисовим 65 руб. за Хорошевське товариство на утримання тут училища (Постановления Верхнеднепровского ІІІ-го очередного уездного земского собрания. 9-14 октября 1893 года. – Верхнеднепровск, 1894, с. 35). Але при цьому, скоріше за все, йшлося про фінансування влаштовуваної при селі Хорошевому школи грамоти. Не виключено також, що під поняттям земської школи у приведеному описі малася на увазі лише певна кількість учнів з цього села, які навчалися в місцевих земських школах (насамперед, у Попельнастівській).


Подається за виданням: Метрична книга двох приходів:слобід Буянської і Попельнастої 1770-1782 років. – К.: Академперіодика, 2011 р., с. 95 – 97.